ПЦУ обвиняет РПЦ: патриарх Кирилл помогал захватывать Крым и воевать с Украиной
ПЦУ обвиняет РПЦ: патриарх Кирилл помогал захватывать Крым и воевать с Украиной
РПЦ играет большую роль в формировании политики России - как агент спецслужб РФ.
Предстоятель Православной церкви Украины митрополит Епифаний в эфире Пятого канала заявил, что патриарх Русской православной церкви Кирилл мог оказать влияние на президента России Владимира Путина при принятии решения о начале войны против Украины в 2014 году. А именно: убедить Путина, что украинцы ждут присоединения к России.
Патриарх Кирилл эти заявления митрополита Епифания от начала мая никак не прокомментировал. В РПЦ формирование независимой ПЦУ в 2019 году продолжают называть расколом, поддерживая в Украине связанную с Росссией Украинскую православную церковь Московского патриархата. Несмотря на российскую аннексию Крыма в 2014 году, Симферопольская и Крымская епархия остается в структуре УПЦ МП. При этом крымские священники периодически проводят молебны и ритуалы освящения с российскими военными или силовиками. В то же время под угрозой уничтожения остаются оба действующих храма ПЦУ в Крыму. О возможной роли РПЦ в событиях 2014 года, религиозных свободах в Крыму шла речь в эфире Радио Крим.Реалії.
Религиозный публицист, соучредитель «Центра религиозной безопасности» Татьяна Деркач высказала Крым.Реалии мнение, что Русская православная церковь, в том числе через свою Украинскую православную церковь Московского патриархата, действительно повлияла на события 2014 года.
– Я писала по этому поводу книгу, и стратегию начали прорабатывать еще в 2009 году. То есть на момент 2014-го Украинская православная церковь Московского патриархата к аннексии Крыма и попытке захвата Донбасса подошла, в общем-то, уже в полной боевой готовности. В самом прямом смысле слова! Это часть психологии в русского человека: есть святая Русь, соответственно, есть определенные геополитические планы объединить эту святую Русь, и, естественно, без санкции церкви это в принципе невозможно. Поэтому к 2014 году и на Донбассе, и в южных областях Украины практически все священники и храмы были готовы к тому, что состоится «возвращение Крыма в родную гавань». Это не была частная инициатива: в Крыму практически не было священников УПЦ МП, которые воспротивились бы аннексии и сказали ьы, что это незаконно.
Российские военные без опознавательных знаков в храме Андрея Первозванного в Керчи, 1 марта 2014 года
По данным Татьяны Деркач, когда в конце января 2014 года в Крым привезли реликвию «Дары Волхвов» – под охраной будущего «министра обороны» группировки «ДНР» Игоря Стрелкова – в Севастополе священники фактически вели пропаганду нарушения территориальной целостности Украины.
– Они подходили к участникам делегации и говорили, что все присутствующие молились о том, чтобы Крым вернулся в Россию. Священники были готовы принимать «зеленых человечков», для них это не было нашествием. На Донбассе было все же немного иначе: этот регион был более растворен в Украине, и там были те, кто оказался не в восторге от происходящего… Сейчас, хотя Симферопольская и Крымская епархия вроде как подчиняются Украинской православной церкви Московского патриархата, насколько я понимаю, в Крыму слово «украинский» остается токсичным – а на материке слово «московский». Поэтому они приняли решение играть на два фронта: в итоге Симферопольская епархия зарегистрирована непонятно в какой юрисдикции. При этом по российскому закону о свободе совести и религиозных организациях это невозможно: они обязательно должны указывать принадлежность к вышестоящий религиозной структуре.
Татьяна Деркач прогнозирует, что в итоге три епархии УПЦ МП в Крыму рано или поздно перейдут под официальный контроль РПЦ. Журналисты Крым.Реалии направили информационные запросы в Симферопольскую и Крымскую, Феодосийскую епархии и Севастопольское благочиние, а также в Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и средствами массовой информации Московского патриархата и пресс-офис УПЦ МП, но ответов на них не последовало. Редакция оставляет оставляет за представителями церкви право представить свою позицию в этом или последующих материалах.
Исполнительный директор «Института религиозной свободы» Максим Васин полагает, что ситуация с религиозными свободами во временно оккупированном Крыму и в отдельных районах Донецкой и Луганской областей существенно ухудшилась, начиная с 2014 года.
– Российская пропаганда использовала религиозный фактор одним из первых, говоря о якобы притеснениях православных верующих после победы Революции Достоинства: мол, будто бы сейчас какие-то радикалы придут и лишат православных их веры. На самом деле на оккупированных территориях общины Московского патриархата составляли большинство: и в Крыму и на Донбассе их было около 42% от числа всех религиозных общин. Они не нуждались в защите и чаще всего пользовались поддержкой местных властей. В Крыму вторым по численности религиозным сообществом были мусульмане – примерно треть, а на Донбассе треть составляли протестантские евангельские сообщества. В итоге все религиозные меньшинства и на Донбассе, и в Крыму подверглись прямым религиозным преследованиям и притеснениям со стороны российской оккупационной власти. Были даже пытки и убийства.
Максим Васин отмечает, что при этом общины УПЦ МП оказались в привилегированном положении, и в Крыму их автоматически перерегистрировали по российскому законодательству, в отличие от других.
Архиепископ Крымской епархии Православной церкви Украины Климент долгое время принципиально отказывался подавать документы на регистрацию своей общины, однако даже попытка это сделать не принесла результатов. Он рассказывает о масштабных притеснениях украинских верующих в Крыму.
– Это привело к тому, что мы потеряли почти все приходы: у нас было 49 религиозных организаций, на сегодня осталось шесть. Эти религиозные организации судятся с российской властью, дело рассматривается в Европейском суде по правам человека, но, тем не менее, мы смогли сохраниться и как-то продолжить богослужения в этих условиях. Из 22 священников у меня осталось четыре, и два священника временно приезжают на территорию Крыма. Что касается имущества, Московским патриархатом была захвачена церковь в Перевальном, и по этому факту, кстати, тоже идет судебный процесс в ЕСПЧ. Отмечу, что Верховная Рада приняла постановление, согласно которому УПЦ МП должна была перерегистрироваться. За невыполнение законов в России закрываются церкви, священников лишают права на служение. Почему нет таких же мер за невыполнение украинских законов? Думаю, если бы это делалось, была бы совсем другая ситуация.
Архиепископ Симферопольский и Крымский ПЦУ Климент
Между тем российский публицист и священник Яков Кротов убежден, что РПЦ и до 2014 года, и сейчас играет большую роль в формировании политики России.
– Неявка патриарха Кирилла на торжественный обряд аннексии Крыма была лишь операцией прикрытия. В реальности он, начиная с 1993 года, вел активную пропагандистскую кампанию, которая шла немного вразрез с официальной риторикой Кремля. Это антизападничество, критика либеральных ценностей, критика демократии как неподходящей для России. Конечно, эта пропаганда тоже внесла свой вклад в последующую милитаристскую политику России по отношению к бывшим колониям СССР – Грузии, Молдове, Украине. В 2009 году патриарх Кирилл во время визита в Киев потребовал, чтобы улицу Мазепы переименовали: он не хотел, чтобы Киево-Печерская лавра располагалась на улице с таким названием. В итоге ее часть действительно переименовали в Лаврскую. Все это сопровождалось антиукраинской риторикой: мол, Украина это окраина России и не самостоятельная страна.
Таким образом Яков Кротов приходит к выводу, что РПЦ и лично патриарх Кирилл приняли активное идеологическое участие в грядущих аннексии Крыма и захвате Востока Украины.
– Уже накануне вторжения прошла акция по посещению со святынями разных украинских городов. В ходе этой акции, как позднее выяснилось, уже просто натуральные шпионы готовили провокации, которые потом развернулись, в том числе, в Одессе. Эти провокации должны были обозначить, что украинцы не хотят демократической власти, что они хотят быть под Кремлем и так далее. Это делалось именно по церковным каналам. Везут мощи, везут частицы святынь, а с ними едут штатные агенты контрразведки. Такое было и во время Второй мировой войны, но тогда все-таки с нацистами воевали… Я надеюсь что все-таки рано или поздно украинская часть православных, которые сейчас под Московской патриархией, объединятся с Православной церковью Украины. Я думаю, это неизбежно произойдет по мере ослабления военной экономической мощи Кремля и по мере улучшения качества жизни в Украине.
Тем временем 26 мая патриарх Кирилл заявил, что вмешательство политических деятелей в церковные дела для достижения геополитических целей является преступлением и в этом контексте указал, напротив, на события в Украине и «попытку разрушить единство Русской церкви в угоду геополитическим замыслам».
Владислав Ленцев, опубликовано в издании Крим.Реалії
Теги: Аннексия КрымаПЦУагрессия РоссииМосковский патриархатПутинмитрополит ЕпифанийЦерковьРПЦ МПРПЦПатриарх Московский и всея Руси Кирилл
Комментарии:
comments powered by DisqusЗагрузка...
Наши опросы
Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте