АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал
МОВАЯЗЫКLANG
Киев: 15°C
Харьков: 14°C
Днепр: 16°C
Одесса: 19°C
Чернигов: 14°C
Сумы: 14°C
Львов: 13°C
Ужгород: 14°C
Луцк: 15°C
Ровно: 15°C

Почему уехавшие в Европу украинцы ходят в русские церкви

Читати українською
Почему уехавшие в Европу украинцы ходят в русские церкви
Почему уехавшие в Европу украинцы ходят в русские церкви

Русская православная церковь поддержала полномасштабное вторжение России в Украину. Патриарх Кирилл считает, что гибель русского солдата на этой войне позволяет ему избавиться от всех грехов. РПЦ принимает участие в депортации украинцев с оккупированных территорий и собирает средства в помощь российским воинам, чтобы убивать украинцев.

Однако все названное не мешает украинцам, которые бегут от войны с Россией в страны Европы, ходить в московские церкви в Вене, Мюнхене, Париже или Мадриде. В издании ТЕКСТЫ выясняли, как устроена сеть российских церквей заграницей, все ли российские приходы следует автоматически считать представительствами ФСБ, а также почему украинцам следует искать альтернативы даже "оппозиционным" росхрамам. Также журналисты издания побеседовали об этом с о. Кириллом Говоруном, профессором Университетского колледжа Стокгольма

Сколько русских церквей?

Русская православная церковь (РПЦ) является одной из 16 поместных православных церквей, объединяющих вместе более 300 млн верующих. Главой РПЦ является патриарх Кирилл. Кроме митрополий и епархий на территории самой России, РПЦ также является руководящей для зарубежных экзархатов (объединенные по континентальному принципу зарубежные епархии, например Патриарший экзархат Западной Европы), самоуправляющихся церквей (УПЦ МП, православные церкви Латвии, в Дании, Швеции, Норвегии.

Де юре частью РПЦ является Русская православная церковь за границей (РПЦЗ) известная также как "Русская зарубежная / зарубежная церковь". Это "потомок" русской "царской" церкви, отделившейся после Октябрьской революции и не согласившейся сотрудничать с большевиками. В середине 2000-х годов под контролем Владимира Путина РПЦЗ "вернули в лоно" РПЦ, чтобы продвигать тему "единения русского мира". Сейчас она находится в ведении Кирилла на правах автономной самоуправляющейся церкви. Однако считает себя более "канонической", "правильной" церковью.

К тому же есть еще одно европейское церковное образование – Архиепископия православных церквей русской традиции в Западной Европе. Это часть церквей во Франции, Великобритании, Италии, Бенилюксе, Скандинавии, Германии, до 2018 года подчинявшихся Константинопольскому патриархату. В 2018-м последний решил ликвидировать экзархат (объединявший все русские церкви этой структуры в разных странах) и обязал церкви в каждой стране перейти в местную митрополию Вселенского Патриарха. Часть церковников в знак протеста перешли под Московский патриархат РПЦ. А часть разошлась по другим православным церквям. Подробнее скандал описан здесь .

levels.jpg eiqrkikridqqant

Графика: Надя Кельм

Следовательно, за границей типична ситуация, когда в одной и той же общине работают русские церкви из разных структур. К тому же в этом городе также могут работать православные храмы других поместных церквей: грузинская, румынская, сербская, болгарская и т.д.

Кроме управления собственными владениями, РПЦ регулярно пытается вмешиваться в дела Болгарской, Сербской, Польской , Румынской церквей, церкви Чешских и Словацких земель, которые не находятся в прямом подчинении Москвы.

Оппоненты и поклонники Москвы

Отношение разных церквей к Московскому патриарху и его руководству Русской церковью в европейских приходах неоднородно.

Например, несмотря на формальное подчинение Москве, РПЦЗ чувствует себя более "канонически правильной" церковью. Нынешнего руководителя РПЦ Кирилла здесь считают "слишком либеральным" из-за его относительно дипломатического отношения к другим христианским конфессиям, в частности к католикам, говорят эксперты.

Вместо этого РПЦЗ считает себя более консервативной. Когда Путин инициировал объединение, во многом оно происходило под давлением: старая "белоэмигрантская" паства уже давно не росла, поэтому РПЦЗ была на грани исчезновения. И объединение с "чекистской" РПЦ стало вынужденным шагом, говорит ТЕКСТАМ религиовед, заведующая Отделом философии и истории религии Института философии Людмила Филиппович.

