АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал
МОВАЯЗЫКLANG
Киев: 15°C
Харьков: 14°C
Днепр: 16°C
Одесса: 19°C
Чернигов: 14°C
Сумы: 14°C
Львов: 13°C
Ужгород: 14°C
Луцк: 15°C
Ровно: 15°C

Конец московской церкви в Украине - контрольный выстрел

Читати українською
Конец московской церкви в Украине - контрольный выстрел
Конец московской церкви в Украине - контрольный выстрел

УПЦ МП остается частью РПЦ, и никем в православном мире не признается как отдельная от РПЦ Церковь. Своей деятельностью и бездействием руководство УПЦ демонстрирует нежелание стать отдельной от РПЦ Церковью, что является откровенным демонстративным вызовом в отношении украинского государства, общества и большинства собственных верующих.

Религиоведческая экспертиза Устава об управлении УПЦ на наличие церковно-канонической связи с Московским патриархатом касалась только норм Устава УПЦ в соотношении с другими документами, непосредственно относящимися к Уставу, преимущественно через Грамоту. Также в Экспертизе выполнена норма действующего законодательства Украины и проанализирован устав РПЦ. И без последнего выводы из Экспертизы однозначны.

Но прозвучали мнения, что обнаруженная в Уставе и связанных документах принадлежность к РПЦ не реализуется в практике правоприменения. Как для человека, годами преподававшего философию права и философию международного права, в совершенстве знает значение практики правоприменения, этот вопрос кажется чрезвычайно актуальным.

Соответственно, необходим религиозный анализ очевидного наличия церковно-канонической связи с Московским патриархатом через анализ основополагающих норм Устава в их соотношении обстоятельствами исторического развития украинского и мирового православия, которые общеизвестны для экспертов по проблематике развития церковных отношений в православном мире и специалистам в области изучения православного канонического права

Если религиоведческая экспертиза анализирует сами по себе нормы Устава об управлении Украинской Православной Церкви на наличие церковно-канонической связи с Московским патриархатом (в соотношении с нормами документов, непосредственно связанными с Уставом), то эта Аналитическая записка дает религиоведческую экспертизу этих же норм устава в практике их правоприменения в УПЦ и РПЦ с 1990 года и по сегодняшний день.

Специфика канонического права такова, что практика правоприменения имеет не меньшее значение, чем сами нормы канонического права и нормы уставов УПЦ или РПЦ. В каноническом правоприменении существовали и существуют различные интерпретации того, в каком смысле УПЦ имеет связь с РПЦ и является частью РПЦ. Учет практики правоприменения позволяет более полно раскрыть тезис о том, что УПЦ остается частью РПЦ, а не является самостоятельной Церковью, отдельной от РПЦ.

Также анализ практики правоприменения основополагающих норм устава УПЦ от 1990 года и сегодня позволяет более полно раскрыть тот факт, что УПЦ даже не имеет статуса автономной Церкви, а только пользуется правами «широкой автономии». И именно анализ этой практики правоприменения позволяет понять, что такое «пользование правами» автономной Церкви без наличия статуса автономии и без наличия статуса автокефалии.

1. Общая оценка канонического положения УПЦ

Принятый 27 мая 2022 г. Устав об управлении УПЦ, официально предоставленный ДЭСС и надлежаще оформленный, в пункте 1 раздела I «Общие положения» содержит следующее принципиальное положение, указывающее на конститутивный принцип, согласно которому существует УПЦ как Церковь с точки зрения канонического права , и как религиозная организация с точки зрения светского права Этот принцип следующий:

«Украинская Православная Церковь является самостоятельной и независимой в своем управлении и устройстве в соответствии с Грамотой Патриарха Московского и всея Руси Алексеем II от 27 октября 1990 года».

Но все особенности правоприменения норм Грамоты Патриарха Московского и всея Руси Алексея II от 27 октября 1990 года с момента ее предоставления и по сей день свидетельствуют следующее:

1. Грамота Патриарха Московского и всея Руси Алексея II от 27 октября 1990 г. не является Томосом (Грамотой) о предоставлении автокефалии, и поэтому, согласно каноническому праву, не может быть основанием для утверждения УПЦ как самостоятельной и независимой Церкви.

