АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал
МОВАЯЗЫКLANG
Киев: 20°C
Харьков: 20°C
Днепр: 22°C
Одесса: 21°C
Чернигов: 18°C
Сумы: 19°C
Львов: 11°C
Ужгород: 12°C
Луцк: 12°C
Ровно: 13°C

У Зеленского решили перезапустить БЭБ. За что?

Читати українською
У Зеленского решили перезапустить БЭБ. За что?
У Зеленского решили перезапустить БЭБ. За что?

Бюро экономической безопасности, созданное два года назад, съедает из бюджета Украины в 20 раз больше, чем дает в казну, к тому же растет количество скандалов с "крышевкой" детективами БЭБ незаконных бизнесов

Через два-три месяца Бюро экономической безопасности будет перезапущено. Об этом как о бесспорном факте заявил глава финансового комитета парламента Даниил Гетманцев в интервью Liga.net , вышедшем 14 февраля. Соответствующий законопроект №9080 уже внесен в Раду и, как намекает Гетманцев, согласован с Банковой. "То, что я делаю, - реализую цели и задачи, которые президент доказывает. У нас общее видение этих проблем", - подчеркивает он в интервью. Прежде чем искать ответ на вопрос, зачем это Банковой, нужно задать два других вопроса: за что Банковая хочет перезапустить БЭБ и как она собирается это сделать, пишет издание DSNews .

За что?

Гетманцев в том же интервью дал жесткие оценки: "У нас есть кейс по поводу деятельности БЭБ — там целый набор правонарушений… В целом деятельность БЭБ абсолютно негативна…"

Говоря "у нас", он имел в виду членов Временной следственной комиссии (ВСК) Верховной Рады с длинным названием "по вопросам расследования возможных фактов нарушений законодательства должностными лицами БЭБ, органов государственной власти и других государственных органов, осуществляющих полномочия в сфере экономической безопасности, что могло привести к уменьшению поступлений в государственный и местные бюджеты". Уже из названия ВСК видно, что оно озабочено, прежде всего, фискальными проблемами: БЭБ есть (официально работает с 25 ноября 2021 г.), а финансовых результатов нет.

ВСК была создана 13 декабря прошлого года. Возглавил ее депутат от партии "Голос" Ярослав Железняк, его заместителем стала "слуга народа" Ольга Василевская-Смаглюк. При этом Железняк — первый заместитель Гетманцева в должности главы финансового комитета, а Василевская-Смаглюк возглавляет подкомитет в том же комитете.

Вскоре стало очевидно, что комитет и ВСК совместно "копают" под БЭБ. 20 февраля комитет признал работу руководства БЭБ неудовлетворительной. А 3 марта в Раде появился законопроект №9080 о перезагрузке БЭБ. Его авторами являются Гетманцев, Василевская-Смаглюк, Железняк и еще четверо нардепов (трое из "Голоса" и один "слуга народа"). В пояснительной записке Гетманцев высказал к БЭБ ряд претензий, но среди них можно выделить две главные.

Первая претензия – отсутствие финансовых результатов. Как поясняет Гетманцев, на сайте БЭБ отмечено, что в 2022 г. во время расследования уголовных производств был возмещен причиненный государству ущерб на сумму свыше 3,1 млрд грн, но Офис генерального прокурора зафиксировал гораздо более скромные результаты работы БЭБ в 2022 г.: возмещение составило всего 33,3 млн грн. Это, кстати, почти в 20 раз меньше суммы расходов на БЭБ в госбюджете на 2022 г. (621,6 млн грн).

Хотя детективами Бюро расследовалось 664 уголовных производства, однако за весь период его деятельности в суд направлено только 12 обвинительных актов, или 1,8% от общего количества уголовных производств. "Низкий показатель удельного веса производств, в которых направлены обвинительные акты в суд, свидетельствует об отсутствии интереса у руководства Бюро к результатам эффективных досудебных расследований, а также ненадлежащее качество работы детективов", - пишет Гетманцев.

Несложно догадаться, на что он намекает. Если велись сотни расследований, но результатов почти нет, то это может означать, что дела тормозятся или закрываются по договоренности. И что именно в этом состоит суть работы Бюро.

