АНТИКОР — національний антикорупційний портал
МОВАЯЗЫКLANG
Київ: 8°C
Харків: 8°C
Дніпро: 8°C
Одеса: 8°C
Чернігів: 9°C
Суми: 8°C
Львів: 4°C
Ужгород: 8°C
Луцьк: 4°C
Рівне: 3°C

Туманное будущее Евросоюза и Шенгена

Читать на русском
Туманное будущее Евросоюза и Шенгена
Туманное будущее Евросоюза и Шенгена

Разговоры о реформировании Евросоюза и нарастающих проблемах шенгенской зоны начались буквально накануне трагических событий в Париже. Речь идет о кризисе Шенгена и давнем упорном стремлении Великобритании существенно децентрализовать Евросоюз, как минимум, в пользу интересов Туманного Альбиона. В свою очередь, теракты в столице Франции создали новую реальность, которая должна усилить и ускорить изменения в конструкции единой Европы. Сразу же отбросим настоянные на прокислых кремлевских щах инсинуации иных московских «политолухов», изрекающих глубочайшие мысли на тему скорого краха шенгенской зоны, а то и всего Евросоюза. Это полная чушь! Но то, что объединенную Европу и ряд ее институций, включая Шенген, придется существенно изменять, – это очевидно. А вот насколько быстро, судить трудно, если вспомнить фирменную европейскую бюрократическую медлительность. Впрочем, парижские трагедии показывают, что надо торопиться.

Следует также учитывать, что нарастающие в европейских государствах тенденции к национальной автаркии весьма серьезно и далеко не благоприятно скажутся на Украине, да и на России, кстати, тоже, сколько бы в Москве не трубили о том, что у них теперь уже началась «дружба» с Западом, включая Европу.

Сначала провалился широко разрекламированный европейский мультикультурализм, о чем в свое время вынуждена была объявить Ангела Меркель, являвшаяся ярым приверженцем этой весьма утопичной идеи. Европа не стала «плавильным котлом» разных наций, как европейских, так и, тем более, пришлых иммигрантов, нарастающим потоком прибывающих преимущественно из Азии и Африки. В Бельгии с трудом уживаются коренные фламандцы и франкофоны. Каталония упорно доказывает, что она – не Испания, не говоря уже о басках. Шотландия все громче говорит о независимости от Британской короны, и хотя Северная Ирландия кое-как успокоилась, но и там, вместе с Уэльсом, могут опять вспомнить о своих кельтских корнях. Им и подобным Брюссель периодически делает пальчиком «ай-яй-яй», предупреждая, что, в случае отделения от своих нынешних метрополий, эти провинции никогда не будут приняты в Евросоюз. Но после трагических терактов в Париже, когда ситуация в ЕС оказалась весьма уязвимой, к сепаратистской фронде стран-членов ЕС придется прислушиваться, учитывая их «пожелания и предложения» хотя бы в минимально достаточном объеме.

Что же касается пришлого эмигрантского элемента, то он в Европе в подавляющем большинстве не ассимилировался, не переплавился, часто вообще не выказывает стремления социализироваться, а уже несколько поколений проживает в замкнутых анклавах-гетто, создавая все больше проблем с точки зрения криминала и терроризма. Что говорить об ассимиляции новых миграционных волн, если массово перебравшиеся в Европу, прежде всего в Германию, после Второй мировой войны турки очень часто остаются не социализированными в течение уже 70 лет! То же самое можно сказать об арабо-негритянских мигрантах из французских колоний, хлынувших во Францию при распаде колониальной системы, в частности, после знаменитого ухода Шарля де Голля из Алжира.

Словом, с ассимиляцией местного и пришлого элемента, а также с гармоничным сосуществованием представителей различных культур в духе вожделенного мультикультурализма не получилось. Вообще, если бы в Европе меньше увлекались разного рода новомодным политологическими бреднями, а повнимательнее отнеслись к своим же европейским, но действительно серьезным мыслям 50-100-летней давности, то подобным исход можно было бы если не предотвратить, то хотя бы существенно сгладить неприятные моменты. Почитали бы, на худой конец, что-нибудь у Карла Густава Юнга об «архетипах коллективного бессознательного», как минимум…

Вообще-то, людям, имеющим советский опыт, наивная попытка создать «новую общность – единый европейский народ» изначально представлялась, мягко говоря, неадекватной затеей. Создание «единого советского народа» провалилось, хотя оно предпринималось на значительно более серьезной основе, и все равно – межнациональные разногласия оказались одним из важнейших факторов, которые взорвали СССР.