2. Более того, Грамота Патриарха Московского и всея Руси Алексея II от 27 октября 1990 г. не является Томосом (Громотой) о предоставлении автономии, и поэтому не может быть основанием для утверждения УПЦ как относительно самостоятельной и независимой Церкви в составе Московского патриархата (РПЦ). ).

3. Попытки подать Грамоту Патриарха Московского и всея Руси Алексея II от 27 октября 1990 г. как разрешающую УПЦ существовать в статусе де-факто или де-юре автокефальной или хотя бы автономной Церкви, не имеют никаких оснований ни в самой Грамоте, нет в истории ее понимания РПЦ, УПЦ и другими Церквами со времен Собора РПЦ 25-27 октября 1990 г., образовавшего УПЦ и постановившего предоставить Грамоту, и по сей день.

4. Указано в п.1. Раздела I Устава Грамота Патриарха Московского и всея Руси Алексея II от 27 октября 1990 г. всегда понималась как Грамота об условном предоставлении УПЦ, как части РПЦ, прав «широкой автономии» без предоставления статуса автономии, а тем более автокефалии.

2. Обстоятельства появления Грамоты Патриарха Московского и всея Руси Алексея II от 27 октября 1990 г. и канонический статус УПЦ как части РПЦ после предоставления Грамоты.

Грамота Патриарха Московского и всея Руси Алексея II от 27 октября 1990 г. была предоставлена в связи с превращением Украинского экзархата РПЦ в «Украинскую Православную Церковь», которая имела ограниченную условную автономию в составе РПЦ.

На момент предоставления Грамоты Украинский экзархат просил о предоставлении статуса автономной Церкви. Но даже такая просьба не была выполнена, и Украинская Православная Церковь получила права самостоятельной и независимой в управлении без соответствующего статуса.

Когда в 2000 году Президент Украины Л.Кучма направил в Архиерейский собор РПЦ письмо с просьбой предоставить УПЦ хотя бы статус автономной Церкви в пределах РПЦ, руководство РПЦ и УПЦ бурно отреагировало на это письмо как на вмешательство во внутрицерковные дела и заявив, что имеющийся статус фактически "ограниченной автономии" устраивает УПЦ и РПЦ.

Со времен президентства В.Ющенко УПЦ и РПЦ изменили толкование статуса УПЦ с целью создания видимости самостоятельности УПЦ больше самостоятельности автономных Церквей. В уставах УПЦ и РПЦ канонический статус УПЦ был определен как самоуправляющаяся Церковь. Такого статуса православное каноническое право не знает. Церкви бывают или автокефальны или автономны. Концепт «самоуправляющейся Церкви» был призван зафиксировать статус автономной Церкви с расширенными правами. Проблема, однако, заключалась в том, что УПЦ, согласно своему уставу до 27 мая 2022 г., и согласно ныне действующему уставу Российской ПЦ, «пользовалась правами» самоуправления и широкой автономии, но не получала никакого документа ни о том, что УПЦ предоставлен статус «автономной церкви», ни о том, что УПЦ предоставлен статус «самоуправляющейся Церкви» (Церкви с «широкой автономией»).

Руководство РПЦ неоднократно подчеркивало, что никогда не даст автокефалию УПЦ и никогда не согласится, если такая автокефалия будет предоставлена Вселенским патриархатом. Толковать Грамоту Патриарха Московского и всея Руси Алексея II от 27 октября 1990 г. как разрешающую существование УПЦ как де-факто или де-юре автокефальной Церкви, не существует никаких оснований. После собора 27 мая 2022 г. Патриарх Московский Кирилл и Синод РПЦ неоднократно заявляли, что рассматривают УПЦ как неотъемлемую часть РПЦ, а вопросы статуса УПЦ рассматривают исключительно с позиции необходимости сохранения единства РПЦ.

Попытки руководства УПЦ в переписке с ДЭСС толковать связь с РПЦ исключительно как отношения «сопричастия без покорения», аналогичные отношениям между поместными Церквами, например, ПЦУ и Константинопольского патриархата, не имеют никаких оснований. Также нет никаких признаков, чтобы УПЦ имела самостоятельные отношения со всеми поместными Православными Церковь в качестве самостоятельного субъекта канонического права: везде их епископы сослужат и ведут переговоры в качестве епископов РПЦ.

Митрополит Онуфрий сообщает в письмах к ДЭСС, что УПЦ полностью конституировала (в результате действий Собора 27 мая 2022 г.) себя как самостоятельную Церковь и отмежевалась от Московского патриархата. Но данное утверждение не соответствует действительности, поскольку для такого конституирования и отграничения необходимо официальными письмами поставить в известность руководство РПЦ и руководителей других поместных Православных Церквей о заявленных изменениях. Конечно, таким письмам о конституировании самостоятельной Церкви предшествовало бы четкое определение определенной Церковью собственного статуса на соборе. Такое соборное определение могло бы заменить отправку Мирных писем, но никакого заявления об автокефалии на Соборе УПЦ не было сделано.

3. Каков действительный канонический статус УПЦ согласно ее документам и какой канонический статус УПЦ признают другие поместные Православные Церкви.

В результате действий и бездействия руководства УПЦ, сейчас сложилась парадоксальная ситуация. Действительный канонический статус УПЦ, который она имеет в Украине и в отношениях с другими поместными Церквами, намного ниже заявленного в официальных письмах к ДЭСС.

Грамота Патриарха Московского и всея Руси Алексея II от 27 октября 1990 г., предоставленная УПЦ как части РПЦ, которая находится в Украине и пользуется правами широкой автономии и самоуправления. Но УПЦ фактически не имеет статуса не только автокефальной, но и автономной Церкви – как в обычном формате автономии, так и в «расширенной автономии». Использование прав «широкой автономии и самоуправления» означает применение по УПЦ статуса икономии.

Икономия – это определенное ослабление законного порядка вещей, когда временно разрешено что-то – в данном случае «расширенная автономия». В любой момент применения принципа икономии, аналогичного светскому понятию «помилования», может быть отменено и тогда произойдет немедленное возвращение к строгому выполнению канонов, согласно которым УПЦ – это неотъемлемая часть РПЦ, а никак не самостоятельная Церковь.

Как неоднократно объяснял Вселенский Патриарх Варфоломей, один из лучших знатоков православного канонического права, в действительности УПЦ является «совокупностью епархий РПЦ на территории Украины». И только с артикулированного или молчаливого разрешения РПЦ они временно пользуются определенными правами Церкви с «широкой автономией». Артикулированными в Определениях Архиерейского собора РПЦ 25-27 октября 1990 года есть следующие права: право Предстоятелю Церкви иметь титул Блаженнейшего и право несения креста на богослужениях перед Предстоятелем; право УПЦ самостоятельно избирать епископов, право создавать и ликвидировать епархии в пределах Украины.

Сама УПЦ присвоила себе следующие права: право самостоятельного мировоззрения; право создавать общины за границей и иметь епископа для управления ими; право самостоятельно, без санкций руководства РПЦ, изменять устав об управлении УПЦ; право Предстоятеля без помощи других поминать глав поместных Православных Церквей.

Все эти и аналогичные, предоставленные в рамках ослабления канонов, права или права, которые присвоены УПЦ самостоятельно, принципиально не изменяют статус УПЦ.

УПЦ могла бы получить статус действительно самостоятельной Церкви только в следующих случаях:

- автокефалия предоставлена Вселенским собором (на сегодняшний день – нереально);

- автокефалия самопровозглашенная (такого акта так и не сделано);

- автокефалия предоставлена Вселенской патриархией (такого не сделано и не будет сделано учитывая наличие в Украине ВТО, которая уже имеет Томос об автокефалии, а, согласно канонам, одному народу два Томоса не предоставляются);

- автокефалия предоставлена Московской патриархией (этого никогда не будет учитывая официальную позицию РПЦ, которая хотя и восстанавливала автокефалию Грузинской Церкви из-за самостоятельности Грузинской ССР и грузинского народа в 1943 году, но не способна применить аналогичную позицию в отношении Украины: руководство РПЦ заявляло непризнание границ Украины и государственного образования Украины как чего-то исторически стабильного, о непризнании украинцев в качестве самостоятельного народа, все эти аргументы использовались даже во время переговоров РПЦ со Вселенским Патриархатом и другими поместными Церквами).

Не имея статуса ни автокефальной, ни автономной Церкви, являясь совокупностью епархий РПЦ на территории Украины, УПЦ даже не обращается в другие поместные Православные Церкви с просьбой о начале консультаций по собственному каноническому статусу. Хотя подобные попытки инициировать такие консультации были сделаны в 2008-2009 годах покойным предстоятелем УПЦ митрополитом Владимиром (Сабоданом), когда РПЦ еще не стала откровенным руководителем идей русского религиозного нацизма. Сегодня без таких консультаций и без официального разрыва отношений с РПЦ, УПЦ фактически находится в отношениях подчинения руководству РПЦ, которое призывает к геноциду украинского народа и проповедует еретические учения.

Каноническое положение епископата УПЦ осложняется тем, что с точки зрения Вселенского Патриархата они являются бывшими епископами РПЦ на территории Украины. Их канонические свечения не подвергаются сомнению, то есть они признаются как епископы. Но их титулы и права на епархии не признаются. Фактически, с точки зрения Вселенского Патриархата, после предоставления Томосу ПЦУ епископы УПЦ находятся на территории Украины незаконно. Ведь, согласно Томосу, Украина стала исключительной канонической территорией именно ВЦУ. Епископы УПЦ сегодня общаются с представителями других поместных Церквей как епископы РПЦ, временно находящиеся на территории Украины, не имея на это полноты прав.

Таким образом, на сегодняшний день, с точки зрения РПЦ – УПЦ это совокупность епархий РПЦ на территории Украины, чей статус определяется как структурная часть РПЦ, которой (временно) предоставлены определенные права. С точки зрения Вселенского Патриархата, УПЦ определяется как часть незаконно временно пребывающей на территории Украины РПЦ. Все остальные поместные Церкви присоединяются к тому или иному видению этого статуса. Также и сама УПЦ не заявляла о себе как автокефальной или автономной Церкви в отношениях с РПЦ, Вселенским Патриархатом, с другими поместными Православными Церквами. УПЦ, изображая себя в письмах к ДЭСС и различным государственным органам Украины как де-факто автокефальную Церковь, в письмах к представителям РПЦ и другим поместным Церквам, позиционирует себя как часть РПЦ.

4. Дополнительные проблемы УПЦ с точки зрения норм канонического права

С точки зрения канонического права, пребывание епархий РПЦ в Украине было бы оправданным, если бы в Украине российская диаспора имела широкую культурную автономию и нуждалась в собственных общинах церковных общин и религиозных организаций. В настоящее время такой потребности нет. Епископат УПЦ как неотъемлемая часть епископата РПЦ претендует на руководство общинами, преимущественно состоящими из граждан Украины, среди которых большинство составляют именно украинцы, а также другие лица, вполне лояльные Украине.

Епископство УПЦ, не ограничиваясь РПЦ, не осуждая нарративы российской церковной пропаганды, не идя на межправославный диалог в Украине и на международной арене, прилагает систематические усилия для дискредитации Украины как государства внутри Украины и на всех доступных международных площадках. С 2014 г. антигосударственная пропаганда стала официальной риторикой всех церковных СМИ, руководимых Киевской митрополией УПЦ. Такое положение беспрецедентно в истории Православия, поскольку всегда во всех войнах православных государств и народов против внешних агрессоров, Православная Церковь полностью поддерживала борьбу своего народа, не имела в своих рядах коллаборантов и не занималась антигосударственной агитацией.

Киевская митрополия и Синод УПЦ полностью поддерживали антиукраинскую информационную войну РПЦ против Украины с февраля 2014 г. и по сей день, а клирики УПЦ не протестовали против такой политики высшего руководства РПЦ. Согласно каноническому праву, если епископы изменяют своему народу во время войны, становясь на сторону агрессора, то они немедленно лишаются собственного сана и не имеют права служить даже как простые священники. Не были лишены сана даже откровенные коллаборанты и даже представители УПЦ, находившиеся в Кремле на акте «аннексии» четырех областей Украины в 2022 году. Также, согласно канонам, религиозные общины не имеют права находиться в покорении епископам УПЦ, которые разделяют еретические взгляды. А между тем еретические идеи русского мира все еще разделяются частью епископата и даже членами Синода УПЦ.

Руководство Российской ПЦ на каждом заседании Синода после 27 мая включает представителей УПЦ в разные комиссии и органы управления РПЦ, но со стороны руководства УПЦ не существует никакой протестной реакции, которая должна быть обычным каноническим порядком для действительно независимой Церкви. Синод РПЦ своими решениями переводит в прямое подчинение патриарху Московскому и РПЦ цели епархии УПЦ, но руководство УПЦ никак не протестует, не лишает сана коллаборционистов, не назначает новых епископов на епархии, которые становятся спорными – все это нужно было бы сделать согласно канону.

Подобное положение возможно только в том случае, если УПЦ признает себя частью РПЦ. Не протестовать против аннексии епархий УПЦ со стороны руководства РПЦ, согласно каноническому праву, может только та совокупность епархий, которая сама находится в составе РПЦ. Если бы УПЦ имела хотя бы статус автономной Церкви, руководство УПЦ уже протестовало бы против аннексии руководством РПЦ ряда епархий УПЦ. Будь УПЦ автокефальной или хотя бы автономной Церковью, существовала бы немедленная реакция относительно коллаборантов из числа представителей УПЦ относительно переходов епархий непосредственно в РПЦ, или включения представителей УПЦ в синодальные комиссии РПЦ.

Ведь все это случаи, которые не предусматривают согласно канонам проведение расследования и церковного суда, но требуют немедленной реакции в виде санкций. В частности, лишение сана коллаборационистов, публичного протеста против действий РПЦ, назначение новых епископов в аннексированные епархии и т.д. Никаких подобных действий не происходит в течение месяцев, и такого рода бездействие возможно только если УПЦ определяет себя в дальнейшем частью РПЦ, а потому, согласно канонам, не может опротестовывать действия руководства РПЦ. При отношениях подчиненности максимум действий, которые может позволить себе УПЦ – это заявления с протестом против поддержки руководством РПЦ агрессии РФ. И такие заявления, как и заявления против самой агрессии РФ, действительно отчасти прозвучали

Если бы Собор 27.05.2022 года действительно принял решение о самостоятельности УПЦ и отграничения от РПЦ, то Предстоятель УПЦ после 27.05.2022 разослал бы всем Предстоятелям поместных Православных Церквей «Мирные грамоты» с уведомлением о принятых на соборе решениях поместных Православных Церквей, как максимум, или начало общеправославных консультаций по статусу УПЦ, как минимум. Также Предстоятель УПЦ должен уведомить руководство РПЦ о выходе представителей УПЦ из всех руководящих органов РПЦ, а также о необходимости консультаций по статусу УПЦ.

Согласно каноническому праву и сложившейся традиции, Томос об автокефалии в промежутке между Вселенскими соборами предоставляется Константинопольским Патриархатом. РПЦ, однако, имеет официальное учение о том, что томос об автокефалии части Церкви (в данном случае УПЦ) предоставляется той поместной Церковью, к которой эта часть принадлежала к моменту затрагивания вопроса об автокефалии (в данном случае – РПЦ). Побуждать к консультациям по своему статусу руководство УПЦ должен недавний прецедент с Македонской ПЦ (Охридской архиепископией), которая получила признание своей автокефалии и внесена в диптих православных Церквей.

Но УПЦ никоим образом не заявляет о собственной автокефалии, и не просит ее ни у Константинополя, ни у Москвы, ни у всех предстоятелей поместных православных церквей, которые могли бы действовать совместно в формате Совещания Предстоятелей. Поэтому можно сделать вывод, что решения Собора 27.05.2022 г. оказываются именно призванными сохранить УПЦ в статусе части РПЦ, но скрыть это от общества и рядовых верных через редакционные правки с исключением упоминаний РПЦ.

Единственным деянием, которое могло бы свидетельствовать об изменении статуса УПЦ, есть чтение диптиха Предстоятелей поместных Православных Церквей митрополитом Онуфрием на Литургиях после 27.05.2022 года. Но такое символическое действие само по себе не может заменить объявление автокефалии или процедуры переговоров о ее признании. А значит, УПЦ остается частью РПЦ, и именно в таком качестве ее архиереи сослужат за границей, ведут переговоры об открытии приходов за границей и т.д.

Статус УПЦ сегодня не может быть положением полностью независимой Церкви также из-за того, что действующая для УПЦ редакция ее Устава об управлении была принята на Соборе в Феофании 27 мая 2022 г. с нарушением норм самого Устава. А именно делегатами на Собор должны быть все епископы УПЦ, а также представители священства и мирян, избранные на епархиальном собрании. 27 мая 2022 г. было созвано Собрание УПЦ со статусом совещательной конференции («церковного совещания»). Решение Синода и Архиерейского собора о том, чтобы считать делегатов на Собрание делегатами на Собор и решение о созыве Собора в таком составе может быть трактовано как легитимное с точки зрения канонов, однако нелегитимно с точки зрения норм Устава Церкви.

Это означает, что для РПЦ до сих пор де-факто УПЦ должна иметь предварительную версию Устава, где все упоминания о связи с РПЦ не исключены из текста. Также, когда собирается Собор, который должен конечно утвердить самостоятельность УПЦ и разорвать связи с РПЦ, такие решения предварительно голосуются на епархиальном собрании, где избираются делегаты от священства и мирян. Это позволяет иметь представление о позиции священников каждой епархии, поддерживают ли они действительно принципиальные изменения в статусе УПЦ, которые бы вводились Собором.

То есть, если бы УПЦ действительно провозглашала самостоятельность и отмежевывалась от Московской патриархии (чего пока не произошло), Предстоятель должен был немедленно созвать новый Собор, Синод должен был утвердить процедуру избрания делегатов, на епархиальном собрании должны быть проголосованы принципиальные вопросы по статусу УПЦ, ее отношений с другими поместными Церквами, осуждение действий и учение РПЦ в поддержку геноцида украинцев.

На новом Соборе, собранном согласно процедуре, предусмотренной Уставом, должны быть утверждены все изменения в Устав, предварительно принятые 27 мая 2022 года. И также конститутивное для Устава его первое положение должно быть изменено, поскольку ссылка на Грамоту Патриарха Московского и всея Руси Алексея II от 27 октября 1990 г. не может существовать в Уставе в сегодняшнем виде, поскольку она закрепляет за УПЦ статус «совокупности епархий РПЦ на территории Украины, пользующейся правами широкой автономии в составе РПЦ».

Современная версия конститутивного положения звучит так: «Украинская Православная Церковь является самостоятельной и независимой в своем управлении и устройстве в соответствии с Грамотой Патриарха Московского и всея Руси Алексеем II от 27 октября 1990 года». В недавней истории были случаи, когда Церкви изменяли свой статус из автономного или условно автономного к автокефальному, ссылаясь при этом на полученные томосы об автономии. Соответственно, конститутивное положение должно звучать таким или аналогичным образом: «Украинская Православная Церковь является самостоятельной и независимой в своем управлении и устройстве для развития положений Грамоты Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 27 октября 1990 года. Украинская Православная Церковь является автокефальной церковью для всех православных Украины».

Конечно, Собор должен был бы переизбрать Синод как утративший доверие даже Архиерейского собора (собора епископов УПЦ), не имеющий авторитета среди верующих и не имеющего авторитета в обществе, исключив хотя бы тех архиереев, подвергшихся санкциям СНБО. Собор должен обязать Предстоятеля разослать Мирные грамоты, начать консультации со всеми поместными Церквами от Вселенского Патриархата до ВТО по конституированию собственного существования в Украине.

Последнее принципиально важно. Согласно каноническому праву, УПЦ важно не только провозгласить о собственном автокефальном статусе, собственном и отдельном существовании от РПЦ, но и достичь признания собственного статуса от других поместных Церквей.

Согласно православному каноническому праву, статус Церкви таков, каким его признает Вселенский Патриарх и другие предстоятели поместных Церквей. Сегодня УПЦ гордится признанием ее епископата со стороны других поместных Церквей, но забывает даже в официальной переписке с государственными органами признать тот факт, что епископы УПЦ признаются другими Церквами исключительно как епископы РПЦ, а УПЦ признается всеми поместными Церквами как часть РПЦ. И никто из предстоятелей православных Церквей не поминает в своих диптихах митрополита Онуфрия на литургии ни как предстоятеля автокефальной, ни даже предстоятеля автономной Церкви.

Конечно, признание большинства поместных Православных Церквей УПЦ могло бы достичь исключительно при вхождении на правах автономной Церкви или в любом другом статусе в ВТО. Большинство поместных Православных Церквей систематически заявляют, что признают любую православную автокефальную юрисдикцию в Украине, если она будет объединять подавляющее большинство православных общин Украины и присоединение к ВТО с гарантиями неприкосновенности на уровне каждой епархии или общины или в качестве автономного объединения. гарантировало бы сегодняшний УПЦ статус признанной Церкви, хотя и в составе ВЦУ. Но даже существование в Украине второй автокефальной Церкви для государства не проблема, поскольку законодательство Украины, в отличие от, скажем, болгарского, не предусматривает пока необходимости существования именно одной автокефальной Православной Церкви в Украине.

Конечно, согласно православным канонам, такая Церковь в государстве должна быть одна. Но временно могут существовать и две автокефальные церкви (УПЦ и ПЦУ), одна из которых (УПЦ) будет вести переговоры о собственном статусе. Сегодня же УПЦ не только не имеет статуса автокефальной Церкви, но и не ведет ни предыдущих, ни по сути переговоров с поместными Православными Церквами о признании ее в качестве автокефальной Церкви. А значит, существует как совокупность епархий РПЦ на территории Украины.

ВЫВОДЫ

Проведенный анализ по конститутивному положению Устава об управлении УПЦ по Грамоте Патриарха Московского и всея Руси Алексея II от 27 октября 1990 г., исчерпывающе свидетельствует, что УПЦ не является ни автокефальной, ни автономной Церковью. Других статусов каноническое право не знает. Церковь бывает или автокефальная (полностью самостоятельная) или автономная (самостоятельная часть автокефальной Церкви).

УПЦ является «совокупностью епархий РПЦ на территории Украины, пользующихся правами расширенной автономии». Отсутствие статуса самостоятельной Церкви (автокефальной или хотя бы автономной) делает положение УПЦ абсолютно ненормальным – ни одна православная Церковь в независимом государстве, борющемся против агрессора, не воздерживалась от провозглашения автокефального статуса и от временного разрыва отношений с религиозным центром в стране-агрессе. на момент начала агрессии Церковь имела связь подчиненности религиозной организации в стране-агрессоре.

Ненормальное каноническое положение УПЦ вызвано не только неполноценностью статуса, предоставляемого УПЦ Грамотой Патриарха Московского и всея Руси Алексея II от 27 октября 1990 г., но и деятельностью Предстоятеля и Синода УПЦ и бездействием епископата УП. Попытки ввести государство в обман через толкование в письмах митрополита Онуфрия к ДЭСС (от 01.06.2022 и 28.09.2022) Грамоты Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 27 октября 1990 г. как придающий УПЦ предоставленный ПЦУ Томосом об автокефалии является грубой манипуляцией, призванной скрыть действительный канонический статус УПЦ. Эта Церковь остается частью РПЦ, и никем в православном мире не признается как отдельная от РПЦ Церковь. А, следовательно, ее статус кардинально иной, чем статус ВТО. Своей деятельностью и бездействием руководство УПЦ демонстрирует нежелание стать отдельной от РПЦ Церковью, что является откровенным демонстративным вызовом в отношении украинского государства, общества и большинства собственных верующих.

Юрий Черноморец, доктор философских наук, профессор, опубликован в издании РИСУ - Религиозно-информационная служба Украины

Фото: Укринформ qhiddritriqxhant

Фото: Укринформ

Об авторе: Юрий Павлович Черноморец - доктор философских наук, профессор, профессор кафедры богословия и религиоведения НПУ им. Драгоманова, украинский религиовед, философ, богослов. В течение десятилетий принадлежал к УПЦ Московского патриархата – работал в аппарате этой структуры. С обретением автокефалии он присоединился к Православной Церкви Украины. А в начале войны был мобилизован в ВСУ. Наверное, только у Украины есть профиль такого военного, два в одном: профессор богословия — снайпер. Юрий Черноморец в перерывах между боями продолжает следить за делами на религиозном фронте, иначе поведение РПЦ не назовешь и даже давать советы на своем аккаунте в соцсетях.


Теги: Священный Синод УПЦПатриарх ВарфоломейПатриарх Алексей IIМосковский патриархатУПЦРПЦ МПРПЦЦерковьЦеркваУПЦ МП

Дата и время 28 февраля 2023 г., 13:45     Просмотров Просмотров: 3065
Комментарии Комментарии: 0


Комментарии:

comments powered by Disqus

’‚Ћђ€ §‘’Ћђ§ћ з Ђ‡Ћ‚ЋЊ

loading...
Загрузка...

Наши опросы

Когда, по-вашему, возможно окончание войны в Украине?








Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.307124