АНТИКОР — національний антикорупційний портал
МОВАЯЗЫКLANG
Київ: 8°C
Харків: 8°C
Дніпро: 8°C
Одеса: 8°C
Чернігів: 9°C
Суми: 8°C
Львів: 4°C
Ужгород: 8°C
Луцьк: 4°C
Рівне: 3°C

Реформировать оборону и безопасность Украины - нужен прорыв

Читать на русском
Реформировать оборону и безопасность Украины - нужен прорыв
Реформировать оборону и безопасность Украины - нужен прорыв

Украина превратилась в оружейный рынок — страна впервые за свою новую историю начала перевооружаться. И когда в ходе форума секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ) Александр Турчинов заявил о высокой конкурентоспособности оружия украинского производства, это в самом деле не лукавство или преувеличение. Это правда, существенно отличающая Украину от стран Центральной и Восточной Европы, успевших вскочить в натовский поезд.

 В Киеве прошел первый инвестиционный форум, основной целью которого стало развитие военно-технического сотрудничества. Мероприятие, которое прошло под патронатом Минобороны Украины и Госконцерна «Укроборонпром», имело две составляющие. Первая — официальная и символическая, направленная на поддержку и ободрение Украины как партнера Запада в чувствительной области — создания современных вооружений и военной техники (ВВТ), в том числе, с использованием технологий стран НАТО.

Главные официальные посылки НАТО тут линейны, они связаны с ободрением воющей нации и расшифровки не требуют: альянс готов помогать Украине. Неслучайно практически синхронно с форумом в стране работали группы специалистов НАТО, определяющие конкретику в обещанной помощи при развитии Сил специальных операций. Вторая составляющая форума — реальное изучение дел и определение, действительно ли возможны совместные  проекты в области ВТС с Украиной и инвестиции.

Boeing, Airbus, Thales International, Microsoft Corp., PCO SA, Sagem Defense Securite, Elbit Systems, Caterpillar Inc, Renault Trucks Defense, Honeywell Defense and Space Int., Orbital ATK, STC Delta — вот далеко не полный, многообещающий перечень иностранных участников.

Безусловно, положительным является факт реально глубокого диалога, в котором уровень взаимного доверия уже превышает когда-то достигнутый в 2008-2009 годах. Тут есть и объективные причины.

Во-первых, Украина превратилась в оружейный рынок — страна впервые за свою новую историю начала перевооружаться. И когда в ходе форума секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ) Александр Турчинов заявил о высокой конкурентоспособности оружия украинского производства,  это в самом деле не лукавство или преувеличение. Это правда, существенно отличающая Украину от стран Центральной и Восточной Европы, успевших вскочить в натовский поезд.

И это отличие — второй важнейший аспект, не учесть который не имеет права ни Брюссель, ни Киев. Живя исключительно за счет экспорта, оборонка сохранила ряд оружейных школ, а некоторые (как разработки и производство легкой бронетехники) создала с нуля.

В этом и определенный вызов для компаний стран альянса — украинские менеджеры уже научились настороженно смотреть на предложения относительно прямого импорта (а если вспомнить, что ряд оборонных предприятий в Украине градообразующие, то влияние на электорат в случае импорта будет прогнозируемо отрицательным). К счастью, позорные сделки типа закупки за миллионы долларов старых британских военных машин Saxon, абсолютно непригодных для войны, уже не повторяются.

Но и НАТОвские эксперты пока еще слишком осторожно реагируют на призыв А.Турчинова начать инвестиции в украинский оборонпром. Не столько вследствие явного преувеличения секретаря СНБОУ о том, что государство готово восстановить оборонно-промышленного комплекс и военный потенциал 20-30-летней давности.

Западные специалисты теряются в декларациях о приоритетах Украины. Даже вкладывая в оружие по миллиарду долларов ежегодно (фактически на уровне соседней Польши), сделать это невозможно, а с тремя сотнями миллионов — тем более. Но это и не нужно. Украине необходимо сосредоточиться на тех прорывных направлениях, которые составят будущий щит сдерживания. К примеру, идею создания современного ракетного оружия стоит максимально развивать, но не распыляясь.

