АНТИКОР — національний антикорупційний портал
МОВАЯЗЫКLANG
Київ: 8°C
Харків: 8°C
Дніпро: 8°C
Одеса: 8°C
Чернігів: 9°C
Суми: 8°C
Львів: 4°C
Ужгород: 8°C
Луцьк: 4°C
Рівне: 3°C

«Укрзализныця» теряет до полумиллиарда гривен на закупках у подставных фирм

Читать на русском
«Укрзализныця»  теряет до полумиллиарда гривен на закупках у подставных фирм
«Укрзализныця» теряет до полумиллиарда гривен на закупках у подставных фирм

Министерство транспорта и инфраструктуры вчера анонсировало запуск онлайн платформы, где будет сведена информация по всем закупкам госпредприятий управляемых Минтрансом. Цена вопроса: 50 госкомпаний и 5 млрд. бюджета. Цель таких изменений – повысить прозрачность и убрать коррупцию.

 Тендеры Минтранса всегда были предметом критики из-за их непрозрачности и неконкурентности, и эти проблемы возникают не на этапе объявления тендера, а при выборе фирмы-подрядчика. В разные периоды на закупках для предприятий транспортной отрасли паразитировали серые и подставные фирмы, через которые государственные миллиарды уходили к узкому кругу лиц. Этот бизнес никогда не был просто бизнесом. Успех здесь всегда был обусловлен связями с нужными людьми, - это общая оценка большинства предпринимателей, которые хоть раз пытались выиграть тендер, например на поставку топлива «Укрзализнице». В текущем году при закупке госмонополия так проводила тендеры, что в результате переплачивала до четырех тысяч гривен за тонну.

Хотя изначально выбор был в пользу самой низкой ценовой пропозиции, после заключения контракта «самый дешевый» поставщик просто поднимал цены. Потому что есть поставщики, которым это позволено. Например, компания «ВОГ», которая еще с 2010 года выигрывает большинство тендеров УЗ и сохраняет фактически монопольное положение поставщика для госмонополии при новой команде главы  профильного министерства Андрея Пивоварского, выходца из компании «Континиум», которая и владеет ВОГом. Таким образом, заявленная экономия на закупках для УЗ — это не более, чем пиар чиновников Министерства.

Несмотря на попытки Минтранса перевести тендеры в Интернет и продемонстрировать «чистые руки», на прошлой неделе государственный перевозчик «Укрзализныця» снова оказался в центре скандала. Поставки топлива на сумму 1 млрд. гривен выиграла фирма «Дайджест Групп» с уставным капиталом 900 гривен и 3 сотрудниками (это легко проверить в Едином государственном реестре юридических лиц и физлиц предпринимателей по реквизитам компании (код ЕДРПО:  37568587).

Как уже писали СМИ, в этом году эта компания проиграла тендер УЗ из-за качества продукции и предоставления неполной технической информации. После проигрыша «Дайджест Груп»  через суды начала блокировать поставки топлива другим поставщиком. Эта же фирма инициировала запреты и проверки Антимонопольного комитета. Поэтому для экспертов рынка и участников крупного тендера решение госмонополии работать именно с этой структурой выглядит подозрительным. Все документы и история этой компании указывают, что это фирма-«прокладка». Более того, допущено прямое нарушение закона, поскольку в состав тендерного предложения «Дайджест Груп» вошла копия генерального договора о поставке нефтепродуктов  с ООО «ВОГ  Трейдинг». Юридический адрес этой фирмы полностью совпадает с юридическим адресом ООО «ВОГ Аеро Джет» - компании, которая также участвовала в упомянутом тендере. Приставка «ВОГ» указывает на возможность принадлежности «ВОГ  Трейдинг» и «ВОГ Аероджет» к одной группе компаний. Этого достаточно, чтобы отказаться от тендерного предложения этой компании – законом запрещено акцептировать предложения, связанные  с закупками других компаний. По сути «Дайджест» выиграл тендер, предоставив всю документацию ВОГа. Выбранный «Укрзализницей» поставщик не выглядит надежным – в  генеральном договоре есть пункты, которые разрешают «ВОГ  Трейдинг» в одностороннем порядке отказаться от поставок топлива.

Кроме того, при министре Пивоварском «ВОГ» стал посредником в поставках масла, которым ранее никогда не занимался. Теперь госмонополия закупит у «ВОГ» на 400 млн. грн. масла, произведённого на украинском предприятии «Агринол». Для участников рынка эта схема имеет одно объяснение - заводу просто навязали такие условия сотрудничества с УЗ.

Особый статус «ВОГ» подчёркивают выигранные тендеры на поставку топлива: после заключения договора компания всегда повышала цены до уровня выше, чем изначально предлагали её конкуренты на этапе тендера. Хотя закон позволяет поднимать цену в пределах 10%, остальные компании лишены такой возможности играть с государством в цены. Так поступает только «ВОГ» и связанные с ним компании. Например, в одном из тендеров было предложение 16,140 грн за тонну от одной компании и 15,800 грн – от «ВОГа». УЗ выбрал «ВОГ», который затем поднял цены до 17,400 грн. Разница на одной тонне составила 1260 грн.  Если эти суммы умножить на объем годовой закупки в 300-350 тыс.тонн  топлива для УЗ , то размеры коррупции просто огромны. Речь идет примерно о цифре в  500 млн.грн. И такая практика проведения тендеров в целом по Минтрансу  по этому году.

 

Олег Бойко


Теги: УкрзализныцяПивоварский Андрей

Автор статті:
Олег Бойко
Всі статті автора

Дата і час 25 грудня 2015 г., 13:55     Переглядів Переглядів: 2655
Коментарі Коментарі: 0


Коментарі:

comments powered by Disqus
10 листопада 2025 г.
loading...
Загрузка...

Наші опитування

Чи вірите ви, що Дональд Трамп зможе зупинити війну між Росією та Україною?







Показати результати опитування
Показати всі опитування на сайті
0.042217