АНТИКОР — національний антикорупційний портал
МОВАЯЗЫКLANG
Київ: 8°C
Харків: 8°C
Дніпро: 8°C
Одеса: 8°C
Чернігів: 9°C
Суми: 8°C
Львів: 4°C
Ужгород: 8°C
Луцьк: 4°C
Рівне: 3°C

Транзит грузов в Украине «умер»

Читать на русском
Транзит грузов в Украине «умер»
Транзит грузов в Украине «умер»

Почему Вермахт не пройдет украинскую таможню.

О проблемах транзита грузов (товаров) по территории Украины в последние года три написано не меньше десятка статей. Были аналитические публикации с подробным изложением дел в этой отрасли, были критические, были мотивационные — с призывами к власти хоть в чем-то прислушаться к специалистам. А уж сколько было проведено начальственных совещаний на эту тему — вообще не счесть. А он, транзит, все равно покинул Украину — случиось то, о чем мы предупреждали, начиная с 2011 года.

Чем угодно занимались чиновники от министерств, отраслевые научные институты, но только не созданием и внедрением условий для привлечения транзитных грузопотоков, столь выгодных для экономики государства. Сначала у нас добивались его остатки силами коррумпированных чиновников таможен и портов, потом Россия перекрыла свои границы — и конец.

За прошлый год падение перевозок составило: по портам в транзите — 25% (в контейнерах — 40%), падение на железной дороге — 50% в целом по тоннам.

А с учетом специфики грузопотоков, т.е. того, что основные транзитные тонны давали нефть, уголь, железная руда и химия северных соседей, отставание в 2016-м «по тоннам» будет ещё больше.

Если бы еще 15-20 лет назад какому-то нашему транспортнику «на транзитных потоках» сказали, что работы не будет вообще, то он бы рассмеялся. Устойчивые полноводные реки транзитных грузов с запада на восток, с юга на север, из Турции в Казахстан, из Китая в Молдову, из Кипра, Египта, Греции и Турции в Россию — масштабная была работа! Железной дорогой в Алма-Ату, Монголию, Самару, Москву, Казань, Нижний Новгород, и автомашинами — в Кишинёв, Минск, Москву, Самару, Тольятти, Челябинск ... А как украинцы возили в Ростов и Краснодар прибывающие в наши порты грузы!

Любому мало-мальски знакомому с географией понятно, что транзит через Украину возможен в четырёх направлениях: с юга на север и обратно, с запада на восток и обратно. Для специалиста с законченным 2-м курсом транспортного вуза для решения «транспортной задачи» уже требуется понимание источников возникновения грузопотоков, т.е. где производится и где потребляется то, что мы собираемся возить. А вот уже специалисту с модным ныне названием «логист» важно ещё и понимание того, как быстро и насколько эффективно будут преодолены стыковки разных видов транспорта и границы по всему пути следования грузов. И, оценив географию, решив транспортную задачу, логист приступит к оценке последнего условия: быстроты и простоты перемещения грузов.

Тут уместен анекдот: «Что делали 2 года немцы на границе СССР, если 2-я мировая война началась в 1939 году, а Великая Отечественная в 1941? Правильный ответ: Вермахт проходил украинскую таможню» ...

Именно из-за немыслимых для европейской практики, искусственно создаваемых для бизнеса препятствий, расходов-поборов на наши доморощенные «формы контроля транзита» в пограничных пунктах пропуска сбежали в новый и более дорогой речной порт молдовские грузы, завернули из наших портов свои «вантажи» белорусы, турки направляют свои машины на север континента через Румынию и Польшу — лишь бы только не через Украину.

Травя сказки про наши «всеми востребованные транзитные возможности», власти прекратили заниматься реальной работой по созданию логистических преимуществ в точках стыковки транзитных «рек» и для тех, кто реально может привлекать транзитные грузы, т.е. для украинских же частных компаний. Бравурные и совершенно бессмысленные из-за дороговизны и временного фактора открытия «новых шёлковых путей» — один из примеров непонимания в принципе проблемы чиновниками от транспорта. В сфере же транзитных перевозок роль государства состоит исключительно в том, чтобы обеспечить возможность бизнесу перепродавать услуги логистики через нашу территорию — раз уж так повезло с географией. То есть максимально облегчить возможность частному бизнесу привлекать транзитные грузы и что-то зарабатывать на этом.