Вторая претензия – кадровая политика директора БЭБ Вадима Мельника , который до назначения на эту должность возглавлял Государственную фискальную службу. Большинство работников центрального аппарата ГФС, работавших под руководством Мельника, были назначены в центральный аппарат БЭБ. "То есть состоялся массовый, фактически внеконкурсный перевод бывших работников налоговой милиции в вновь орган", — пишет Гетманцев. И подчеркивает, что это "дискредитирует основную идею и цель ликвидации налоговой милиции, заключавшихся в коренном пересмотре подходов к методам работы с бизнесом…"

Мельник не спешит заполнять кадровые вакансии. Закон о БЭБ позволяет ему иметь до 4 тысяч работников. Однако, пишет Гетманцев, "руководством Бюро не обеспечено своевременное формирование кадрового состава, укомплектованного лишь на 15,6% от штатной численности (по состоянию на 01.12.2022 штат составляет 624 работника из необходимых 4000, то есть нанят только каждый шестой работник из необходимых").

При этом большинство претендентов вообще не допускаются к конкурсу. Так, в первом конкурсном отборе подали документы 959 человек, но только 392 из них были допущены к тестированию. На заключительном этапе конкурсная комиссия проводила собеседования с более чем 75 кандидатами за один день, назначая собеседования в вечернее и ночное время. "Даже если предположить, что комиссия работала без перерывов 14 часов в сутки, есть около 11 минут на каждого кандидата, что еще раз подтверждает, что указанные конкурсные отборы являются лишь формальностью для создания видимости прозрачности, состязательности и открытости", - резюмирует Гетманцев.

Опять же нетрудно догадаться, на что он намекает. Создана такая система отбора кадров, которая пропускает только нужных людей. Для этой системы не страшно, что пять из шести вакансий остаются незанятыми – главное, чтобы туда не попали иностранцы.

Каким образом?

Перейдем к механизму перезапуска БЭБ, предложенному авторами проекта №9080. Со дня вступления в силу закона прекращаются полномочия директора БЭБ Мельника, его первого и заместителей. Кабмин назначает и.о. директора и в течение двух месяцев формирует конкурсную комиссию из девяти человек: по два от СНБО и Кабмина плюс пять международных экспертов.

Решение принято, если проголосовали не менее пяти членов комиссии, в том числе не менее трех международных экспертов. Члены конкурсной комиссии могут работать дистанционно в режиме видеоконференции (по-видимому, это уступка международным экспертам, которые могут побояться работать в Киеве во время войны). Комиссия вносит на рассмотрение премьеру одну кандидатуру (не три), и в течение 10 дней Кабмин должен назначить этого человека директором БЭБ.

А дальше новый директор должен провести полную перезагрузку БЭБ. Все работники БЭБ в течение года должны пройти аттестацию. Все, кто отказался пройти аттестацию или прошел ее неуспешно, увольняются. Что касается набора новых сотрудников, то вводится запрет брать на работу в БЭБ лицо, до 1 января 2023 года занимавшее совокупно не менее одного года любую следственную и/или оперативную должность в органах налоговой милиции, прокуратуры, СБУ, ГБР, Нацполиции и милиции. .

Как сообщает ТГ-канал "Злой фискал" под рубрикой "нам пишут", детективы и аналитики БЭБ сделали из этих норм вывод, что "по результатам аттестации всех бывших работников налоговой милиции, СБУ, ДБР, прокуратуры и полиции (милиции) будут уволены, а это 99% от нынешнего оперативного состава БЭБ». Конечно, ко второму чтению подобный "запрет на профессии" может быть убран из проекта, но в целом тенденция именно такова: с новым директором в БЭБ должны прийти новые люди, не связанные старыми схемами.

Зачем?

Теперь мы можем проанализировать, зачем это все. Фактически БЭБ для Банковой сейчас "чемодан без ручки". Считается, что оно входит в сферу влияния Олега Татарова. И наверняка через этот орган действительно можно влиять, поскольку он открыл 664 уголовных производства. Однако для госбюджета он явно обуза: съел за год более 600 млн грн, а дал в казну в 20 раз меньше.