Линию "каноничности" РПЦЗ прежде всего транслирует самый авторитетный в этой церкви иерарх - митрополит Берлинский и Немецкий Марк. Он дружит с главой УПЦ МП Онуфрием, который также больше подвержен консервативным практикам православия. "Они во многом отвергают современный мир и считают прогресс греховным, что очень отличает их от Кирилла, который не исключает современный мир в целом, но критикует его за однополярность и продвигает идею права России на самобытность, свои ценности и сферу влияния", - говорит Дмитрий. Горевой, директор ОО "Центр религиозной безопасности".

фото-сайт_0003_Слой-87-810x425.jpg

Митрополит Берлинский Марк

Марк некоторое время был так критически настроен к Кириллу, что запрещал своим подчиненным сослужить священникам из Архиепископии, которые перешли из-под Константинополя под Москву в 2018 году. Саму же Архиепископию он называл "совершенно несерьезной, нарушающей каноны на каждом шагу".

Следовательно, вполне логичной кажется поддержка УПЦ МП со стороны РПЦЗ сейчас, когда Онуфрий пытается вроде бы " отмежеваться " от Москвы, объявив о своей независимости (о подлинности этих намерений следует говорить отдельно вне рамок этого текста, тем более, что они непонятны даже священникам внутри самой УПЦ МП, а обыски СБУ только доказывают их сомнительность). РПЦЗ также отказалась от общения с Константинополем из-за предоставления ПЦУ Томоса.

Более лояльные храмы РПЦ в "прямом подчинении" Москве могут быть центрами сотрудничества церковников из МИД России, ФСБ или ГРУ Минобороны в вопросе выполнения нетипичных для священнослужителей "дипломатических" задач. “Церковь – идеальное место для сбора оперативной информации. Не нужно ходить по обществу, выискивать, кто что думает – люди приходят и сами рассказывают о своих хлопотах и проблемах”, – говорит Филиппович.

Обозреватели отмечают , что храмы и епархии РПЦ, в отличие от церквей в самой России, не платят в свой центр "церковный налог". Москва же, напротив, сама “танцует и гуляет” иерахов из Европы и другого зарубежья, чтобы удержать их лояльность. Финансово церковные организации могут поддерживать даже госкомпании или госучреждения. К примеру, в США был скандал вокруг денег, близких к "Росатому" фонд перевел на Свято-Владимирскую семинарию в штате Нью-Йорк. Так же переход части западноевропейского экзархата в РПЦ мог сопровождаться непрозрачными денежными вливаниями от структур Мэрии Москвы .

808bfd2ca1684c7a955297045182595b.webp

Патриарх Кирилл и митрополит Илларион, который сейчас возглавляет РПЦ в Венгрии. Фото: Новая газета

Отдельное исследование требует роль руководителей епархий в политических процессах страны пребывания, а возможно, и на наднациональном уровне. Например, руководителем Будапештской и Венгерской епархии МП РПЦ с лета 2022 года является митрополит Илларион (Алфеев), бывший главный дипломат РПЦ и один из наиболее приближенных к Кириллу церковников. По мнению экспертов , именно Илларион мог стать "архитектором" договоренностей с Виктором Орбаном об избегании Кириллом европейских санкций. В то же время сам эксголовный дипломат ни разу открыто не высказался в поддержку войны и за эти восемь лет также не светился на оккупированных территориях. И так остался формально рукоподанным для европейцев.

Русские церкви и полномасштабное вторжение

Различные "структурные подразделения" РПЦ за границей по-разному отреагировали и на самое вторжение России на территорию Украины, и на откровенную поддержку войны со стороны Московского патриархата и лично Кирилла.

Ряд церковников выступил с критикой. Однако если говорить о решительных действиях типа перехода в другой патриархат — к этому прибегли единицы. Вот некоторые реакции русских церквей.

  • Митрополит Берлинский и Немецкий Марк выступил с заявлением об осуждении войны и с призывом к переговорам, назвав вторжение, впрочем, "шествием русской армии по Украине". Он также заявил об организации помощи беженцам на базе церквей епархии. Публично было заявлено преимущественно о помощи партнерам из УПЦ МП. В дальнейшем Марк также выступал с заявлениями о гонении этой церкви в Украине.

Позиция Марка не должна обманывать, говорит ТЕКСТАМ религиовед Дмитрий Горевой. “Формула враг моего врага мне друг здесь не работает. Поскольку РПЦЗ по-прежнему недолюбливали Кирилла, то нынешняя ситуация является очередным удобным поводом для его публичной критики. Не вспоминать имени во время молитв или не перепечатывать на своей странице в фейсбуке рождественское приветствие — это не те действия, которые означают реальное несогласие. Кто не согласен - уже вышел из-под порядка Москвы и перешел под Константинополь. В этом же случае РПЦЗ больше занимает выжидательную позицию по конкретному функционеру. Не факт, что если бы на месте Кирилла был кто-то более консервативный, кто не столь активно агитировал бы за войну, его радостно не поддерживали бы Марк и его сторонники”, — говорит Горевой.

  • 4 марта почти 300 священников РПЦ подписали письмо ко всем, от кого зависит прекращение братоубийственной войны в Украине, с призывом к примирению и немедленному прекращению огня. Среди них большинство принадлежат к европейским храмам. Однако в письме нет упоминаний ни о Кирилле и его позиции, ни о власти России как инициаторе широкомасштабного нападения, ни о собственной России как стороне конфликта. Один из инициаторов письма, настоятель собора св. Марии Магдалины в Мадриде Андрей Кордочкин признал , что обращаться к Кириллу нет смысла, потому что "государственные органы вряд ли консультируются с высшей иерархией, прежде чем что-либо делать".

  • 9 марта митрополит Дубнинский Иоанн, глава Архиепископии православных церквей, написал открытое письмо уже непосредственно Кириллу, где просил “поднять голос против ужасной и бессмысленной войны и ходатайствовать перед властями Российской Федерации, чтобы она как можно скорее прекратила братогубный конфликт между двумя народами и двумя странами, многовековой историей”. В октябре лидеры архиепископии вновь обратились к Кириллу с призывом "выступить со всей силой патриаршего слова в пользу мирного процесса и призвать к нему всех лидеров и ответственных лиц Российской Федерации". Впрочем, эти призывы остались без реакции

43932.jpg

Несмотря на присоединение к РПЦ после получения ПЦУ Томоса, глава Архиепископии православных церковмитрополит Дубненский Иоанн (слева) отношения Кирилла (справа) к войне в Украине не поддержал. Фото: https://rusk.ru/

  • Не поддержали провоенные заявления Кирилла церкви Московского патриархата в Латвии и Эстонии . Однако они не вылились в активные действия. Несмотря на финансовую независимость церквей от Москвы, они остаются в структуре РПЦ.

  • В марте Свято-Никольский приход РПЦ в Амстердаме сначала отделился от заявлений Кирилла о его поддержке войны, а впоследствии заявил о выходе из РПЦ и переходе в Нидерландско-Люксембургский экзархат Вселенского патриархата. В апреле ее примеру последовал Крестовоздвиженский приход в Удине (Италия).

  • 18 марта о решительном осуждении войны объявил митрополит Виленский и Литовский Иннокентий. В мае он обратился в Синод, чтобы тот предоставил Литовской церкви статус самоуправляющейся наравне с церквями Латвии и Эстонии. Однако на начало 2023 года соответствующее решение до сих пор не принято. В мае же часть священников не стала ждать решения из Москвы и перевела свои приходы во Вселенский патриархат.

Десятки православных церквей по всей Европе, преимущественно из РПЦЗ, объявили о сборе гуманитарной помощи и о привлечении к инициативам расселения и адаптации беженцев. Помощь они отправляют в основном приходам УПЦ МП — предположительно благодаря тесным связям Онуфрия.

Впрочем, по мнению Людмилы Филиппович, этот факт также не должен вводить в заблуждение. “Мы должны понимать, что паства российских церквей в Европе до февраля 2022 года были сравнительно небольшими. Эмигрантов послевоенных волн становится все меньше, многие ассимилировались. И в величественные русские храмы с куполами — и построенные при царе, так и новые — особенно некому было ходить. И вот в Европу прибывает до 8 млн наших беженцев (оценка количества беженцев разными учреждениями колеблется от 1.5 млн до 8 млн - ред), значительная часть - именно из тех регионов , где традиционно сильными были позиции московской церкви. К тому же это преимущественно женщины и дети, они в сложных жизненных обстоятельствах и нуждаются в поддержке. Идеальный прихожанин для РПЦ. Конечно, церкви будут делать все, чтобы получить такого прихожанина», — отмечает религиовед в комментарии Тексту.

Где можно встретить "русский мир"

У Украинцев православного вероисповедания есть несколько вариантов для удовлетворения своих религиозных потребностей за пределами Родины. И идти в ближайшую церковь РПЦ – хотя и самый простой, но не единственный вариант.

