Папа Римский Франциск и "русский мир"

Папа Римский Франциск и "русский мир"
Пока Путин уже убивает ракетами не только украинцев, но и поляков в Польше Папа Римский Франциск не устает напоминать нам о мире и других важных вещах, таких как прощение, примирение, жертвы и страдания. Очень благородно с его стороны, хотя чаще всего неуместно и невласти.
По крайней мере, с украинской точки зрения, отмечает издание ZN.ua. Можно было бы подумать, что «неуместность» эта только потому, что пацифистский дискурс вообще выглядит неубедительным на фоне ракетных обстрелов.
Но вот что интересно: Папа Франциск, несмотря на хваленый антиколониализм, не спешит критиковать политику России в отношении Украины, ограничиваясь констатацией «трагедии» и «невозможностью решить проблему оружием». И это происходит на фоне антиколониального разворота Кремля: потеряв торговые и другие отношения с коллективным Западом, Россия надеется зайти противнику в тыл — и для этого лихорадочно ищет союзников на глобальном Юге. В этой точке интересы Папы Франциска и Кремля сходятся.
Не читал, но уважаю
Размышления Папы о «великой русской культуре» стали его визитной карточкой во время российского вторжения в Украину. В последний раз эти размышления прозвучали на борту самолета по дороге из Бахрейна во время пресс-конференции Папы Франциска. Той самой, где «о Достоевском» и «великом народе». Итальянский журналист Антонио Пелайо спрашивал его совсем о другом — о «страдающей Украине», которая не сходит с уст Папы; о том, на каком этапе «мирные переговоры», также не сходящие с папских уст; о том, разговаривал ли Папа с Путиным и собирается ли это сделать.
На этот вопрос Папа не ответил. Он почему-то вцепился в «русский гуманизм» и Достоевского. А также совершил экскурсию по мемориалам Второй мировой, на могилы давно павших «мальчиков», над которыми, по словам Папы, он пролил немало слез. Кроме того, были упомянуты другие войны и геноциды, которые происходят на планете, — что же мы все об Украине?
В общем создалось впечатление, будто Папа отвечал сам себе, а не журналисту. Он гораздо больше занимался только опубликованным Associated Press расследованием бучанской резни. Со всеми жуткими подробностями и, самое главное, доказательствами того, что расправы над мирным населением не были «единичными инцидентами», отдельными эксцессами войны — они были массовыми и, более того, спланированными.

Как нам не понимать Папу Франциска, пытающегося отмахнуться томиком «знакового писателя», оградить свой хрупкий внутренний мир от вторжения беспощадной реальности?
Судя по линии самозащиты, которую избрал Папа, можно сделать несколько выводов. Первый: о Достоевском он слышал, но вряд ли читал. А если даже читал, то в какой-нибудь адаптированной версии для студентов семинарий. Те, кто читал Достоевского во всей его полноте, вряд ли удивятся резне в Буче и, конечно, не спешат пенять Федора Михайловича «гуманистом».
Второй вывод: тяжело играть роль пацифиста во время войны. Вполне достойная роль для мирного времени — когда раны более или менее зажили, а демонстрировать травмы становится непристойно в обществе, упорно требующем «примирения» и «прощения». Но под аккомпанемент условной Бучи или Мариуполя говорить о «мире в целом», «мире любой ценой», демонстративно не различать жертв и агрессора — это обесценивать не только сами жертвы, героизм и другие земные явления. Это уравнивать в правах добро и зло.
Наконец, заключение третье: Папа Франциск не оставляет надежд на сотрудничество с Россией. Не с этим патриархом, то со следующим, не с этим Путиным — то с другим. Впрочем, зачем откладывать на потом, если Кремль уже сейчас подает очень нравящиеся сигналы «Папе с глобального Юга»?
Теология с географией
Многое в нынешней политике Ватикана определяется именно этим: папский престол занимает представитель «глобального Юга». Быть "голосом тех, кого обычно не слышат" - цель, заявленная Хорхе Бергольо во время восшествия на престол. Но лишь впоследствии стало понятно, что он подразумевает не всех тех, кого не слышно в этом мире, а только и сам глобальный Юг. Соответственно, главным объектом папской критики – «главным злом» современного мира – стал «новый белый колониализм», скрытый под маской глобального капитала.
Конклаву не откажешь в толике мудрости: самим фактом своего понтификата Папа Бергольо является живым ответом критикам, которые все чаще и громче ассоциируют католицизм — «западное христианство» — с колониализмом. Что ж, это правда: глобальный Юг получил христианство от «белых мужчин». А то, что святой престол традиционно занимали выходцы с европейского континента, всегда было дерзким упоминанием об этом.
