АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал
МОВАЯЗЫКLANG
Киев: 8°C
Харьков: 8°C
Днепр: 8°C
Одесса: 8°C
Чернигов: 9°C
Сумы: 8°C
Львов: 4°C
Ужгород: 8°C
Луцк: 4°C
Ровно: 3°C

Кто такой Араик Амирханян, который продолжает бизнес вопреки десяткам уголовных дел?

Читати українською
Кто такой Араик Амирханян, который продолжает бизнес вопреки десяткам уголовных дел?
Кто такой Араик Амирханян, который продолжает бизнес вопреки десяткам уголовных дел?

Впервые имя Араика Амирханяна стало известно широкой общественности в конце 2015 года. А уже в августе 2020 года глава Укравтодора называл Амирханяна главным тендерным троллем страны.

1 апреля 2019 года в кабинет тогдашнего главы подразделения одесского Укравтодора Олега Вариводы ворвались восемь разъяренных мужчин. Угрожая оружием, они требовали перевести их компании 100 млн грн*. Учитывая дату и город, можно было подумать, что это жесткий розыгрыш или шутка. Но нет, все по-настоящему.

К Вариводе пришел известный в "дорожных" кругах бизнесмен Араик Амирханян – на тот момент как представитель строительной компании Полтавабудцентр, с группой поддержки, свидетельствует история из судебного реестра.

Сегодня уже бывший руководитель автодора в Одессе Варивода подтверждает: так и было. "Требовал денег за, как ему казалось, полностью выполненные работы по договору по трассе М-15 Одесса-Рени, – объясняет он. – Они частично выполнили работу, но договор предусматривал комплекс работ. Поэтому мы справедливо требовали завершить, а он настаивал, что хочет частичную оплату уже сейчас".

Амирханян пообещал держать заместителя Вариводы и еще двух подчиненных в кабинете, пока те не выполнят оплату. Неизвестно, чем бы все закончилось, если бы не вмешательство в "переговоры" спецподразделения КОРД, которое задержало Амирханяна и группу поддержки. Полиция изъяла у группы ножи и травматические пистолеты. 

На следующий день Амирханяну объявили подозрение в совершении уголовного правонарушения. Но он остался на свободе: суд отпустил его под личное обязательство.

Менее чем через три месяца – 19 июня – Амирханян так же эффектно ворвался в помещение Антимонопольного комитета. АМКУ как раз рассматривал дело о сговоре компаний Дорлидер и Полтавабудцентр (которые связывают с Амирханяном) на 17 тендерах и принял решение о штрафе в 15,6 млн грн.

Тогда его задержали второй раз – теперь уже СБУ. В июне СБУ обвинила его по подозрению в финансировании свержения конституционного строя, а также в завладении чужим имуществом в особо крупных размерах.

Но и это не остановило Араика. Через год, в мае 2020 года, он сделал четыре попытки "взять штурмом" уже Укравтодор в Киеве и прорваться к действующему главе Александру Кубракову. Амирханяна и еще двух вооруженных мужчин останавливала государственная охрана.

Последние месяцы об Амирханяне ничего не сообщалось. Пока в начале февраля СБУ не сообщила о подозрении владельцу крупной сети строительных компаний, которого обвиняют в завладении бюджетными средствами. Речь идет об Амирханяне, который, по данным собеседников LIGA.net, находится в Париже.

LIGA.net выяснила, как Амирханян приобрел и потерял статус одного из крупнейших игроков на "дорожном" рынке Украины и почему, несмотря на многочисленные уголовные дела, всегда избегал заключения.

Дорожный король. Начало

Впервые имя Араика Амирханяна стало известно широкой общественности в конце 2015 года. Тогдашний министр инфраструктуры Андрей Пивоварский сообщил, что главу Укравтодора Андрея Батищева жестоко избили в собственном кабинете. До этого в декабре более двух десятков человек ворвались к главе николаевского Укравтодора, требуя подписать с Дорлидер акт о выполненных работах.

Амирханян подтвердил николаевским СМИ, что именно он приходил к Батищеву, но уверял, что шел на консультационную беседу, поскольку его компаниям не выплатили более 5 млн грн, а глава Укравтодора сам на него набросился.

LIGA.net сделала десятки попыток пообщаться с бизнесменом, однако он не ответил ни на одно сообщение или звонок. В целом его публичная позиция сводится к тому, что условия работы на дорожном рынке дискриминационные и прописаны под конкретные компании, а он борется за равный доступ к дорожному строительству.

Но в кругу дорожников Амирханяна знали намного раньше 2015-го.

Однофамильца известного армянского композитора Роберта Амирханяна – Араика – на юге Украины назвали "дорожным королем" – до 2017-2018 его компании получали подряды на строительство и ремонт дорог на миллиарды гривен.

Но на февраль 2021-го этого 39-летнего бизнесмена нет среди владельцев ни одной строительной компании. По данным реестра Минюста, Араик Амирханян указан владельцем фермерского хозяйства "Карина" и ООО "Трансбудойлсервис" (не участвуют в дорожных тендерах).

Собеседники LIGA.net в АМКУ, Укравтодоре и среди правоохранителей имеют другое видение того, как выглядит бизнес-империя Амирханяна. Названные ими компании в разное время основывались Араиком Амирханяном или его родственниками и поддерживают тесные хозяйственные отношения. В СМИ относительно них даже появился термин – "группа Араика".

Дорожные компании, которые могли в разные годы входить в группу Амирханяна

 dqxikeidqxitkant

 

Большинство компаний из этого списка зарегистрированы еще в нулевые. Но начали привлекать внимание журналистов в начале десятых годов. "Во времена Януковича Амирханян стал модным – его компании тендерили миллиардные подряды и начали фигурировать в делах о сговорах", – вспоминает Юрий Николов, редактор издания "Наши деньги", которое специализируется на анализе государственных закупок.

Например, в течение 2012-2017 годов связанная с Амирханяном группа компаний "Дорлидер" получила более 3,3 млрд грн дорожных подрядов, половина из которых – в Одесской области. Остальные – в Херсонской, Николаевской, Одесской областях и Буковине. 

Украинский Forbes в 2013 году называл бизнесмена одним из крупнейших подрядчиков Укравтодора. 

Еще одна компания – "Полтавабудцентр" – по итогам 2018 года попала в топ-5 дорожных ремонтников года через торги Prozorro и получила от государства почти 2,5 млрд грн.

Откаты, допсоглашения и договорняки

"В 2015-2016 Араик выходил на тендеры, давал цену, меньшую на 30%, выигрывал. Договор подписан, государство хочет сделать дорогу, но он ничего не выполняет", – объясняет хорошо знакомый со спецификой дорожной отрасли собеседник LIGA.net из Офиса президента.

Следующий этап – подписание дополнительного соглашения, которое компенсировало обещанную "скидку".

Для беспроблемного подписания "допки" нужен лояльный глава местного автодора. "Араику важно было выстроить отношения с главой какой-то службы на месте. Служба могла менять требования к торгам, выписывая их под ту или иную компанию", – объясняет собеседник LIGA.net, который сейчас имеет отношение к программе "Большое строительство".

Примерно то же самое рассказывает и экс-руководитель одного из областных автодоров. "Все истории, когда он заезжал с военизированной охраной к главам автодоров в областях, сводятся к одному: подпишите со мной дополнительное соглашение. То, что я потерял на торгах, верните мне через дополнительное соглашение", – объясняет собеседник на правах анонимности.

Араику важно было выстроить отношения с главой какой-то службы на месте. Служба могла менять требования к торгам, выписывая их под ту или иную компанию

Но есть еще одна версия: автодоры придерживали выплаты Амирханяну, требуя от него стандартный откат, а он не всегда хотел платить.

Обычно долги компаниям в службах на местах выплачиваются за 5% отката, рассказывает Николов из Наших денег. "А когда он хотел эти 5% сэкономить – приходил с братвой", – предполагает тот.

Своеобразным подтверждением слов Николова является крупная афера, которая закончилась задержанием главы службы в Николаевской области Андрея Максименко. Именно он в июле 2019 года жаловался новоизбранному президенту Зеленскому на нехватку средств для нормальной работы. И тогдашний глава АМКУ Юрий Терентьев, который тоже был присутствовал, просветил Зеленского, что тендерные процедуры в области, в частности, прописаны таким образом, чтобы выигрывал "свой" подрядчик.

Когда он хотел эти 5% сэкономить – приходил с братвой

Через месяц Максименко задержали детективы НАБУ, когда он якобы получал взятку в 2,24 млн грн от Полтавабудцентр Амирханяна. Из видео НАБУ видно, что это был откат в 7% от суммы, которую нужно было заплатить за ремонт участка дороги Н-11. И сдали чиновника его контрагенты из Полтавабудцентр, "обратившись в НАБУ с заявлением о коррупционном преступлении". Следователи обнародовали диалог Максименко с, вероятно, коллегой Амирханяна.

От короля к троллю

В августе 2020 года глава Укравтодора Александр Кубраков в интервью LIGA.net называл Амирханяна главным тендерным троллем страны: мол, компании из его орбиты только обжалуют процедуры по всей стране, но нигде не собираются работать.

Справка: "Тендерные тролли" – это компании, которые блокируют тендерные процедуры в системе жалоб. Часто такие компании даже не планируют участвовать в торгах, а просто "действуют на нервы" другим участникам или шантажируют их.

Из данных Укравтодора, которые госкомпания прислала на запрос LIGA.net, следует, что на 18 декабря 2020 года фирмы из орбиты Амирханяна подали почти каждую пятую жалобу (78 из 420 в целом) на 45 млрд грн – это 33% от всех заблокированных контрактов в областях на конец 2020 года.

Однако еще недавно компании Амирханяна строили много дорог, рассказывает Николов. "Классический пример бизнеса as usual по-украински: компания Амирханяна могла получить деньги, не выполнить до конца и покинуть дорогу на последних этапах", – говорит он.

В какой момент дорожный король начал превращаться в тролля? Сразу несколько собеседников LIGA.net называют началом изменения стратегии Амирханяна 2017 год. Годом ранее начала работать система госзакупок Prozorro, несколько изменились тендерные правила, строить стабильный бизнес на допсоглашениях стало сложно. Но Амирханян не растерялся и был одним из первых, кто масштабно "взломал" Prozorro.

"Араик сформировал команду юристов, которые жалобами не давали жизни заказчикам-подрядчикам, – рассказывает Николов. – Но эта деятельность где-то была и полезной, указывала Укравтодору – "не греши" заточками (специально прописанные требования, которые делают невозможным допуск на тендеры. – Ред.), то есть они выполняли функцию на манер санитаров леса".

Компания Амирханяна могла получить деньги, не выполнить работы до конца и покинуть дорогу на последних этапах.

Весной Кубраков обвинил Наши деньги, ОО "Лига антитраста" и Всеукраинскую дорожную ассоциацию (ВДА) в "приближении к Амирханяну". Организации подали на главу Укравтодора в суд.

"У него много юридических лиц, очень юридически грамотная команда, которая хорошо понимает все процедуры, закупочные моменты. Это точно не любительство", – подтверждает в интервью LIGA.net глава Укравтодора Александр Кубраков.

Как это работает? "Это очень простая схема: то, что можешь сделать сам – делаешь. Если не можешь, заходишь на тендеры, демпингуешь, всячески вставляешь палки в колеса, чтобы те, кто действительно хочет строить, попросили: отстань. [Тогда требуешь] 1-3% от суммы контракта и отпускаешь тендер", – рассказывает Варивода. Он добавляет, что это не троллинг ради троллинга, а своеобразный способ заработка.

Каким образом? Скажем, нужно построить дорогу стоимостью 2,5 млрд грн. Для этого у компании должна быть определенное количество техники, завод неподалеку, квалифицированные работники и опыт, объясняет собеседник из ОП: "Араик заявляется на торги, его отклоняют, он подает жалобу в АМКУ: "Почему это меня отклонили, я считаю эти требования дискриминационными". После того как тендер заблокирован жалобой, в среднем 9-12 месяцев с дорогой ничего не делается – это мешает строительству", – убеждает собеседник LIGA.net.

"Руководство Укравтодора распространяет относительно нашей компании [информацию], что мы якобы намеренно блокируем тендеры, не выполняя никаких дорожных работ. [...] нам приходится отстаивать в Антимонопольном комитете свое законное право на участие в тендерах, поскольку руководство Укравтодора искусственно не допускает нас к аукционам. Поэтому миф о каком-то тролле вскоре будет развеян", – уверял в мае Амирханян в своем Instagram.

КРЕСТОВЫЙ ПОХОД ПРОТИВ АРАИКА

Если почитать заголовки новостей за последние годы, то кажется, что власть ведет бескомпромиссную войну с Амирханяном. Так, в конце 2017-го АМКУ наложил штраф в 37,75 млн грн за тендерные сговоры компаний Дорлидер, Югдортех и Дорсервис. Также их внесли на три года в "черный список" предприятий, которым запрещено участвовать в торгах. В июне 2019 года АМКУ снова оштрафовал Дорлидер и Полтавабудцентр


Теги: АМКУПолтавабудцентрЧП ДорлидерДорлидерКубраков АлександрМаксименко АндрейДорогиПивоварский Андрейремонт дорігБудівництвоУкрАвтоДорТендериАраик Амирханян

Дата и время 15 апреля 2021 г., 14:01     Просмотров Просмотров: 3203
Комментарии Комментарии: 0


Комментарии:

comments powered by Disqus
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Верите ли вы, что Дональд Трамп сможет остановить войну между Россией и Украиной?







Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.041618