Во-первых, как ранее уже обсуждалось, программа обеспечит столь необходимое вливание иностранной валюты на рынок Украины, что даст НБУ возможность успокоить панику на валютном рынке и стабилизировать курс гривны. Во-вторых, большая часть средств от МВФ (почти $10 млрд) поступит в 2015 году, который будет критическим для Украины.
В-третьих, условия новой программы обязывают украинское правительство начать немедленную реализацию необходимых реформ. Учитывая то, как медленно проводились реформы в 2014 году, это условие очень важно. В-четвертых, новая программа от МВФ позволит Украине привлечь больше внешнего финансирования из различных источников, что поможет снизить нагрузку на бюджет.
Разумеется, за любую помощь приходится платить - в рамках соглашения с МВФ украинское правительство пообещало провести фискальную консолидацию. Налоги с дополнительных доходов поднимут на 3% ВВП, а расходы сократят на 4,1% ВВП (см. таблицу ниже). Это позволит сократить дефицит бюджета до 7,4% ВВП в 2015 году. Жесткость некоторых мер в рамках фискальной консолидации оправдывается их эффективностью. К примеру, Украина тратила огромные бюджетные средства (1,1% ВВП) на субсидии государственным угольным шахтам. Но даже без субсидий фискальная консолидация составит 6,3% ВВП.
Для сравнения: фискальная консолидация в странах PIGS (Португалии, Италии, Греции, Испании) в 2011-2013 годах планировалась на уровне 5-7% от ВВП. В разгар кризиса в Греции консолидация составляла8-9% ВВП. Таким образом, уровень консолидации в Украине сравним с уровнем оптимизации доходов и расходов бюджета в странах PIGS двухлетней давности.
Конечно, эти страны многим отличаются от Украины. Страны PIGS не могли девальвировать свою валюту ради стимуляции экономики, поскольку находятся в еврозоне. Зато их банки имели доступ к кредитованию Европейского центрального банка - это смягчило негативные последствия кризиса.
Гривна же ощутимо обесценилась, благодаря чему рыночные цены на украинскую продукцию стали конкурентными и стимулируют экспорт. При этом девальвация сильно ударила по стабильности банковской системы – теперь НБУ делает все возможное, чтобы исправить ситуацию и не спровоцировать рост инфляции.
Благодаря совокупному эффекту этих противодействующих факторов может оказаться, что различия не так уж существенны. В таком случае, опыт стран PIGS не обнадеживает: за время кризиса ВВП Греции сократился на 25%.
Бюджетные меры в 2015 году
|
Доходы/Сбережения (%ВВП) |
|
|
Меры, направленные на извлечение внутренних доходов |
3,3 |
|
Упрощение налогов и отмена искажающих налогов (н-р, комиссия за продажу иностранной валюты для безналичных операций) |
-0,5 |
|
Увеличение налоговой базы и ставок для индивидуального подоходного налога |
0,7 |
|
Введение нового акцизного налога на розничную продажу и повышение ставок акцизного сбора на табачные изделия |
0,5 |
|
Расширение налоговой базы на недвижимость и введение нового налога на роскошные автомобили |
0,1 |
|
Повышение платы за право разработки природных ресурсов |
0,8 |
|
Временные меры (дополнительный сбор на импорт, расширение базы по освобождение от уплаты ПДВ на экспорт зерновых) |
1,5 |
|
Меры, направленные на расходование внутренних доходов |
-4,1 |
|
Номинальная заработная плата на уровне 2014 года (за исключением военнослужащих) |
-0,8 |
|
Отсрочка индексации размера минимальной пенсии до декабря 2015 года и имплементация краткосрочных пенсионных мер, включая снижение вычисления специальных пенсий и сокращение пенсионных льгот для работающих пенсионеров |
-2,3 |
|
Сокращение субсидирования для госпредприятий, включая угольную промышленность |
-1,1 |
|
Отмена различных платежей, не подлежащих страхованию, и ограничение размера различных страховых платежей |
-0,1 |
|
Увеличение субсидирования на электроэнергию для домашних хозяйств наряду с улучшением программ социальной помощи |
0,3 |
Источники: правительственные учреждения, подсчеты фонда
Примечание: знак (-) означает сбережения
Согласно прогнозам МВФ, в 2015 году ВВП Украины сократится на 5,5 %, а расти начнет только в 2016 году. Учитывая нынешние обстоятельства, такое сокращение не сильно пугает, но есть риск, что запланированные прогнозы слишком оптимистичны. Для таких подозрений есть две причины.
Во-первых, МВФ недооценил темпы сокращения в 2014 году (рисунок 1) примерно на 2%. Некоторые ошибки в прогнозировании можно объяснить за счет эскалации конфликта в восточной части Украины. Если начнется новая волна конфликта, экономический спад в 2015 году может куда стремительней, чем рассчитывал МВФ.
Реальный рост ВВП (изменение из года в год)

Во-вторых, ведущие экономисты МВФ Бланшар и Ли (2013) документально подтвердили, что Фонд сделал систематические ошибки в оценке негативных последствий фискальной консолидации в условиях кризиса: Рисунок 2 показывает взаимоотношение между финансовой консолидацией и ошибками МВФ в прогнозировании темпов роста ВВП.
Дополнительный процент финансовой консолидации связан с погрешностью в 0,7% в прогнозировании роста. Если говорить о ситуации в Украине, то запланированная консолидация на уровне 6,3% приведет к 4% падению ВВП в дополнение к прогнозируемым 5,5%. Другими словами, согласно Бланшару и Ли (2013), общее падение ВВП Украины может достичь 10 %.
Ошибки в прогнозировании роста vs прогнозирование фискальной консолидации

Таким образом, программа EFF предусматривает как выгоды для Украины, так и дополнительные издержки. 2015 год будет очень трудным. Тем не менее, принимая во внимание ограниченные ресурсы, у Украины вряд ли была альтернатива: лучшим вариантом было принять условия МВФ. Но теперь нынешнему правительству нужно всерьез заняться борьбой с коррупцией и как можно быстрее реализовать все необходимые реформы – если, конечно, оно хочет пережить 2015 год.