Не отвлекаясь, к примеру, на современное стрелковое оружие, которое Украина никогда не создавала и не создаст («Форт» не в счет, это сугубо национальный паллиатив, автор же говорит о невозможности лидерства в направлении, когда страна не владеет даже технологией производства стволов). То же касается и боевой авиации, зачем-то упомянутой чиновником в потенциальном списке.

Если бы действительно был годовой миллиард долларов, можно было бы взять китайский планер и создать нечто похожее на российский Як-130 или пакистанский JF-17. Но нужно ли? Этого пока не скажет ни Генштаб, ни СНБОУ... ЦИАКР, к примеру, уверен в отсутствии перспектив у национального боевого самолета. Куда важнее развивать беспилотные платформы, превращая их в боевые системы       — разведывательные и ударные. И тут как раз нужны инвестиции, совместные проекты. В этом контексте совершенно справедливо А.Турчинов констатировал недостаточный уровень ВТС с западными партнерами страны.

Очень примечательным было участие в форуме посла США в Украине Джеффри Пайетта. Его риторика показательна: «Война против коррупции — это часть войны против Кремля». Акценты США понять не сложно. Посол заметил, что США готовы предоставить Украине широкую поддержку, и эффективные результаты такой борьбы позволят достичь многих целей, включая улучшение инвестиционного климата и выход на внешние рынки вооружений.

И дал еще одну значительную посылку украинской власти: «Руководство «Укроборонпрома» заявило, что Украина хочет стать одним из ведущих экспортеров оружия. И это возможно, возможности для этого есть. Но это произойдет в том случае, если Украина проведет реформу оборонного сектора и проявит решительность в борьбе с коррупцией». Ключевые посылки: коррупция и реформа ОПК. И там, и там у Киева результаты жиденькие.

Разочарование Запада в деятельности украинской власти поступательно возрастает. Любопытно, что в один день с форумом появилось интервью с бывшим послом США в Украине Стивеном Пайфером. В роли эксперта он куда более откровенен действующего дипломата. И утверждает, что Запад может прийти к выводу, что ситуацию в Украине невозможно исправить. «На сегодняшний день в Вашингтоне существует серьезное разочарование не только ходом реформ в Украине, но также и незначительным прогрессом в борьбе с коррупцией». Пайфер четко говорит о существовании коррупции, в том числе, на высшем политическом уровне. Так что политическая составляющая, увы, пока не способствует развитию ВТС и массированным инвестициям.

Теперь поясним в чем проблемы непосредственно украинской оборонной промышленности, и почему инвестиционный климат в Украине пока невозможно назвать благоприятным.

Более всего Запад раздражен ручным управлением в секторе безопасности и обороны. В оборонной промышленности этот процесс давно приобрел карикатурные формы, а в целом отношением к ОПК власть тормозит его развитие. О том, что страна нуждается в органе управления и координации оборонной промышленностью, эксперты твердят со времени парламентских слушаний в июле 2014 г.  Более того, и Коалиционное соглашение 2014 года предписывало создать при Кабинете министров межведомственный орган по развитию ОПК, замыкающийся в своей вертикали на первого вице-премьер-министра.

Но и через два года после начала войны система не сформирована, ОПК считается вотчиной Президента и управляется через СНБОУ. Разумеется, СНБОУ как аналитический центр по выработке стратегических решений должен принимать ключевое участие в выработке военно-технической политики (ВТП). Именно политики, а не определения конкретных тактических шагов. А реализовывать ВТП (в части ответственности и создания условий для разработок и производств) должна исполнительная власть.

Внутри правительственной структуры должны функционировать авторитетные органы — институт генеральных конструкторов и научно-технический совет. Для принятия судьбоносных решений их не может подменять «Укроборонпромом», который вообще является ненужной паразитирующей надстройкой и ныне как раз приводит в действие механизмы ручного режима управления.

Исполняя сразу две несовместимые функции — разработчика и реализатора ВТП, что есть превосходной почвой для коррупции и различных злоупотреблений. Естественно, это хорошо видят на Западе. В государстве нет структуры, аргументированно определяющей, что лучше закупить у отечественных предприятий, а что логичнее путем оперативного налаживания совместного с иностранными партнерами производства.