Реформаторам, если таковые есть в Кабмине, крайне необходимо понимание того, что логистические компании, торгующие географией и логистикой, могут зарабатывать только в том случае, если они будут обеспечены сервисом от государства: гос.транспортт и логистика в пунктах пропуска и смены транспорта — только самого высокого качества и конкурентной цене. Этово всем цивилизованном мире — прямая забота государства и обязанность ( в нашем случае) Министерства инфраструктуры, таможен, контролирующих органов. Задача же, например, для портовых администраций — координация процесса повышения качества и услуг в портах и организация чёткой работы портовых и государственных служб. А также понимание того, что экспедитор или логист — крайне необходимое, ключевое звено в работе по привлечению и обслуживанию транзитных грузов, что они тоже должны зарабатывать на этом процессе. Именно понимание последнего может дать возможность вернуть то, что ещё можно: молдовские грузы, беларусские грузы на юг и на Дальний восток, турецкие грузы на Балтику и т.д., и т.п..

Кстати, для «т.п. и т.д.» уже осталось не так много вариантов. Уже даже география «работает» в другом режиме. Технологические инновации в транспортной и информационных сферах стремительно ведут к революционному прорыву в области предложения услуг с долгосрочными плюсами в эффективности и производительности труда на транспорте. На фоне падения цен на сырьевые товары и топливо — падают стоимость перевозок вокруг нас, стоимость обеспечения информацией в этом процессе. Соответственно, неизбежно обострение борьбы за эффективность логистики, сотрудничество или сражение глобальных сервис-провайдеров и небольших местных компаний, привязанных к нашим портам. Куда развернётся рынок транспортных услуг буквально уже завтра — предвидеть невозможно. Но совершенно необходимо нацелить работу гос. органов причастных на создание конкурентных преимуществ логистики в портах Украины грузови пунктах пропуска.

Сегодня в мире кибер-конкурентная среда (или гипер-конкурентная среда) — кому как удобно считать. И просто ограничившись знанием географии, совершенно бесполезно нахваливать преимущества наших транспортно-транзитных артерий. Особенно, когда логистика не работает напрочь.

Наивно считать, что замена министров что-то изменит. Наши министры не знают и никогда не решали «транспортные задачи», а тем более не владеют элементарными познаниями в области логистики. Иначе они бы не открывали «новые шёлковые пути». К сожалению, наше понимание транзитной привлекательности во многом складывается из постулатов нашей же пропаганды — на основании постоянных мантр чиновников и деятелей от науки о том, что мы занимаем лидирующую роль в этой отрасли, что украинские транзитные пути — одни из самых востребованных в мире и так далее. Но на самом деле все давно уже не так.

Все последние годы под видом государственного регулирования и целенаправленного инвестирования (дноуглубление, строительство портовых терминалов), а также бездумных таможенных экспериментов отрасль фактически поставлена под жёсткую зависимость от действий небольшой группы конкретных людей, а не рыночных институтов и конкурентноспособности. В портах, например, это происходило под патронажем так называемых «портовых реформаторов».

Фактически отрасль в период президентства Виктора Януковича была намеренно перекручена под них и вручена для «реформирования» в конкретных целях и под конкретных олигархов (фамилии мы называли неоднократно, но с них как с гуся вода). Их деятельность продолжается и сейчас. Как они отреагирую на новые вызовы  -  вопрос, поскольку эти чиновники никогда не сталкивались с таким масштабом проблем, какой сегодня мы наблюдаем на внешних рынках. Плюс свойственная им коррупция — она никуда не делась. И очень высок риск того, что им будет проще находиться в старой модели регулирования, нежели нацеливать отрасль на изменения. Все-таки люди обычно делают то, что они, как сами же и считают, знают и умеют. А эти умеют только «вручную» руководить, писать красивые отчеты, «пилить» и «отрабатывать за должности»...

Чем занимаются сейчас наши власти и конкуренты в сфере привлечения транзита?

1. Турки за счет бюджета страны принялись доплачивать каждому авиа-перевозчику, который прилетел в Турцию, подобная же практика была в Грузии.

Не удивлюсь, если такое же практикуют и все наши соседи, в том числе и для транзита грузов. Болгары, румыны... Тем более, что купить у них автотягач с прицепом и начать возить грузы транзитом в разы дешевле и проще, чем в Украине. У нас, например, про обновление авто-парка под мировые, европейские, транзитные стандарты уже нельзя и заикаться... Дороговизна в приобретении, сложность в оформлении, использовании, незащищённость от действий государства подобных частных инвестиций — главные причины масштабного старения автопарка для транзитных перевозок и ухудшения качества транзитных услуг.

2. Зато в Украине, якобы, для привлечения транзитных грузопотоков высшие портовые деятели (все при власти и регалиях, вплоть до геройских — еще со времен Януковича) устроили гигантскую «помойку» гос.средств, выстраивая в Одесском порту один из самых дорогих в мире контейнерных терминала (на единицу принимаемых контейнеров). Который стоит пустой и только пару раз в месяц принимает недогруженные суда. Срок окупаемости этого «инвестиционного чуда» составляет никак не менее 100 лет ... Если бы хоть малую толику из затраченных государственных средств выделили частникам-транзитчикам в компенсацию стоимости хотя бы топлива при транзитных перевозках, то ситуация с транзитом могла бы быть кардинально иной. Но...

3. Только в последние дни января 2016 года в Одесском порту стоимость перегрузки транзитных контейнеров возросла почти на 100 долл. Как это удалось? А за счёт того, что частная фирма «Евротерминал» без тендеров и конкурсов получила возможность монопольно открывать шлагбаум в Одесском порту и соответственно получать мзду за каждый пустой и груженный контейнер. Портовая администрация привычно разводит руками: «От нас ничего не зависит, это не мы сделали, мы вас понимаем, но вмешиваться не можем в дела частной фирмы на воротах порта, за который несём ответственность перед государством ...».

4. Наши порты продолжают опутывать частной информационной системой с явно российскими «корнями», грабительским ценообразованием за навязываемые «услуги» и откровенно сомнительного качества. Резкий уход белорусских грузов из наших портов по времени совпадает с внедрением этой системы — на радость русским конкурентам. Эта же программа будет обслуживать и «новый шёлковый путь», т.е. в частных руках без контроля и государственного внимания будет полностью вся информация о новых пользователях транзитных возможностей Украины. Даже, если они, эти возможности, и появятся. Кто стоит за этим действом? Как позволяет государство, министерство таким заниматься? От кураторов коррупционных схем времён Януковича в самом министерстве и портах ведь так и не избавились — вот они и контролируют, они и позволяют ...

5. Единственное «светлое пятно понимания» по отношению к транзиту проявилось в действиях Одесской таможни в 2016 года. Был подписан приказ «Не трогать транзит! Оформлять за 15 минут. Не издеваться и «не прикапываться». Пока только здесь появилось понимание того, что с транзитной работой на Украине надо радикально менять привычки и подходы. К сожалению, инициатива напрочь не поддержана на других таможнях и в центральном аппарате фискальной службы. Там всё по прежнему: «Драть с каждого три шкуры, кто пока еще шевелится» ...

Конечно, очень плохо, что Украина осталась без транзитных грузов. Но все было предопределено: грузы не идут через страны, где индекс свободы бизнеса на последнем месте в Европе. Это диагноз государству и его высшим чиновникам. И с ними тоже надо что-то делать ...

Александр Захаров, координатор движения «НЕТ коррупции на транспорте», транзитный перевозчик с 20-летним стажем; специально для издания Аргумент


Теги: ГрузоперевозкиГруз

Дата і час 09 лютого 2016 г., 18:51     Переглядів Переглядів: 2931
Коментарі Коментарі: 0


Коментарі:

comments powered by Disqus
07 листопада 2025 г.
loading...
Загрузка...

Наші опитування

Чи вірите ви, що Дональд Трамп зможе зупинити війну між Росією та Україною?







Показати результати опитування
Показати всі опитування на сайті
0.041138