После последнего всплеска массовой миграции, а особенно, после терактов в Париже стало очевидным, что либеральные установки, важнейшей из которых является свобода перемещения, тоже проваливаются. И не потому, что свобода – это плохо. Просто мир оказался к этому неготовым, а в Европе не учли окружающую среду, менталитет, глобальное социально-экономическое неравенство и противоречия.

В условиях катастрофического социально-экономического неравенства в мире, построение счастливого либерального бытия в отдельно взятом регионе, в том числе в Европе, выглядит утопией. Как не обустраивай красивую жизнь «золотого миллиарда», но кроме него есть еще 6 миллиардов, прозябающих в прогрессирующей нищете, у которых пропаганда красивых, но абстрактных, а главное, нереальных либеральных формул вызывает только озлобленность и стремление паразитировать на красивой жизни «развитого мира», поселившись в нем пусть даже и в гетто.

В далеком 1863 году Фёдор Михалыч Достоевский очень хорошо высказался по этому поводу: «Провозгласили… liberteegalitefraternite. Очень хорошо-с. Что такое liberte? Свобода. Какая свобода? Одинаковая свобода всем делать всё что угодно, в пределах закона. Когда можно делать всё что угодно? Когда имеешь миллион. Даёт ли свобода каждому по миллиону? Нет. Что такое человек без миллиона? Человек без миллиона есть не тот, который делает всё, что угодно, а тот, с которым делают всё, что угодно».

*   *   *

Идея превращения ЕС в «Соединенные Штаты Европы», этакое сверхгосударство, тоже пока терпит неудачи. Хотя сейчас, после терактов и на фоне нарастающего потока мигрантов, нужно, наоборот, объединяться.

Но в Евросоюзе числится, во многом формально, Великобритания, которая всегда стояла особняком, всячески демонстрируя свою «особенность» и нежелание подчиняться указания «какого-то там» Брюсселя.

Буквально накануне терактов в Париже Великобритании объявила об официальном начале переговоров об изменении условий членства страны в Евросоюзе. Об этом выступая с программной речью в Королевском институте международных отношений 10 ноября 2015 года, заявил премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон.

«Мы вступаем в фазу официальных переговоров об изменении условий членства в ЕС», – отметил Кэмерон.

Месяцем ранее 11 октября 2015 года власти Великобритании выдвинули требования к ЕС в качестве «платы» за то, что королевство останется в составе союза.

Премьер-министр страны Дэвид Кэмерон озвучил четыре пункта. Первоочередным требованием является то, что Евросоюз не должен привлекать Великобританию к созданию европейской сверхдержавы. По его словам, ЕС должен открыто заявить, что Европа – это многовалютное объединение, и евро не является его единственной валютой. Кроме того, Великобритания должна обладать правом отвергать директивы Брюсселя и отменять существующие законы.

Также он потребовал создания новой структуры Евросоюза. Блок должен быть реорганизован с тем, чтобы не входящие в еврозону девять стран ЕС могли быть защищены от доминирования остальных 19 стран, при этом особые гарантии должны быть предоставлены Великобритании. По мнению Кэмерона, ЕС нужны реформы, чтобы ответить на вызовы XXI века. Впрочем, упомянутые британским премьером вызовы скорее требуют централизации, а не децентрализации, на которой настаивает Лондон.

В свою очередь, председатель Европейского совета Дональд Туск подтвердил получение письма от премьер-министра Британии Дэвида Кэмерона с предложениями реформ ЕС. Туск заявил, что вскоре могут начаться переговоры относительно условий членства Великобритании в ЕС.

*   *   *

Впрочем, еще раз повторим, что Британия никогда не была Европой в интеграционном понимании этого слова, оставаясь во всех смыслах островом, а под ЕС следует понимать главным образом и прежде всего континентальную Европу.

В то же время, тенденции к национальной автаркии демонстрирует не только Британия, но и целый ряд континентальных государств, и началось это не только с терактами в Париже и даже не только как реакция на нынешний всплеск миграции в Европу. Чего стоит одно только усиление национализма и ксенофобии, вплоть до нацизма. Ведь еще недавно французский Национальный фронт «имени» Ле Пенов был маргинесом, а сейчас даже оголтелые венгерские «йоббики» комфортно устроились в Европарламенте.

После терактов в Париже миграционный кризис из гуманитарной проблемы перерос в вопрос безопасности, можно сказать, жизни и смерти европейских граждан в самом прямом смысле. Франция временно закрыла границы. Еще громче зазвучали голоса, требующие национальной автаркии. Безвизовый режим с Украиной становится более отдаленным. Электоральные симпатии во Франции могут измениться серьезным образом. Социалисты могут бесславно проиграть правым. Едва ли стоит ожидать, что к власти придет Национальный фронт, хотя усиление позиций крайних националистов более чем вероятно. В то же время, к власти вполне может вернуться Саркози, при котором и был заключен скандально известный контракт на поставку Москве вертолетоносцев «Мистраль». Кстати, Саркози уже развил бурную деятельность, призывая к углублению сотрудничества с Россией и снятия с Москвы санкций, наложенных в связи с агрессией в Украине.

Но не все в позиции Парижа так однозначно в смысле стремления к национальной автаркии. Имеются тенденции к углублению евроинтеграционного сотрудничества, что в условиях террористической опасности более чем оправдано.

Париж обратился к ЕС с просьбой активировать положение о «взаимной обороне», предусмотренное Лиссабонским договором, принятым взамен евроконституции, принять которую не удалось. Не смотря на то, что Евросоюз, в отличие от НАТО, не является военным союзом, учредительные документы ЕС предусматривают различные меры коллективной безопасности. Тем самым преследуется также и цель создания и развития систем безопасности в рамках объединенной Европы, вплоть до общеевропейских вооруженных сил, о которых говорят уже давно, но дальше разговоров дело пока не двинулось, а теперь для этого появились очень весомые основания.

*   *   *

Вопрос с шенгенской зоной тоже является очень непростым.

Еще накануне парижских терактов глава Европарламента Дональд Туск сделал резонансное заявление о том, что существование шенгенской зоны находится под угрозой из-за нашествия в Европу нелегальных мигрантов. Сказано это было 12 ноября 2015 года, аккурат за день до трагедии в столице Франции.

«Не стоит сомневаться, что под вопросом будущее Шенгенского соглашения, и время уходит. Каждую неделю в Европе принимаются решения, которые свидетельствуют о серьезности положения. Восстановление пограничного контроля или введение технических барьеров на границах ясно демонстрируют необходимость восстановления контроля над внешними границами», — отметил Туск.

Правда, заявление это, как ни странно, касалось не беженцев из Ирака и Сирии, толпами двинувших в Европу в последние недели, а мигрантов из Африки. Свое заявление глава Евросовета сделал в Валетте на Мальте по итогам двухдневного саммита африканских и европейских стран. Его участники согласовали «Совместный план действий по борьбе с миграционным кризисом», для финансирования которого ЕС создаст целевой фонд в размере 1,8 млрд евро. В Брюсселе рассчитывают, что реализация плана приостановит поток мигрантов из Африки в ЕС, и подтолкнет африканских беженцев, уже находящихся в Европе, вернуться на родину.

Реальность планов по обузданию потока беженцев из Африки вызывает сомнения. К тому же, далеко не все правительства африканских стран готовы придерживаться предложенных Европой мер. А президент Сенегала Маки Салл и вовсе заявил, что не считает мигрантов из Африки проблемой для Евросоюза, поскольку «нельзя настаивать на возвращении на родину африканцев, в то время как вы приветствуете сирийцев и выходцев из других стран». Более того, представляется, что в борьбе с африканской миграцией Европа отстает, поскольку всплеск миграции из Ближнего Востока и теракты в Париже превращают африканскую миграцию в проблему вчерашнего дня.

На этом фоне власти ряда стран ЕС объявили об односторонних мерах по защите национальных границ. Так, Словения начала при помощи колючей проволоки ограждать границу с Хорватией, которая входит в ЕС, но не в шенген. В свою очередь, Швеция объявила о введении с 13 ноября временного пограничного контроля на границе с Данией. Ранее на схожие меры пошли Венгрия и Германия.

Но с наиболее жестким заявлением выступил глава МВД Латвии Рихард Козловскис. По его словам, если поток беженцев не уменьшится до конца года — а шансы на это невелики, — это может поставить под сомнение дальнейшее функционирование шенгенской зоны. «Крупнейшее достижение, которым является свободное перемещение людей, может прекратить свое существование», — отметил Козловскис.

«Попытки спасти шенген — это гонка наперегонки со временем», — признал Дональд Туск, но добавил, что «Евросоюз намерен ее выиграть».

Следует напомнить, что больше всего в мире беженцев, более двух миллионов человек, сейчас находится на территории Турции, то есть на границах с Евросоюзом. Европа готова платить туркам любые деньги, лишь бы только эта толпа потенциальных мигрантов оставалась в турецких временных лагерях. Но у турок сейчас масса своих проблем с терроризмом, курдами, войной в Сирии и Ираке на границах страны.

Но Евросоюз во многом сам виноват в сложившейся ситуации. Глядя на мир через розовые либеральные очки, Европа не создавала эффективной системы защиты внешних границ, а построить ее быстро невозможно. К тому же, Евросоюз переживает не лучшие времена, а потому он не сможет платить другим странам за прием и содержание перемещенных из Европы нелегалов. Поэтому неудивительно, что ряд европейских стран пытается отгородиться от мигрантов своими силами, и таким образом защитить национальные интересы.

Ситуация обостряется тем, что Евросоюз не имеет своих вооруженных формирований, сил быстрого реагирования, собственных полицейских сил, таможенных служб. Все эти функции выполняются соответствующими национальными структурами стран-членов ЕС.

В результате, столкнувшись с проблемой беженцев, Словения не может решить ее исключительно с помощью собственных сил и средств из-за нехватки личного состава полицейских. Словения запросила помощь, и ЕС в экстренном порядке направляет сюда на помощь полицейских из Германии и Франции.

Но кроме Словении, в помощи нуждается Венгрия, а еще больше Греция, через которую идет массированный поток беженцев из Ближнего Востока. На фоне разрушительного экономического кризиса последних лет, греческая армия оказалась полуразваленной и неспособной контролировать морские и сухопутные границы.

Но едва ли можно говорить о «смерти шенгена», о которой уже поспешили объявить иные московские оракулы. Свобода передвижения — одно из достижений ЕС, которое, наряду с единой валютой евро, является фундаментальной основой Евросоюза. Очевидно, проблемы миграции будут решаться не столько за счет усиления внутренних границ и введения пограничного контроля, сколько путем укрепления внешних границ. Надо понимать, что беженцы попадают в Евросоюз, в основном, морским путем. И первоочередная задача заключается, прежде всего, в контроле морских рубежей.

Даже возможная приостановка Шенгенского соглашения не выглядит подрывом ЕС. Но почувствуют это, прежде всего, не европейцы, а именно граждане третьих стран. В этом смысле безвизовый режим для Украины кажется все более иллюзорным.

В свою очередь, граждане Евросоюза, как и раньше, смогут свободно путешествовать по Европе. Возможно, на национальных границах и появится пограничный контроль, но виз от европейцев, условно говоря из Германии во Францию, никто требовать точно не станет, поэтому и неудобства для них будут минимальными. А вот для граждан Украины это может стать проблемой. Возможно, придется получать визу в каждую конкретную страну ЕС, территорию которой надо будет пересекать, или еще что-нибудь в этом роде.

Впрочем, перекрытие внешних и внутренних границ в Евросоюзе мало что даст в плане борьбы с терроризмом. Дело в том, что многие террористы внедрены в Европу, они давно живут в ней и имеют европейское гражданство. Уже хотя бы с этой точки зрения разрушение шенгенской зоны особого смысла не имеет.

Напоследок еще раз подчеркну, что Шенгенская зона является одним из главных символов европейского единства, и уже поэтому она сохранится в том или ином виде. К тому же, шенгенские правила позволяют временно вернуть контроль на внутренних границах и затем снова от него отказаться. Миграция же в целом поддается контролю. Выявлять и уничтожать террористов, как показывают события после парижских терактов, в Европе тоже умеют, когда захотят.

 

Александр КАРПЕЦ

Издание МИР


Теги: ШенгенЕвросоюз

Дата і час 24 листопада 2015 г., 11:59     Переглядів Переглядів: 3597
Коментарі Коментарі: 0


Коментарі:

comments powered by Disqus
06 листопада 2025 г.
loading...
Загрузка...

Наші опитування

Чи вірите ви, що Дональд Трамп зможе зупинити війну між Росією та Україною?







Показати результати опитування
Показати всі опитування на сайті
0.041427