РПЦ/РПЦЗ

Этих церквей много и часто именно украинцы являются основными прихожанами РПЦ в южных странах Европы. Однако существует и большой риск попасть на пророссийский приход, который поддерживает связи с местным посольством РФ или Русским домом (представительством государственного Россотрудничества), и, соответственно, является классическим центром “русского мира”.

Яркий пример — Венско-Австрийская епархия, где священники ходят на собрание соотечествеников , кладут цветы на могилу неизвестному солдату , а в православном садике на 9 мая детям выдают георгиевские ленты . Так же поступает и руководство Брюссельской и Бельгийской епархии. Конечно, большинство пророссийских церквей не публикуют данные о своей поддержке войны или позиции Кирилла на сайтах/страницах в соцсетях, потому что понимают неприемлемость такой позиции для европейцев. Однако это не означает, что о "братских народах" и "русском мире" не говорят на проповедях, говорит Дмитрий Горевой.

13mai_6.jpg

Христос Воскрес и георгиевские ленты. В православном садике в Вене празднуют "день победы".

Среди проанализированных ТЕКСТАМ сайтов и страниц в соцсетях российских церквей именно приходы РПЦЗ преимущественно инициируют помощь беженцам, однако делают это обычно "в партнерстве" с УПЦ МП, осуждая "гонку" на эту церковь в Украине и деятельность "раскольников" из ПЦУ.

УПЦ МП

По данным самой УПЦ МП, по состоянию на конец 2022 года за границей уже работало 32 прихода этой церкви. Большинство приходов, открытых для полномасштабного вторжения, работали именно при русских храмах. К примеру, это более 10 приходов в Италии, которые функционируют при храмах Московского патриархата, 3 прихода в Венгрии, 2 в Португалии, по одному в Нидерландах и Германии ( список может быть не исчерпывающим, поскольку на сайте УПЦ МП нет общего перечня зарубежных приходов).

После 24 февраля 2022 года церковь также открывала приходы в Европе, однако, согласно нашему анализу, службы проходят в католических и протестантских церквях. Здесь (открыто) не ходят с георгиевскими лентами и не опрокидывают заявления Кирилла. Более того, в УПЦ МП само "самостоятельное" создание приходов в Европе без согласования с Кириллом приводят как доказательство "несвязанности". Однако церковь остается в составе Московского патриархата.

Эксперты также считают , что настоящая позиция УПЦ МП значительно ближе к Кириллу, чем они хотят сдаваться. Нельзя говорить о постоянном продвижении нарративов о “кризисе” в религиозной и политической ситуации в Украине среди европейских и американских чиновников и в экспертной среде, чем УПЦ МП занималась на протяжении предыдущих лет регулярно .

lavra165.webp

Онуфрий (слева) и Кирилл (справа). Фото: Главком

“В 2016 году, когда последним этапом ратификации Соглашения об ассоциации был референдум в Нидерландах, в церкви Московского патриархата прилагалось достаточно усилий для срыва соглашения . Когда делегация Всеукраинского совета церквей поехала в Нидерланды агитировать за подписание Соглашения с Украиной, представители УПЦ МП на встрече с послом Нидерландов в Украине рассказывали о преследованиях и гонениях, которым они якобы подвергаются в Украине, говорится в обзорном материале Фонда “Демократические инициативы”.

Недавние заявления представителя России Небендзи о «гонении» УПЦ МП в Совбезе ООН нивелируют все усилия церкви откреститься от своего формального руководства.

Хотя большинство православных церквей публично осудило войну России против Украины, часть из них, например, Польская церковь, Церковь Чешских и Словацких земель, Болгарская, Румынская, Молдавская церковь, часто остаются лояльными Москве.

Где однозначно поддерживают Украину

Константинопольский патриархат

Есть украинские церкви Константинопольского патриархата. Согласно этому перечню , Украинская церковь в диаспоре насчитывает около 27 храмов, еще 28 украинских церквей подчиняются митрополиям Константинопольской церкви в других странах (Австрийская, Итальянская, Испанско-Португальская). Более 30 приходов имеет Украинский викариат Румынской церкви. После получения Томоса ПЦУ передала в управление Константинополя по меньшей мере 18 приходов в Польше, Швеции, Италии, Испании, Португалии, Германии, Франции, Австрии.

Три церкви, по одной в Германии, Италии и Испании, остались в УПЦ Киевского патриархата, которую восстановил Филарет после создания ВЦУ, однако их не признают другие церкви.

Православная церковь Украины

18 октября на Соборе было решено создать Миссию капелланской помощи верным ВТО, которые в результате войны временно находятся за пределами Украины. Точное количество и адреса этих общин, где проходят службы, неизвестны. В ВЦУ не предоставили такой информации. Однако механизм капелланства — временной командировки священников в распоряжение общин — рабочий, говорит в интервью ТЕКСТАМ отец Кирилл Говорун, известный богослов и профессор Университетского колледжа Стокгольма. По его мнению, среди украинцев за границей достаточно сознательных граждан, которые хотели бы быть прихожанами украинской церкви без московских корней. Тем более, что для этого обычно есть полное содействие от местных властей. (Подробнее см. Интервью с о. Кириллом)

УГКЦ

Здесь обряды полностью, как в православных церквях, службы проводятся на украинском языке. Праздники отмечаются в те же даты, что и православные в Украине. Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ) занимает четкую проукраинскую позицию и "русским миром" в ней и не пахнет. Крещение, женитьба, отпевание, все что совершают православные священники, могут совершить и греко-католические. Церковь каноническая и все ее таинства действуют. Имеет более 400 приходов в Европе и активно развивает их дальше.

Почему РПЦ в Европе находится под наблюдением контрразведок, увеличите их паствы это украинцы, а Онуфрий боится общения? Беседа с о. Кириллом Говоруном

Можно ли все храмы Русской православной церкви в Европе автоматически записать в список ячеек ФСБ? Почему в большом количестве русских церквей основу паствы составляют украинцы? И действительно ли РПЦ теряет влияние в европейских странах? Нашу разведку о положении дел в РПЦ в Европе ТЕКСТЫ решили дополнить разговором с отцом Кириллом Говоруном , доктором философских наук, профессором Университетского колледжа Стокгольма.

6400_20.jpg

А. Кирилл: во многих приходах в Европе большинство составляют украинцы. Фото: http://mvfund.org/ , декабрь 2019

– Отличается ли РПЦ в России и заграницей в целом и в отношении войны в частности?

Вся российская церковь достаточно фрагментирована. И больше всего это оказывается именно за границей. Внутри России она сцементирована страхом и репрессиями – и со стороны государства, и со стороны высших иерархов. За пределами России этого страха меньше, потому что туда труднее дотянуться. Напряжение начало возникать еще с 2014 года, когда началась война. В феврале 2022 года процессы поляризации просто ускорились. Если для большинства священников РПЦ в России войны вообще не существует или есть только на кухне, где они собираются обсудить чувствительные вопросы, то заграницей этот вопрос номер один, в том числе и для прихожан из Украины.

Если мы взглянем на обращение духовенства РПЦ от 1 марта с осуждением войны, которое подписали около 300 человек (это менее 1% всей РПЦ), то значительное количество подписателей находится именно за пределами России.

Одна из причин – в большинстве приходов большинство прихожан составляют именно украинцы. Особенно в Южной Европе – Испании, Италии, Португалии, но многие украинцы есть также в Германии, Франции и скандинавских странах. Там, где паства активны, они, конечно, ставят ультиматумы своему духовенству. Россияне, которые приходят на эти приходы, в основном ведут себя пассивнее. В результате священники либо занимают позицию "мы вне политики", либо вынуждены высказываться против войны.

В частности, приход в Удине на севере Италии перешел под Константинополь именно из-за давления прихожан. Так же большой приход в Амстердаме. Хотя там украинцы не составляют большинство, но они внесли свой вклад в выход из МП. Этот процесс не массовый, и Москва пытается сдерживать его из-за епархий.

– Почему вообще украинцы ходят в русские церкви в Европе?

В основном это вопросы удобства и привычки. Вопрос "каноничности" находится на втором-третьем месте, он не главный. Русские церкви – часто большие, красивые помещения, иногда это давно существующие храмы. Альтернатива им – временные приюты, в которые иногда приезжает священник из УПЦ МП или ПЦУ и служит. Они менее стабильны, поэтому люди туда приходят и уходят. Второй вопрос – речь. Многие беженцы – это прихожане УПЦ МП в Украине, которые продолжают ходить на приходы, где служат церковно-славянским языком.

Людям нужна церковь. Не все переживают о том, какой у нее канонический статус. Кому-то просто нужно обвенчаться, крестить, отпеть и поставить свечу.

– Можно ли по внешним признакам выделить "пророссийский" приход?

– Опасаюсь, что формальных признаков для этого нет. Например, есть приход в Оксфорде в Соединенном королевстве. Формально это приход РПЦ. Хотя, конечно, там общаются на английском. Они до сих пор поминают Кирилла. Но я бы не сказал, что там царит "русский мир".

6400_35.jpg

Понять, приход ли пророссийский, можно только после того, как вы попадете внутрь и поговорите с людьми.

Есть приход в Осло, где священник – этнический финн. Он проукраинский, даже как финн. Но да, он тоже поминает патриарха Кирилла. Это такая реальность. Факт поминовения Кирилла кого-то из украинцев отчуждил, а кого-то нет.

Например, есть большой приход в Милане. Там служит отец Амвросий (Макар) – украинец, когда-то бывший греко-католиком. Он является священником Московского патриархата, большинство его прихожан – украинцы, в основном из Буковины. Я знаю достаточно хорошо о. Амвросия и могу сказать, что он сознательный украинец, но в то же время остается в МП и к нему прихожане ходят как к украинскому священнику.

Есть пример Мадридского прихода, где служит отец Андрей Кордочкин , один из наиболее заметных антивоенных спикеров РПЦ. Он сам родом из Санкт-Петербурга, но у него всегда большинство прихожан были украинцами.

Есть, конечно, и абсолютно пророссийские приходы, как в Венеции – она полностью "русскомирна". То есть вы можете понять, что что-то не так, только когда попадете внутрь и поговорите с людьми и со священником. И это тоже усложняет процесс выбора для украинцев.

– Сейчас УПЦ МП активизировала открытие заграничных приходов. Есть мнение, что благодаря определенной идейной близости ей с этим может помогать Русская православная церковь заграницей ( РПЦЗ ), которая является "наследницей" эмигрантской церкви, однако с 2007-го "влилась" в РПЦ. Есть также предположение, что РПЦЗ вместе с УПЦ МП могут объединиться и выступить против Кирилла – именно на базе этого сотрудничества за границей. Реален ли такой сценарий?

РПЦЗ переживает кризис, как и другие части РПЦ. Там есть слои и люди, требующие от РПЦЗ отсоединиться от Москвы. И есть абсолютно пророссийские люди. Точка соприкосновения между ними – лично митрополит Онуфрий. Он имеет высокий авторитет в РПЦЗ, его очень уважают. То, как он видит УПЦ МП своим понтификатом, – это модель РПЦЗ. Это определенное полукатакомбное существование. И о гонениях в Украине они сейчас говорят в том числе и потому, что хотят подогнать УПЦ под эмигрантско-изгнанническую модель РПЦЗ.

Онуфрию удобно не общаться с другими церквями. Если бы даже не было признания Константинополем и другими церквями Православной церкви Украины (ВТО), то он, возможно, придумал бы другой способ, почему надо перестать общаться с Вселенским патиархатом и его союзниками, потому что они для него модернисты и экуменисты. Его идеал – это маленькая община, которая собирается где-то в подвале и никого не поминает. Малое стадо.

В этот подход вписывается и авантюра с открытием приходов за границей. УПЦ не имеет формального права на это, как и ПЦУ. Она использует то, что Москва ничего не может поделать формально. А другие церкви так или иначе не признают УПЦ, поэтому тоже ничего не скажут. Это приходы, которые никто не признает и не общается с ними, и их это устраивает.

– Так же не может открывать приходы и ПЦУ, согласно Томосу. Итак, те церкви РПЦ, которые уже есть – единственная альтернатива для украинцев.

– Реальность такова, что Константинопольская церковь, которая должна заботиться об украинских беженцах заграницей, редко это делает. Есть личная позиция патриарха Варфоломея, абсолютно за то, чтобы оказывать украинским беженцам максимальную помощь. Но на местах в епархиях в большинстве своем не все имеют такой энтузиазм. Константинопольские архиереи за границей имеют свои хлопоты и проблемы. На фоне инертной позиции Константинополя, на фоне враждебной позиции Москвы, две украинские церкви фактически вступили в соревнования друг с другом. Есть еще третий фактор – греко-католическая церковь, во многих случаях представляющая себя как единую украинскую церковь.

275777397_10158398093686551_5034559055135648569_n.jpg

Кирилл Говорун с Патриархом Варфоломеем.

– То есть они все вместе с РПЦ фактически конкурируют за украинцев

Именно так. Примечательно, что РПЦ пытается погасить деятельность и УПЦ и ПЦУ. Я знаю, что российский экзарх в Западной Европе ведет примерно такой диалог с католиками на местах: либо вы продолжаете диалог с нами, либо поддерживаете УПЦ. Иногда католики прекращают поддержку. Например, был случай в Вероне в Италии, где произошла попытка создать приход УПЦ, и католики сначала помогали с храмом для богослужений, а затем перестали под давлением аргументов со стороны российского экзарха.

Надо понимать, что Путин не заинтересован поддерживать УПЦ как таковую. Он заинтересован ругать украинские церкви, создавать проблемы и для УПЦ, и для ВТО, а еще больше – чтобы они видели проблему не в Путине, а друг в друге. Ему это удается. В частности, на это было направлено недавнее заседание Совбеза ООН , где Россия заявляла о гонениях на УПЦ МП в Украине. На мой взгляд, заседание было направлено на разделение внутри УПЦ и на то, чтобы углубить противостояние между украинскими православными внутри Украины. Звучит как парадокс, но сама РПЦ инициирует гонения на УПЦ за пределами Украины.

– Как влияют на русскую церковь заграницей ФСБ, спецслужбы, посольства, Россотрудничество?

В основном приходы РПЦ связаны с посольствами России – это правда. Посольства всегда пытались использовать их в качестве инструмента мягкой силы. Но не всегда это использование удается сейчас. Например, упомянутый мной приход в Мадриде был традиционно связан с российским посольством, но это совсем не мешает ему занимать проукраинскую позицию.

Россотрудничество – это старая КГБшная контора, чего они даже не скрывают. Они активно сотрудничали и с церквями. Но говорить, что все 100% приходов, с которыми они сотрудничали, пророссийские будут преувеличением и обобщением. Большинство приходов сейчас пытаются от этого "сотрудничества" дистанцироваться. Это условие выживания для них за границей. Они сейчас находятся под пристальным наблюдением контрразведок стран, где расположены. И они это понимают. В некоторых случаях западные спецслужбы осуществляют следственные мероприятия и разговоры с российским духовенством.

1sebs3cj427772.jpeg

Собор св. Мария Магдалина (РПЦ МП) в Мадриде.

Все западные правительства осознают, что церковь инструментализирована Кремлем. Это не просто религиозная организация, где нужно только придерживаться принципов свободы вероисповедания. Кремль злоупотребляет этим принципом и использует церковь в качестве одной из своих мягких сил. Все сейчас воспринимают русскую церковь как потенциальный инструмент влияния. Поэтому эти приходы оказались между молотом и ковадлом – с одной стороны, не у всех был анамнез сотрудничества с государственными структурами России. А с другой – очень пристальное внимание к ним со стороны государств, где они находятся. А тут еще и давление со стороны прихожан. В приходах РПЦ очевидно есть агенты, которые залегли на дно. Но я бы так не обобщал и не говорил бы это обо всех. Яркий пример – известный случай в Бергене, Норвегия, где якобы скупали землю у НАТовской базы, на которой была построена церковь. Я знаю хорошо священника в Бергене. Он украинец и занимает, по-моему, проукраинскую позицию.

– А собор в Париже за 150 млн евро в рамках духовно-культурного центра, который построили стена-в-стену во Дворец де Альма со службами президента?

Это другая история. Это вообще собственность России. Это комплекс, принадлежащий русскому государству. Его построили за бюджетные средства, и церковь только арендует этот комплекс, она не является его владелицей. Но церковь там, я думаю, все равно находится под пристальным вниманием французских спецслужб.

- Насколько сильна финансовая поддержка Москвой церквей РПЦ в Европе?

Все меньше. На самом деле священники РПЦ не получают больших зарплат от Москвы. Более того, эти зарплаты задерживаются, потому что эти деньги выделяют через МИД и они доходят до священников не в полном объеме. В новые храмы они тоже не вкладывают, разве что в Африке. Но сейчас это вопрос политической экспансии. Фонды Константина Малофеева и Владимира Якунина, традиционно активные в финансировании консервативной повестки дня, больше работали с инфлюенсерами в самой Европе, а с русскими церквями больше работал фонд Русский мир. При некоторых приходах, например, создавались центры изучения русского языка и культуры.

– Оправданы ли риски, что люди, которые ходят в русские церкви в Европе, рано или поздно могут стать движущим механизмом, чтобы выйти с маршами "за мир" в интересах России?

Что касается российских беженцев – они точно вряд ли мобилизуются в антивоенное движение. Большинство из них за Путина, за войну – они просто не хотят воевать. Но к активным действиям они не готовы.

- Имеет ли ПЦУ шансы составить конкуренцию всем "претендующим" церквям и на беженцев, и на украинцев, которые уже давно в Европе?

ВТО создала капелланскую службу (это механизм отправления священнослужителей в командировку, у нас более известный как работа с бойцами на фронте – ред.) и это нормальный механизм , согласованный с Константинополем. Приходы и общины, желающие иметь именно украинского священника, постепенно организуются, им выделяют храмы. К примеру, на Рождество такая община организовалась в Дании, и им сразу дали лучшую церковь – кафедральный собор в Копенгагене, где служил священник ПЦУ.

Надо понимать, что, по прогнозам экспертов по беженцам, значительное количество украинцев, к сожалению, не вернется в Украину. То есть, многие украинцы останутся здесь и те структуры, которые сейчас создают временно, нужно приводить в постоянно действующий режим. Как это будет происходить – я даже не представляю. Как ВТО будет договариваться с Константинополем, потому что именно так это нужно делать – я пока не знаю.

photo_2022-11-22_08-46-10.jpg

Следственные действия производят не только СБУ в российских церквях в Украине, но и их коллеги в Европе. Фото: СБУ

– Количественно нужно стремиться продублировать структуру, которую имеет РПЦ? Или от чего это будет зависеть?

Структуры будут работать там, где организованы общины украинцев. Если вы хотите общину ПЦУ – организуетесь, создаете Гошку, регистрируетесь, вступаете в общение с местными властями и местными церквями и затем приглашаете священника. Ибо священник приезжает, и его нужно содержать. Местные правительства, я это знаю по Скандинавии, получили от ЕС деньги на украинских беженцев. Часть этих средств направляется в том числе и на поддержку приходских общин. Обычно эти средства распределяют через христианские советы. Если организовать общину – можно получать эти средства. Значительное количество украинских общин за рубежом уже имеют такое сознание, высокий уровень самоорганизации и идентичности. Они идентифицируют себя как украинцы и хотят иметь именно украинскую церковь. Но этих общин точно не столько же, сколько приходов Московского патриархата.

Если будет стабильная община ПЦУ – то значительное количество перейдет к ней из РПЦ или УПЦ. Канонический статус общин ПЦУ более солидный, чем канонический статус общин УПЦ.

В то же время, довольно неплохо, что будет конкуренция между украинскими юрисдикциями за рубежом, потому что они будут держать друг друга в тонусе. Мне кажется, что самое важное, чтобы украинцы, выехавшие за границу – травмированные, женщины с детьми, выезжавшие из-под бомбежек, – получили квалифицированную пасторскую и психологическую помощь в этих приходах, чтобы у них не было когнитивного диссонанса, когда они приходят в церковь и видят проявления "русского мира", от которого они пострадали. Это два важнейших критерия, которые следует соблюдать и которым должны следовать и УПЦ и ПЦУ. Монополии ни у кого не будет. Это 100%. Возможно, когда-нибудь будет сотрудничество между ними. Я верю, что когда-то УПЦ и ПЦУ объединятся и, возможно, это объединение начнется именно за границей.

– Как повлияет на это процесс запрета УПЦ МП, который сейчас инициирован в Украине?

Я вижу такую тенденцию: происходит определенное дифференцированное отношение к УПЦ. Приходят за очевидными коллаборантами на уровне руководства. Сознательных среди духовенства и верующих патриотов Украины не трогают, и это хорошо. Физически невозможно изгнать УПЦ из Украины в Москву. Что нужно сделать? Это изгнать Москву из УПЦ. Это, наконец, создаст условия для консолидации украинского Православия.

Алексей Набожняк , Надя Кельм ; опубликовано в издании ТЕКСТЫ


Теги: Митрополит ОнуфрийМосковский патриархатМитрополит ИлларионВселенский патриархПутинПатриарх КириллУПЦ МПРПЦ МПУкраїнціУкраинцыЕвропаЦерковь

Дата и время 04 февраля 2023 г., 20:13     Просмотров Просмотров: 3578
Комментарии Комментарии: 0


Комментарии:

comments powered by Disqus

’‚Ћђ€ §‘’Ћђ§ћ з Ђ‡Ћ‚ЋЊ

loading...
Загрузка...

Наши опросы

Когда, по-вашему, возможно окончание войны в Украине?








Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.79018