Главные риски ручного режима — отсутствие всякой ответственности. О позорной закупке машин Saxon упоминалось выше. Но за это не только никто не ответил, но даже невозможно получить ответ, кто дал отмашку для такой сделки (кстати, с солидными комиссионными для «Укроборонпрома»). Никто не может точно сказать, кто и по какой причине сорвал в 2015 году производство отечественных легкобронированных машин «Дозор-Б».

Или вот еще пример: ныне «Укроборонпром» с пафосом говорит о намерении реализовать совместный с американским Textron проект лицензионного производства военных бронированных автомобилей HUMVEE, которые в США уже сняты с вооружения и имеют весьма уставшие характеристики (запущены в производство были в 1984 году). Не исключено, что такая программа будет реализовываться как искусственно навязанная, и она существенно ударит по национальным проектам. По производству того самого «Дозора-Б», по проектам «АвтоКрАЗа».

А еще порядка пяти украинских предприятий разрабатывают и производят подобную технику. Стоит ли их «убивать» открытием еще одного многомиллионного проекта. ЦИАКР, к примеру, убежден, что для Украины были бы более важными проекты в других сферах, например, в совместном производстве систем связи или космической разведки. Эти примеры — прямое следствие непродуманной ВТП и отсутствия системы.

Кстати, эта политика (ВТП) не может быть тайной от налогоплательщиков — должен действовать открытый парламентский и общественный гражданский контроль. В стране нет ни того, ни другого. А эксперту, автору этих строк, руководство «Укроборонпромома» в отместку за критику деятельности, воспретило выступать на форуме, о котором сейчас речь (несмотря на то, что он был определен одним из спикеров). Этот эпизод отражает уровень готовности к диалогу с общественностью. 

К сожалению, не соответствует западным нормам и национальная законодательная база. То, что не приняты законы о создании и производстве вооружений и военной техники, о ВТС, об офсетных сделках, о государственно-частном партнерстве и еще некоторые другие, не только тормозит ВТС, но и создает неравные права отечественных предприятий. Например, разработчики не получают роялти, а ценообразование весьма туманно. Правила игры на отечественном рынке настолько смутны, что потенциальному инвестору просто опасно вкладывать деньги. В условиях, когда ориентиров попросту нет, а лучшие показатели ТТХ вовсе не гарантируют интереса заказчика, работа на украинском рынке становится сомнительной и для западных компаний, и для отечественного частного бизнеса.  

Да, правительство утвердило и государственную целевую оборонную программу развития вооружений и военной техники (ВВТ) до 2020 г., внесло правки в многострадальный документ о гособоронзаказе. Но в сопоставлении со спорадичностью и безсистемностью это слишком мало. Потому, когда на форуме А.Турчинов называет развитие оборонно-промышленного потенциала стратегическим направлением реформирования безопасности оборонного сектора нашей страны, специалисты лишь пожимают плечами: условия то для реализации этого направления не созданы.

Наконец, самое главное. Разумеется, ни «Укроборонпром», ни даже СНБОУ не обладает полномочиями для изменения ситуации и реформы оборонной промышленности. Длительное наблюдение за функционированием оборонно-промышленного сегмента показывают, что дать ход реформе сегодня во власти только одного человека — Президента Украины. 

1. Более всего Запад раздражен ручным управлением в секторе безопасности и обороны.

2. В государстве нет структуры, аргументированно определяющей, что лучше закупить у отечественных предприятий, а что логичнее путем оперативного налаживания совместного с иностранными партнерами производства.

3. Главные риски ручного режима — отсутствие всякой ответственности. Политика (ВТП) не может быть тайной от налогоплательщиков — должен действовать открытый парламентский и общественный гражданский контроль.

4. Не соответствует западным нормам и национальная законодательная база. Правила игры на отечественном рынке настолько смутны, что потенциальному инвестору просто опасно вкладывать деньги.

Автор: Валентин БАДРАК, директор Центру досліджень армії, конверсії і роззброєння, ДЕНЬ


Теги: Минобороны

Дата і час 26 лютого 2016 г., 13:03     Переглядів Переглядів: 1660
Коментарі Коментарі: 0


Коментарі:

comments powered by Disqus
07 листопада 2025 г.
loading...
Загрузка...

Наші опитування

Чи вірите ви, що Дональд Трамп зможе зупинити війну між Росією та Україною?







Показати результати опитування
Показати всі опитування на сайті
0.040074