В то же время размножаются скандалы: в январе СБУ задержала старшего детектива БЭБ, который "крышевал" нелегальный сбыт электронных сигарет в Закарпатье, а в феврале ДБР задержала детектива БЭБ, который "крышевал" незаконный игорный бизнес в Киеве. Гетманцев вполне мог донести до Владимира Зеленского и Андрея Ермака мнение о том, что необходимо что-то делать с этим органом, поскольку польза от него меньше, чем вред.

Теоретически Банковая могла бы перезагрузить БЭБ просто в фискальных целях, то есть для того, чтобы увеличить поступления в бюджет. Именно этот мотив был главным при создании ВСК в декабре. Однако во время войны власти не могут прямо заявлять, что они хотят перезапустить БЭБ, чтобы они эффективнее расследовали экономические преступления (читай — доили бизнес). Поэтому придумали представить перезагрузку БЭБ как уступку бизнесу и западным партнерам.

Напомним, два года назад Зеленский предъявлял создание БЭБ как одну из ключевых реформ. Он был создан вместо налоговой милиции и экономических подразделений Нацполиции и СБУ. Как пояснялось на сайте президента, закон о БЭБ "создает институциональные условия для защиты экономических процессов от давления силовых органов, которое поддерживается международными партнерами Украины. Основной функцией БЭБ будет аналитическая работа, а не силовые полномочия. Бюро будет анализировать бенефициаров финансовых операций и определять, есть ли нарушение закона в обращении средств тех или иных бизнес- или государственных структур".

И вот по поводу реализации всего этого сейчас есть справедливые нарекания как со стороны бизнеса, включая иностранных инвесторов, так и со стороны западных партнеров. А Банковая не может сделать вид, что она здесь ни при чем. Именно Банкова вместе с Гетманцевым отказали "Большой семерке", Евросоюзу и МВФ, которые хотели видеть конкурс на должность директора БЭБ с решающим голосом международных экспертов. Была сформирована конкурсная комиссия из трех представителей СНБО и трех представителей парламента. Поэтому избрание Мельника и нынешняя ситуация в БЭБ - это совместное "достижение" Банковой и парламентских "слуг народа".

Отметим, что перезагрузка БЭБ – это еще не окончательное решение. Возможно, это лишь элемент торгов между разными группами влияния в окружении Зеленского. Но если оно все же произойдет, это будет, скорее всего, очередным эпизодом сложных взаимозачетов между Украиной и Западом вокруг борьбы с коррупцией. Поскольку БЭБ все равно убыточен в финансовом плане, то можно этим "чемоданом без ручки" пожертвовать, чтобы потом где-то в другом месте упереться и поставить своего человека, как это удалось с директором НАБУ , например. Уже тот факт, что четверо из семи авторов законопроекта №9080 — представители партии "Голос", красноречиво свидетельствует о том, что перезагрузка БЭБ призвана в первую очередь сделать приятную "Большой семерке", Евросоюзу и МВФ.

Кстати, если в конце концов БЭБ заработает и начнет выдавать ежегодно многомиллиардные результаты (вместо десятков миллионов), а бизнес будет плакать и жаловаться, то Банковая сможет умыть руки. Мол, это не мы, все претензии пожалуйста адресуйте западным партнерам и международным кредиторам.

Юрий Вишневский , опубликовано в издании Деловая столица


Теги: СБУМельник ВадимВасилевская-Смаглюк ОльгаЖелезняк ЯрославВременная следственная комиссия (ВСК)Гетманцев ДаниилБюро экономической безопасностиБюро економічної безпекиЗеленский

Дата и время 16 марта 2023 г., 14:01     Просмотров Просмотров: 2996
Комментарии Комментарии: 0


Комментарии:

comments powered by Disqus

’‚Ћђ€ §‘’Ћђ§ћ з Ђ‡Ћ‚ЋЊ

loading...
Загрузка...

Наши опросы

Когда, по-вашему, возможно окончание войны в Украине?








Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.761733