АНТИКОР — національний антикорупційний портал
МОВАЯЗЫКLANG
Київ: 8°C
Харків: 8°C
Дніпро: 8°C
Одеса: 8°C
Чернігів: 9°C
Суми: 8°C
Львів: 4°C
Ужгород: 8°C
Луцьк: 4°C
Рівне: 3°C

Почему «ДНР» и «ЛНР» — до сих пор не террористы

Читать на русском
Почему «ДНР» и «ЛНР» — до сих пор не террористы
Почему «ДНР» и «ЛНР» — до сих пор не террористы

Дело в том, что в действующем законе «О борьбе с терроризмом» процедура признания организации террористической не прописана. По этому закону признать организацию террористической может суд (правда, непонятно какой) и на основании этого решения она подлежит ликвидации.

В недавнем интервью «Главкому» вице-спикер Оксана Сыроид обвинила Совет национальной безопасности и обороны в том, что он блокирует законопроект о признании организаций «ДНР»и «ЛНР» террористическими. Отметим, что одним из авторов этого законопроекта является сама Сыроид. В СНБО на эти слова отреагировали довольно раздраженно, назвав вице-спикера некомпетентным и отрицая, что аппарат СНБО имеет механизмы для блокировки или ускорения прохождения законопроектов.

Однако сама проблема действительно существует. Несмотря на то, что в выступлениях высокопоставленных чиновников и информпространстве широко употребляется термин «террористы» или «российско-террористические войска», в правовом плане те, кто воюет на стороне «самопровозглашенных республик», террористами не являются. Президент Петр Порошенко еще после трагедии с малайзийским «Боингом» заявлял, что Украина готовит международные иски, чтобы организации «ДНР» и «ЛНР» получили статус террористов на международном уровне. Но в самой Украине этот статус до сих пор не определен. И это, напомним, притом, что Антитеррористическая операция продолжается уже два года и на скорое ее окончание пока рассчитывать не приходится.

Такая неопределенность уже имеет свои последствия в судебных процессах по событиям на востоке Украины. «На сегодняшний день есть несколько десятков обращений от граждан Украины, которые находятся под стражей с обвинениями относящихся их привлечения к деятельности террористических организаций „ДНР“ и „ЛНР“, — рассказывает „Главкому“ омбудсмен Валерия Лутковская.

— Они обращаются к нам за разъяснением, каким законодательным актом определено, что такие организации являются террористическими, чтобы использовать это в свою защиту в суде. Другой вопрос — сегодняшние составы преступления, предусматривающие привлечение за создание террористических организаций, согласно закону террористическими не является. И поэтому действительно возникает определенная юридическая коллизия — о каком тогда пособничестве терроризму рассказывают прокуроры?»

Какже так произошло?

Дело в том, что в действующем законе «О борьбе с терроризмом» процедура признания организации террористической не прописана. По этому закону признать организацию террористической может суд (правда, непонятно какой) и на основании этого решения она подлежит ликвидации.

Заявление о привлечении организации к ответственности за террористическую деятельность подается в суд, соответственно, Генеральным прокурором Украины, прокурорами Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя в установленном законом порядке. Но ни о таких представлениях, ни о соответствующих судебных решениях ничего не известно.

СБУ и военная прокуратура квалифицируют деятельность организаторов и активных участников «ДНР» и «ЛНР» по статье 258-3 Уголовного кодекса (создание террористических организаций, руководство и участие в террористических организациях, содействие созданию и деятельности террористических организаций). Но некоторые суды не хотят «связываться» с «террористической» статьей и предпочитают использовать статьи 260 УК (участие в незаконном военном формировании), потому что обычно задержанные апологеты «самопровозглашенных республик» отрицают свое участие в боевых действиях и уверяют, что просто «стояли на шухере».

И доказать, что они были пособниками террористов, очень трудно. Вот показательная цитата из решения одного из судов Донецкой области: «Национальным законодательством Украины: ни Законом Украины «О борьбе с терроризмом», ни каким-либо другим законодательным актом — не определена последовательность признания организации террористической, компетентных органов, которые должны обращаться с ходатайством о признание террористической организацией той или инй группировки. В настоящее время отсутствует законодательный акт или соответствующее судебное решение о признании террористической организацией самопровозглашенной так называемой «Донецкой народной республики».

Верховная Рада в начале прошлого года пыталась восполнить этот пробел — парламентарии рассматривали «кабминовский» законопроект № 1840 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украина по признанию организаций террористическими». Изначально этот проект предусматривал конкретную процедуру рассмотрения Высшим административным судом исков, поданных Генпрокуратурой, прокурорами областей и других о признании организации террористической.

Но уже в ходе его рассмотрения в зале были добавлены предложения депутатов о возможности признания организаций террористическими непосредственно Верховной Радой по представлению СНБО. Именно эти правки этот законопроект и похоронили — профильный комитет и Главное юридическое управление отметили, что Рада хочет взять на себя неконституционные функции, и до второго чтения законопроект 1840 не дожил.

В своем заключении комитет отдельно отметил, что этот законопроект уже неактуален, потому что зарегистрирован фактически альтернативный проект № 2139 с несколько измененным названием — «Проект Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования механизмов борьбы с терроризмом». Он предусматривает совершенствование процедуры — дает право СБУ обращаться в Верховный Суд о признании организаций террористическими.

Этот законопроект, о котором и говорила Сыроид, был зарегистрирован в Раде в феврале 2015 года, включен в повестку дня, и по нему уже есть положительное заключение правового комитета относительно соответствия Конституции. Но до голосования дело так и не доходит, хотя необходимость убрать правовую коллизию — очевидна. Притом что Сыроид была основным автором этого законопроекта, в соавторах числятся еще несколько депутатов из фракций бывшей коалиции — на тот момент «БППшник», а ныне внефракционный Виктор ЧумакАндрей Кожемякин из «Батькивщины» и Виктория Сюмар из «Народного фронта».

«Фронт» готов поддержать этот законопроект, — говорит Сюмар, соратница главы СНБО Александра Турчинова. — Он направлен на то, чтобы сделать процесс более логичным и быстрым, поскольку речь идет о представлении СБУ в Верховный суд, что сделает процесс публичным. Я не понимаю, каким образом СНБО может это блокировать, и мне неизвестно о том, чтобы кто-то из «Народного фронта» был против признания «ДНР» и «ЛНР» террористическими организациями. Это невозможно«.

Чумак считает, что Президент должен быть заинтересован в принятии этого закона, поскольку СБУ — «президентская структура»: «Просто сейчас в Раде ставятся на голосование только те законопроекты, которые кто-то может серьезно пролоббировать, как, например, последний закон о конфискации. А законопроекты, которые дают возможность усовершенствовать законодательство, никто лоббировать не хочет. Верховная Рада сейчас просто завалена законопроектами, в связи с огромным законодательным зудом у парламентариев».

Есть, конечно, еще одна версия, почему законопроект, несмотря на его острую необходимость, до сих пор не принят — это не нужно Президенту в контексте переговоров в Минском формате. Если «ДНР» и «ЛНР» будут признаны террористическими организациями, то как тогда вести переговоры с их представителями в Контактной группе? И вполне официальная покупка угля с оккупированных территорий, которая сейчас происходит, тогда должна квалифицироваться как финансирование терроризма с выводами в отношении ответственных за это лиц в Киеве. Еще один момент — если террористические организации будут четко идентифицироваться, в этот ряд могут попасть не только сепаратисты, но и ультраправые силы и движения, которые, скажем так, иногда выходят за рамки закона.

Поэтому, несмотря на правовые пробелы в этом вопросе, для власти сейчас этот вопрос не выглядит первоочередным. И дальше будет продолжаться ситуация, что террористы «ДНР» — «ЛНР» якобы есть, но на бумаге их до сих пор нет.

Наталья Малиновская, Денис Шелест; опубликовано в издании Главком

Перевод: Аргумент


Теги: ТерроризмТеррористыЛНРДНР

Дата і час 21 березня 2016 г., 13:32     Переглядів Переглядів: 2529
Коментарі Коментарі: 0


Коментарі:

comments powered by Disqus
06 листопада 2025 г.
loading...
Загрузка...

Наші опитування

Чи вірите ви, що Дональд Трамп зможе зупинити війну між Росією та Україною?







Показати результати опитування
Показати всі опитування на сайті
0.041683