Кто и как зарабатывает на украинских авиапассажирах
Кто и как зарабатывает на украинских авиапассажирах
Пассажиропоток в аэропортах растет следом за авиаперевозками. В 2016 году через воздушные ворота Украины прошло 12,929 млн пассажиров, что на 20,9% больше, чем в 2015-м, а в 2017-м их было уже 16,498 млн (плюс 27% год к году). В том числе по международным направлениям в 2016-м — 11,294 млн пассажиров, в 2017-м — 14,591 млн (плюс 29%).
Хотя в Украине действует 20 аэропортов и аэродромов, 98% пассажиропотока по-прежнему сосредоточены в семи из них: «Борисполь» (64%), «Киев» (Жуляны, 11%), «Одесса» (7,5% ), «Львов» (6,5%), «Харьков» (5%), «Днепропетровск» (2%) и «Запорожье» (2%).
В процентном соотношении рост пассажиропотока «Борисполя» (30% и 22,1% соответственно) уступает скорости регионов, но в абсолютных цифрах он несомненный лидер. Доля «Борисполя» в общем объеме пассажирских перевозок в 2016-м составила 67%, а 2017-м — 64%.
В прошлом году «Борисполь» обслужил рекордное за время своего существования количество пассажиров — 8,65 млн, что на 18,8% больше, чем годом ранее. Рост пассажиропотока обеспечили трансферные пассажиры, которых в 2016 году было 2,31 млн. С новой системой скидок «Борисполя» эта категория будет обходиться авиакомпаниям дешевле на 80%, что подтверждает приверженность аэропорта развитию хабовой модели.
В 2017 году «Борисполь» обслужил свыше 10 млн пассажиров. Благодаря кооперации с МАУ аэропорт за полгода нарастил долю трансфертных пассажиров на 37%, до 1,3 млн. Доля международных рейсов в «Борисполе» выросла на 22%.
Из крупных региональных игроков аэропорт в Днепре единственный, кто сокращает пассажиропоток.
В 2016 году количество пассажиров уменьшилось на 17,7%, а за три квартала 2017-го показатели ухудшились еще на 2,8%.
Остальные региональные аэропорты в 2016-2017 годах наращивают пассажиропоток: «Киев» — на 67,6% в 2016-м и на 64,2% зв 2017-м, «Львов» — на 52,8% и на 46,3%, «Харьков» — на 50,75% и на 34,7%.
В 2016 году в разы выросло обслуживание пассажиров в аэропортах: «Ровно» (в 8,6 раза), «Винница» (в 6,6 раза), «Ивано-Франковск» (в 3,9 раза), «Кривой Рог» (в 6,6 раза), «Запорожье» (в 2,2 раза), «Одесса» (на 8,9%) и «Херсон» (на 1,6%). Но стремительный рост в небольших региональных аэропортах обеспечивала в основном низкая база. Например, рост пассажиропотока «Ровно» в переводе на абсолютные цифры — это 6997 пассажиров чартерных рейсов в прошлом году.
«Киеву» и «Львову» наращивать пассажиропоток помогает возобновление сотрудничества с лоукостером Wizz Air. Потрудились региональные аэропорты и над инфраструктурой: в «Одессе» наконец сдали в эксплуатацию новый терминал, а в «Запорожье» капитально отремонтировали взлетно-посадочную полосу.
Обслуживание авиационного транспорта | |||||||
Чистый доход | Чистая прибыль | ||||||
№ | △ | Компания | 2016, млн грн | 2015, млн грн | 2016, рост, % | 2016, млн грн | 2015, млн грн |
1 | 0 | Международный аэропорт «Борисполь» | 3353 | 216 | 1452,31 | 1386 | 696 |
2 | 0 | Украэрорух | 2181 | 246 | 786,59 | 356 | 342 |
3 | 0 | Интеравиа | 514 | 403 | 27,54 | 122 | 74 |
4 | 1 | Мастер-Авиа | 443 | 318 | 39,31 | 4 | 35 |
5 | 3 | Международный аэропорт «Львов» им. Данилы Галицкого | 388 | 178 | 117,98 | 85 | -209 |
6 | 1 | Нью Системс АМ (Харьковский аэропорт) | 324 | 185 | 75,14 | 23 | 1 |
7 | 2 | Международный аэропорт «Киев» (Жуляны) | 128 | 112 | 14,29 | -39 | -511 |
8 | 3 | Аэропорт Хендлинг | 115 | 97 | 18,56 | 91 | 59 |
9 | -3 | Международный аэропорт «Одесса» | 114 | 195 | -41,54 | 35 | 21 |
10 | 0 | Международный аэропорт «Днепропетровск» | 104 | 107 | -2,80 | -66 | -64 |
11 | -7 | Кребо Интернешнл* | 94 | 355 | -73,52 | 4 | 5 |
Всего по рейтингу | 7758 | 2412 | 221,64 |
Дела земные
На хендлинговом рынке (пассажирского и наземного обслуживания) конкуренция между компаниями не усилилась. На первый взгляд задатки рынка есть в «Борисполе»: пассажиропоток свыше 8 млн, обслуживают пять хендлинговых компаний, кроме самого аэропорта. Они участвуют в тендерах авиакомпаний и соревнуются между собой в цене, качестве обслуживания, обеспечивая заправку, наземный и пассажирский сервис.
«Борисполь» оказывает услуги перронного обеспечения 25 авиакомпаниям, а для 14 из них и услуги пассажирского обслуживания.
За шесть месяцев 2017 года доходы аэропорта от наземного обслуживания выросли на 16,9%, до 285,5 млн грн, по сравнению с первым полугодием 2016-го (годовая отчетность еще не обнародована). По оценке предприятия, его доля на рынке наземных услуг всего 23%. В аэропорту заверили, что даже крупнейшие европейские хабы работают с двумя-тремя хендлингами.
Тем не менее в январе 2017 года АМКУ рекомендовал «Борисполю» разграничить управление инфраструктурой и регуляторную деятельность и счета за предоставление наземного обслуживания. Комитет предполагал, что это устранит возможное субсидирование аэропортом хендлинга за счет основных доходов. Обычно проблема решается выделением хендлинга в отдельное предприятие, но «Борисполь» пока ждет разъяснений АМКУ о том, как разделить счета и что значит «управление инфраструктурой и регуляторная деятельность».
Конкуренция на хендлинговом рынке Украины — понятие относительное: крупные хендлинги проникли в основные аэропорты страны («Борисполь», «Киев», «Харьков», «Одесса»).
«Дочка» МАУ «Интеравиа» — в «Борисполе», «Киеве», «Харькове» и «Виннице»; «Скай Хендлинг» и «Челендж Аэропорт» — в «Борисполе» и «Киеве»; «Украинская хендлинговая компания», «Транс-аэрохендлинг» — в «Борисполе», «Запорожье», «Киеве», «Львове», «Николаеве», «Одессе» и «Харькове».
Региональные аэропорты с малым пассажиропотоком редко отдают наземное обслуживание на аутсорс. При небольшом количестве рейсов регионы пытаются зарабатывать хендлингом. Исключение — аэропорты, которые так бедны, что не могут закупить даже технику, или, наоборот, решили зарабатывать на авиационных услугах, отдав партнерам «землю». Например, на старте работы в аэропорту «Винница» за МАУ пришла «Интеравиа». Она же со времен подготовки к Евро-2012, трудится в харьковском аэропорту.
Вопрос авиатоплива традиционно отдан частным компаниям. После усиления внимания к поставкам топлива в украинских аэропортах в 2015 году на рынок зашла Baltic Ground Handling, которая, как и кременчугский «Кребо Интернешнл», занимается поставками в «Борисполь», «Харьков», «Львов», «Одессу» и «Киев». В малых региональных аэропортах действуют «Австар» и собственные службы аэропортов. «Борисполь» не занимается топливом самостоятельно, свою инфраструктуру он сдает топливозаправочным компаниям для стимулирования конкуренции с «Кребо Интернешнл».
В начале 2017 года игроки активно обсуждали новые правила для рынка хендлинга.
В частности должны были урегулировать вопрос допуска компании к тендерам авиакомпаний. Каждый из вариантов предполагал возможный передел рынка: Госавиаслужба могла бы вмешиваться в хозяйственную деятельность коммерческих субъектов, аэропорты могли бы сдерживать собственных конкурентов, авиакомпании (особенно с преимущественным правом голоса) могли бы выбирать связанные хендлинги. Дискуссия затянулась, что помешало европейским правилам прийти на украинский рынок.
Украинцы летают все активнее: даже запрет авиасообщения с РФ обойден в пользу стыковки в Минске.
Предполагается, что безвизовый режим будет стимулировать развитие туризма и усилит авиасообщение с Европой, тем более что Украина уже получила «открытое небо» с рядом стран. Внутреннее авиасообщение остается проблемным: дешевые ж/д и автоперевозки отбирают значительную часть платежеспособного пассажиропотока, в итоге авиасвязей между регионами просто не существует. Внутреннее авиасообщение поддерживается ради подвоза пассажиров в «Борисполь» и подпитки международной сети МАУ.
Автор: ВИКТОРИЯ ИЛЬЧЕНКО
Источник: Delo.ua
Теги: ЖуляныАэропорт БориспольавиаперелетыпассажирыАэропорт
Комментарии:
comments powered by DisqusЗагрузка...
Наши опросы
Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте