АНТИКОР — національний антикорупційний портал
МОВАЯЗЫКLANG
Київ: 8°C
Харків: 8°C
Дніпро: 8°C
Одеса: 8°C
Чернігів: 9°C
Суми: 8°C
Львів: 4°C
Ужгород: 8°C
Луцьк: 4°C
Рівне: 3°C

Выборы не местного значения

Читать на русском
Выборы не местного значения
Выборы не местного значения

К чему может привести Украину нынешняя избирательная кампания.

В странах устойчивой демократии местные выборы уже традиционно рассматриваются как индикатор, указывающий на изменения электоральных настроений и тенденцию к изменению правящей партии (или коалиции) в стране. Однако в Украине до последнего времени местным гонкам такая роль не отводилась. К 2010 году они проходили одновременно с парламентскими. А осенью 2010 года режим Януковича, который уже начал процесс узурпации власти на государственном уровне, просто форматировал местные советы под себя, апробируя различные технологии искажения волеизъявления. Однако нынешние местные выборы - отнюдь не местного масштаба и имеют вид плохо скрытой репетиции общегосударственных, которые могут приблизить и в значительной мере спроектировать их результаты.

То, что большинство партий апеллируют прежде всего к общенациональной проблематике, присущей парламентским или президентским выборам, но отнюдь не местным гонкам, заметили уже не только обозреватели и эксперты, но и глава правительства, который посвятил этому одно из последних телеобращений. Основные темы - подходы к урегулированию конфликта на Донбассе, борьба с коррупцией, снижение тарифов и повышение заработных плат и других социальных выплат, снижение тарифов на газ, переход к профессиональной наемной армии и отказ от мобилизации - однозначно не могут быть решены в местных органах власти.

Однако очевидный запрос общества на решение указанных проблем в условиях невозможности сделать это на низовом или региональном уровне только усилит аргументацию победителей местных выборов о необходимости скорейшего проведения уже парламентских, а возможно, и президентских. Поэтому, как и прогнозировал еще весной Тиждень (см. Опасная весна 2016 года), местные выборы, скорее всего, станут катализатором, а их результат - необходимым мотиватором для большинства актеров приложить активные усилия для инициирования внеочередных выборов в общенациональном масштабе.

Власть

Центральная власть в Украине олицетворена двумя политическими силами: БПП «Солидарность» и «Народным фронтом». Не только потому, что именно лидеры и выдвиженцы этих политических сил занимают высокие должности в государстве (президент, главы правительства и парламента, всех силовых структур и почти всех министерств, ведомств и местных государственных администраций на всех уровнях). Но и потому, что их до сих пор формальные партнеры по правительственной коалиции с самого начала ее деятельности занимали фактически оппозиционную нишу, критикуя политику как правительства, так и президента, и при этом мало приобщаясь к работе в исполнительной власти.

Приближение досрочных выборов ускорило формализацию этого состояния. Радикальная партия Ляшко вышла из коалиции и пошла на открытый конфликт с властями. Серию ультиматумов с нереальными требованиями для своего дальнейшего участия в коалиции выдвинули «Батькивщина» и «Самопомощь». Вероятно, что эти две политсилы только ожидают тестирования уровня реальной поддержки по результатам досрочных парламентских выборов и в случае успеха отреагируют на невыполнение их ультимативных требований - формальным разрывом с коалицией и стартом избирательной кампании уже в парламент. Наконец, обвинения в несправедливости и фальсификациях, сговоре с экс-регионалами, как это уже заметно вокруг ситуации в Мариуполе и пикетировании ЦИК, вполне способны стать хорошим поводом для демонстративного разрыва с властью.

12 октября глава фракции «Оппозиционного блока» Юрий Бойко уже сделал заявление, что «этот парламент обречен на роспуск, а эта коалиция скоро развалится». Впрочем, с формально-правовых оснований выход «Самопомощи» и «Батькивщины» из коалиции не будет означать необходимости проводить досрочные выборы. У правящего альянса достаточно возможностей, чтобы регенерировать большинство.

Сейчас у БПП и НФ (вместе со спикером и вице-спикером) лишь 226 голосов в парламенте. Есть еще и потенциальный резерв в виде депутатской группы «Воля народа» и половины нынешних внефракционных. В конце концов ничто не мешает привлечь при необходимости в ряды БПП и НФ тех депутатов РПЛ, «Самопомощи» и, возможно, «Батькивщины», которые не согласятся с переходом своих политсил кв оппозицию. Неприемлемое еще год назад (по имиджевым мотивам) привлечение в коалицию экс-регионалов из «Воляи народа» сейчас, когда карта обвинений власти в сотрудничестве с экс-регионалами полностью разыграна на местных выборах, становится вполне приемлемым для нее вариантом, чтобы избежать нежелательных досрочных выборов.

Все это увеличивает ресурс коалиции до 260-270 голосов, чего вполне достаточно, чтобы компенсировать даже недисциплинированность части депутатов от БПП и НФ, или их демарш в ответ на коалицию с «Волей народа». Причем большинство этих людей, а особенно из фракции НФ, будут заинтересованы сделать все для сохранения парламента нынешнего созыва как можно дольше, вплоть до очередных выборов 2019 года, ведь шансов переизбраться в нынешних условиях они из-за потери рейтинга иметь не будут.

Более того, в Украине уже есть опыт функционирования большинства даже в составе фракций, которые совокупно имели лишь 228 голосов - НУНС и БЮТ в 2007-2008-м, потом усиленных за счет аналогичной по численности нынешней «Воли народа» фракции Блока Владимира Литвина (декабрь 2000-го). Та коалиция с изменениями и переформатированием, а также ситуативными синхронными голосованиями с внекоалиционной КПУ просуществовала до марта 2010 года. Причем находясь с конца 2008 года в конфронтации с тогдашним президентом Ющенко. По сравнению с ней потенциальная коалиция в составе БПП - НФ и «Волей народа» при поддержке нескольких десятков внефракционных, президента и всей исполнительной вертикали, потенциально более устойчива и дееспособна.

Уровень поддержки политических сил, рейтинг которых позволяет претендовать на преодоление избирательного барьера

 dqxikeidqxiqqeant

Однако с политико-правовой точки зрения вполне возможное сохранение действующего состава парламента и основных акционеров правительства грозит еще больше лишить власть поддержки в обществе. За последние полгода уровень поддержки идеи роспуска парламента и назначения новых выборов Верховной Рады вырос до 47% и значительно превосходит долю тех, кто выступает против. Иными словами, сохранив в этих условиях легальность, власть будет рисковать утратой легитимности. А в украинских реалиях, как известно, невозможность сменить власть путем выборов всегда провоцировала альтернативный механизм в виде Майдана.

Оппоненты

Между тем стремление к смене власти растет у самых разнообразных заинтересованных сторон. Однако основу для таких претензий формирует тот факт, что уже сейчас, по данным соцопросов, более двух третей граждан считают, что ситуация в стране развивается в неправильном направлении, а власть к ним не прислушается.

В основе этого недовольства явно несправедливый подход власти к решению финансовых проблем государства. Сокращение бюджетного дефицита происходит на фоне подготовки к снижению со следующего года налогового давления на бизнес, которое в Минфине видят только за счет дальнейшего сокращения социальных расходов (на 60 млрд грн) или расширение давления на самозанятых. Это происходит на фоне уже почти двухлетнего бездействия в вопросе надлежащего налогообложения и перекрытия оффшорных схем вывода прибыли для олигархов и крупного бизнеса, прекращения масштабного хищения средств при госзакупках.

Падение уровня жизни большинства граждан действительно беспрецедентно значительно за такой короткий отрезок времени. Зафиксированные Госстатом в сентябре 2015 года 51,9% роста потребительских цен к соответствующему месяцу 2014-му и 78,5% к тому же месяцу 2013 года - это лишь верхушка айсберга из-за особенностей методологии и потребительской корзины, которые использует статистическое ведомство. Зато индексация заработных плат и пенсий большинства граждан за тот же период была в разы меньше. В следующем году с учетом прогнозируемой инфляции еще как минимум в 25-30% и значительно более низкие темпы запланированной индексации доходов разрыв между ценами и доходами продолжит усиливаться на фоне сокращений бюджетных расходов.

Причем основной удар принимает та часть граждан, средние доходы которых выше в полтора-два раза давно не адекватной реалиям минимальной заработной платы (1378 грн) и пенсии (1074 грн). Они активно лишаются льгот и обречены на стремительное ухудшение уровня жизни без надлежащей государственной поддержки даже тогда, когда получают доходы ниже так называемого фактического прожиточного минимума. Например, в сентябре этот официальный показатель, регулярно определяемый Минсоцполитики, составил 2 686 грн для трудоспособных, 2925 грн для детей от 6 лет и 2 100 грн для пенсионеров).

Кроме того сейчас власть пытается балансировать между противоположными лагерями (радикальным и реакционно-консервативным) по принципу или «и вашим, и нашим», или «ни вашим, ни нашим». Однако, как показывает опыт новейшей украинской истории, такой подход не срабатывает в условиях максимально поляризованного украинского общества и «незавершенной революции». В критический момент такой политический шпагат грозит обнажить всю свою неустойчивость и обнаружить, что власти фактически не на кого опереться. Более того, вполне вероятным является сценарий неформализованного, но синхронизированного выступления против нее обоих лагерей. Попытки такого балансирования команды Ющенко уже сыграли роковую роль и в его политической судьбе.

Опираясь на результаты местных выборов, которые с высокой вероятностью зафиксируют потерю властью поддержки большинства избирателей, и растущее недовольство общества положением дел в стране, все политические силы, за исключением БПП и НФ, начнут раскачивание ситуации с целью заставить властный альянс к проведению явно невыгодных ему досрочных парламентских выборов. В связи с этим следует обратить внимание, что уже сейчас убедительное большинство граждан, 53% опрошенных в ходе последнего исследования социологической службы «Рейтинг», считают, что лучше в случае значительного ухудшения условий жизни выйти на улицу с протестом, и лишь 28% - что лучше терпеть материальные трудности ради сохранения в стране порядка. Эти показатели для власти даже хуже, чем были в начале Революции достоинства - в декабря 2013 года (соответственно 50% и 29%).

И в этом случае важную роль сыграет вероятный переход к оппозиционным силам большинства местных советов в разных частях страны. Те могут устроить парад требований по изменениям государственной политики в социально-экономической сфере, а отказ использовать для требования переизбрания уже не соответствующего настроениям общества парламента.

Так, данные последнего опроса социологической группы «Рейтинг» свидетельствуют, что на Западе среди тех, кто намерен принять участие в выборах, БПП имеет поддержку только 19,5% избирателей, а проходные там «Батькивщина», «Самопомощь», «Свобода», РП Ляшко и ГП Гриценко - совокупно 58,6%. Спустившись на местный уровень, заметим, что в ряде общин ситуация еще менее оптимистична для центральной власти. Местный опрос той же группы «Рейтинг» в Тернополе показал, что среди тех, кто намерен принять участие в выборах в городской совет, 20,7% проголосовали бы за «Свободу», 16,6% - за «Самопомощь», 6,8% - по ГП Гриценко, 5,6% - за «Батькивщину», 4,5% - за Радикальную партию, 3,0% - за УКРОП. Зато только 10,4% - за БПП «Солидарность», и еще 2,8% - за «Народный контроль». То есть БПП рискует оказаться в городе в явном меньшинстве.

В Центре (к которому «Рейтинг» относит Хмельницкую, Винницкую, Черкасскую, Кировоградскую и Полтавскую области) «Солидарность» имеет поддержку 15,1%. Однако большинство среди 76,7% избирателей, которые определились, намерено проголосовать за потенциально оппозиционные центральной власти «Батькивщину», «Самопомощь», ГП Гриценко и РП Ляшко, «Свободу». Их совокупный результат (36% среди тех, кто намерен принять участие в выборах) может существенно возрасти за счет сторонников «Правого сектора», который в выборах не участвует, но имеет поддержку 5,8%. На Севере (Житомирская, Киевская область с Киевом, Черниговщина и Сумская область) - соответственно 19,5% у БПП и по 23% у «Батькивщины» и «Самопомощи». 26,4% до сих пор не определились и 31,1% - сторонники других партий, имеющих шансы только в отдельных местных советах.

На Юге «Солидарность» поддерживает только 15,1% тех, кто намерен принять участие в выборах, проходные здесь «Батькивщина» и РПЛ - 20,5%, ОБ, «Возрождение» и «Наш край» - 23,3%. Как видим, сформировать устойчивое большинство БПП и здесь может очень непросто. По данным КМИС, вот как выглядели электоральные симпатии в Николаеве: 28,1% проголосовали бы за «Оппозиционный блок», 8,1% - за КПУ, 7,9% - «Возрождение». То есть совокупно 44,1%. И только 14,2% - за БПП «Солидарность», 11,2% - за «Самопомощь», 7,1% - за «Батькивщину», 5,1% - за РПЛ, 4,9% - за «Правый сектор». А это значит, что ОБ, КПУ и «Возрождение» могут создать в городе большинство.

На Востоке же уверенное преимущество имеют сформированные из экс-регионалов ОБ (22,5%) и «Возрождение» (6,3%). При том что у «Солидарности» только 11,3%, а у «Батькивщины», «Самопомощи» и УКРОПа - совокупно 18,8%. Если опуститься на более низкий уровень, то, по данным исследования Всеукраинской ассоциации политических наук, 10-11 октября в Днепропетовске 24,3% избирателей намерены проголосовать за ОБ, 16,5% - за УКРОП, 13,3% - за БПП «Солидарность». На Харьковщине экс-регионалы из «Возрождения», а на Запорожье - из ОБ способны создать господствующие альянсы для педалирования перевыборов на центральном уровне.

В подконтрольной Украине части Донбасса это еще более очевидно: у ОБ поддержка 27,1% тех, кто намерен принять участие в выборах, «Наш край» и «Сильная Украина» имеют по 7,1%, а у потенциально проходной в ряд советов КПУ (которая из-за законодательного запрета идет под вывеской «Нової держави») - 4,3% в среднем по региону. Зато у «Солидарности» лишь 11,4%, «Самопомощи» и «Батькивщины» - совокупно еще 10%. По данным октябрьского исследования Фонда «Демократические инициативы имени Илька Кучерива» в подконтрольной Украине части Донецкой области среди тех, кто определился, преобладают ОБ и «Наш край» с результатом более 50% голосов.

Наряду с потенциально низким результатом новой конфигурации власти (БПП - НФ) на местных выборах (до 20-25%) это может поставить под сомнение легитимность и право такой коалиции, правительства и президента управлять страной. А значит, с разных сторон будут педалировать досрочные выборы как минимум, в парламент, а возможно, и президента.

Вероятность перезапуска

Сейчас моделирование результатов досрочных выборов на основе нынешних рейтингов политсил дает высокую вероятность формирования в случае досрочных выборов в парламент антипрезидентского большинства. Так, среди проходных партий «Батькивщина», «Самопомощь» и РП Ляшко имеют поддержку 26%, что немногим меньше, чем у других проходных сил, вместе взятых (БПП и ОБ - 27,9%). Но следующие четыре политсилы, находящихся на грани проходного барьера ("Свобода", ГП Гриценко, УКРОП и ПС), в случае попадания в парламент с большей вероятностью войдут в антипрезидентскую, чем в пропрезидентскую коалиции. Особенно полагаться на мажоритарную составляющую и админресурс политсиле президента тоже вряд ли приходится, ведь перед угрозой админресурса высока вероятность выдвижения в центрально-западных округах согласованных по образцу 2012 года кандидатов от радикальной оппозиции («Батькивщина», «Самопомощь», РПЛ, «Свобода» , УКРОП и др.), а в юго-восточных - экс-регионалов и людей Коломойского.

Такая коалиция будет полностью бесперспективной с точки зрения способности взять на себя управление страной. Ведь без санкции президента она не сможет принять ни одного закона (преодоление вето требует 301 голоса, которых у нее не будет) и делать большинство назначений. Однако ее возникновение способно катализировать и углубить политический кризис образца противостояния Ющенко - Тимошенко в 2009 году, а затем создать почву для досрочных президентских выборов.

Сейчас, по данным опроса социологической группы «Рейтинг», поддерживают идею досрочных выборов президента 43%. Петр Порошенко имеет значительный отрыв от других потенциальных кандидатов в президенты: 21% среди тех, кто намерен принять участие в голосовании - против 12,7% у Тимошенко, 10,2% - у Бойко и 7,4% - у Садового. Однако шансов снова выиграть их в первом туре у него больше нет, а во втором голосования традиционно проходит не «за», а «против».

Уже сейчас по модулированию в ходе опроса социологической группы «Рейтинг» второго тура в паре Порошенко - Садовый голоса распределяются в пропорции 39% против 34%, Порошенко - Тимошенко - 42% против 31%. Однако большинство из 27% электората в первых двух парах, который намерен принять участие в выборах, пока, однако, не определился; без существенного улучшения дел в стране до выборов, скорее всего, этот процент достанется именно оппозиционному кандидату. Об этом свидетельствуют тенденции последнего года, в течение которого рейтинг Порошенко проседал, а Тимошенко и Садового, наоборот, возрастал.

Вышеуказанные протестные настроения могут трансформироваться в результат оппозиционного кандидата, если оппонентом не будет какая-нибудь одиозная личность вроде Юрия Бойко. Сейчас же опрос «Рейтинга» дает уверенную победу действующему президенту в паре с ним - 54% против 21%. Хотелось бы надеяться, что такая логика не станет мотиватором для АП использовать Бойко для спарринга, аналогичному Кучмы с Симоненко в 1999 году, ведь результат может больше напомнить 2010-й.

Таким образом, местные выборы не снизят, а с высокой вероятностью, наоборот, проложат путь к новому, значительно более сильному обострению общественно-политического противостояния. Результатом которого могут стать досрочные парламентские выборы или глубокий политический кризис, и дестабилизация ситуации в стране с требованием их проведения. Однако они, в свою очередь, будут не способны кардинально изменить конфигурацию власти, более того: они угрожают вернуть страну к противостоянию президента и парламентской антипрезидентской коалиции во главе с премьером по образцу 2009 года. Единственным выходом может оказаться полная перезагрузка власти по образцу 1994 года, которая в силу своей судьбоносности может сопровождаться экстремальными сценариями.

Алексей Алексеенко, опубликовано в издании Тиждень.UA

Перевод: Аргумент


Теги: местные выборы

Дата і час 23 жовтня 2015 г., 09:28     Переглядів Переглядів: 3592
Коментарі Коментарі: 0


Коментарі:

comments powered by Disqus
08 листопада 2025 г.
loading...
Загрузка...

Наші опитування

Чи вірите ви, що Дональд Трамп зможе зупинити війну між Росією та Україною?







Показати результати опитування
Показати всі опитування на сайті
0.041781