Для Католической церкви, основная паства которой находится за пределами Запада / Севера, очень важно сместить акценты. Ведь на глобальном Юге все, что связано с белым колониализмом, – болезненная тема. Итак, Франциск на свой манер является Папой своего времени и места – эпохи BLM и #MeToo.
Но вот что интересно: антиколониальная страсть понтифика заканчивается на украинском вопросе. Точно как русский либерализм. Совпадение?.. Узкость взгляда «аргентинского Папы» здесь как на ладони: колониализм и борьба против него оказываются прерогативой глобального Юга — это всегда в той или иной форме является борьбой против «белого супрематизма». Мы же со своей чересчур белой кожей и явно европейским происхождением не вписываемся в знакомый и удобный для Папы контекст «деколонизации».
Нас нельзя сравнить даже с двумя африканскими племенами, режущимися друг с другом уже не первую сотню лет, потому что в Африке это принято объяснять тем же «колониальным влиянием» (и это часто является правдой). Наша же война, хоть и с большими оговорками, антиколониальна в прямом и даже немного архаическом смысле этого слова, поскольку это война непосредственно против русского колониализма. Но здесь «антиколониальный» Папа почему-то совсем не готов откровенно поддержать украинцев в их борьбе.
Прямо с точки зрения Папы Франциска роль воплощенного Зла уже занята и линии фронтов проведены — без учета нашей войны. Противостоять условному Западу с его сомнительными ценностями, которые всегда так или иначе диктуются интересами капитала, — примерно так выглядит геополитика Ватикана эпохи Папы Франциска. Даже географию мы с Папой, как видите, воспринимаем очень по-разному: мы под словом «Север» подразумеваем скорее Соловки и Колыма, а он вашингтонский обком. Что ж, мир гораздо сложнее, чем мы привыкли думать и говорить, сидя каждый на своем фрагменте суши. И даже тиара понтифика не спасает от узости взгляда.
Однако так уж сложилось, что Папа ищет союзников в своей борьбе среди тех, кто так или иначе противостоит условному Западу. Для этого союзничества он ведет упорные переговоры с Китаем. Этим же стремлением к союзничеству против «западного образа жизни» объясняется его странная любовь к России. Столь сильна, что ни одна Буча не заставит его признать несостоятельность русского гуманизма.
О «угнетенных народах» и «освободителях»
Хорошая новость для Папы: в Кремле тоже говорят вслух о «новом колониализме» (конечно, американском) и хотят не просто принять участие, а по возможности возглавить «антиколониальное движение» глобального Юга. Эту не новую, но все более важную для Кремля геополитическую линию четко обозначил глава российского МИДа Сергей Лавров. Он еще в августе опубликовал в газетах Египта, Конго, Уганды и Эфиопии программный текст о том, что «наша страна, не запятнавшая себя кровавыми преступлениями колониализма, всегда искренне поддерживала африканцев в их борьбе за освобождение от колониального угнетения».
Логичным продолжением этого кажется тот факт, что три дня назад Путин лично дал отмашку неназванным «отечественным историкам» подготовить материалы об ужасах колониализма к саммиту Россия—Африка 2023 года. Плохая новость для Папы: речь идет не о защите интересов угнетенных народов. Для России это тоже just business — только об освоении Африки «поваром Путина» Пригожиным написаны километры журналистских расследований.
Просто Россия — в отличие от Китая, тоже активно осваивающего ресурсы «глобального Юга», — привыкла заворачивать свои сугубо экономические соображения в пестрые фантики «прогрессивной идеологии». Так из just business рождается «необходимость противостоять новому колониализму» (главным двигателем которого является, конечно, вашингтонский обком). Ничего нового: российская власть любит приписывать другим то, что намерена сделать (или уже делает) сама.
Пример тому — нынешняя война, которая носит откровенно колониальный характер, что на Западе ее называют «ужасным анахронизмом». И в самом деле, ну кто же в наше просвещенное время ведет кровопролитные колониальные войны? Разве нет других методов? И даже попытка России представить свою украинскую кампанию как «смелое попытку противостоять колонизации Украины Западом» не выдерживает критики.
Одна лишь Буча может рассказать все об ужасах русского колониализма. А Буча, к сожалению, не одна. Вот только рассказать – мало. Надо, чтобы кто-нибудь захотел услышать.
Папа Франциск — пример того, насколько глобальный Юг не готов слышать о каком-либо другом (анти)колониализме, кроме собственного. Пытаясь проследить логику Папы Франциска, постоянно, как только речь заходит об Украине, начинает говорить о России (это действительно так — и это ужасно несправедливо и просто раздражает), нам следует понимать: позиция Папы — это не только позиция одного человека, пусть даже она сидит на Святом Престоле.
Точно так же, как позиция патриарха Кирилла — это не просто частная точка зрения или нарративы Кремля. Позиция глав церквей вполне созвучна позиции их паствы. Папа Бергольо, как и обещал, озвучивает мысли и чаяния огромной части света, которую мы обычно «не слышим». В частности, и по чисто географической причине: мы ориентируемся по оси Восток—Запад, а потому огромная часть, названная глобальным Югом, просто выпадает из нашего поля зрения.
Getty Images
Однако в Ватикане, как и в России, понимают, что глобальный Юг является огромным ресурсом, в том числе и идеологическим. Ресурсом, который можно использовать как во благо, так и во зло. Глобальный Юг не сочувствует нашей борьбе против русского колониализма. Не то чтобы он с нами не солидарен — он игнорирует нас, как и мы его. Все, что там видят в нашем «кейсе», — конфликт двух геополитических «тяжеловесов» — России и США. И симпатии их, конечно, не на стороне «англосаксов». Кстати, вы заметили, что Путин теперь постоянно употребляет это слово? Чего это?
Учитывая это, готовность Папы Франциска отмахиваться от ужасов Бучи (и всех остальных) томиком «великого гуманиста» Достоевского является очень тревожным сигналом для нас. Готовность защищать «великий народ», пусть даже он устроил геноцид своим соседям, только потому, что они «против Америки» — это выбор не одного человека по имени Хорхе Бергольо. Это общий глас большой части света. Голос, который мы просто плохо слышим из-за особенностей мировой акустики.
Голос Папы
Ватиканская остполитика значительно эволюционировала и осложнилась со времен Папы Павла VI. Теперь понтифик не просто стремится оставаться «мостиком», опрокинутым в обход «железного занавеса», экстренным и, возможно, последним открытым каналом связи с диктаторским режимом. Хотя и это, безусловно, тоже. И здесь нужно отдать должное Папе Франциску: его участие, например, в обмене украинских пленных трудно переоценить. Точнее, ее даже оценить сложно, поскольку свои дипломатические возможности и каналы Ватикан привык хранить под тайной. Поэтому, упрекая Папу в желании оставаться на связи с Кремлем, не стоит увлекаться и забывать о том, что эта связь кому-то может стоить свободы или даже жизни.
Но это не отменяет угроз, связанных с попытками Папы не просто оставаться «сверх конфликтом» и «держать каналы открытыми», а для этого откровенно нивелировать фундаментальные ориентиры — такие как добро и зло — для благородных, но неуместных и невозможных на данный момент. целей. Более того, говорить о мире, презрев инстанцию зла и необходимость защитить от него и мир, и собственное человеческое достоинство, — это обесценивать и подвиг, и страдание, и достоинство, и смерть, и жизнь. И даже сам подвиг Христа, который, наверное, тоже мог избрать жизнь, но все же почему-то избрал крест.
Папа Франциск — это, конечно, только один Папа на ватиканском престоле. Скажем, Дональд Трамп смог стать президентом, но запаса прочности политической системы США хватило (хотя, может, и в упор), чтобы это пережить. Католическая церковь старше США и можно предположить, что ее запаса крепости тоже хватит, чтобы пережить Папу Франциска.
Но есть нюанс. Фигура президента США никогда не была и не считалась сакральной. Фигура Папы сакральна. По крайней мере, считалась таковой до последнего времени. Желание Папы оставаться «голосом тех, кого обычно не слышат», очень похвально. Но в то же время отказ Папы говорить с позиции истины (хотя именно ее голос в последнее время тоже редко услышишь), как и его отказ говорить от имени и во имя всей своей паствы, всех католиков мира – независимо от их географических и идеологических координат – это очень плохая новость и для церкви, и для мира.
Екатерина Щеткина, эксперт, автор книг «Хроники Томоса», «Любомир Гузар. Хочу быть человеком»; опубликовано в издании ZN.ua
Теги: Русский мирДостоєвськийагрессия Россииагресія РосіїВойнаВійнаВатиканФранцискПапа Римский
Комментарии:
comments powered by DisqusЗагрузка...
Наши опросы
Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте

