Виталий Кропачев стал «меценатом» Фонда госимущества
Виталий Кропачев стал «меценатом» Фонда госимущества
«Виталий Кропачев – известный украинский бизнесмен, меценат. Владелец корпорации UDI, владеющей активами в угольном, газовом, энергетическом и медийном бизнесе» – так было описано бывшего депутата Донецкого облсовета от Партии регионов и доверенное лицо Михаила Добкина на выборах президента 2014 года в материале «Кропачёв: давайте объединимся для создания нового энергосистемы Украины».
Он вышел в декабре прошлого года на сайте Eureporter, который открыто предлагает возможности для спонсорства организаций, компаний или отдельных лиц с неформальным обсуждением условий сотрудничества.
Характеристика в спонсорской статье стала пророческой – уже в апреле 2023 года Кропачев превратился в одного из крупнейших «меценатов» Фонда государственного имущества Украины в этом году, с единовременным взносом 18,757 млн грн.
Эти деньги компания «Укрдонинвест», принадлежащая Кропачеву (наверное, именно ее имели в виду в Eureporter, когда писали о не существующей в природе «корпорации UDI») перевела на счет Украинской энергетической биржи 10 марта как гарантийный взнос для участия в аукционе по продаже Белгород-Днестровского морского порта.
А через месяц Фонд констатировал, что «Укрдонинвест» так и не уплатил полную стоимость лота по итогам прошедшего 13 марта аукциона – акт о неуплате цены продажи был подписан 13 апреля 2023 г. Это означает, что гарантийный взнос идет в доход государства.
«Укрдонинвест» принимал участие в аукционе по продаже имущественного комплекса госпредприятия «Белгород-Днестровский морской торговый порт» вместе с двумя конкурентами – одесским ООО «Порт Аккерман» местного бизнесмена Сергея Демчука и ЧАО «Мостобуд ЮА», близким к одиозному экс-регионалу Владимиру Продивусу. Борьба фактически развернулась только с «Мостостроем», в результате чего самым большим оказалось предложение ООО «Укрдонинвест» – 220 млн грн (стартовая цена составляла 93,78 млн грн, «Порт Аккерман» остановился на 97 млн грн).
С учетом НДС покупателю нужно было выложить в общей сложности 264 млн грн, а также погасить около 100 млн грн просроченной задолженности порта в течение 6 месяцев. Таким образом, общие затраты на покупку порта составили более 360 млн грн.
Такая цена выглядела очень большой, учитывая, что Белгород-Днестровский порт с началом широкомасштабной войны россии против Украины отрезан от морских путей и работает фактически в режиме «сухого порта» как транспортно-логистический центр, за 9 месяцев 2022 года получив 23,5 млн грн ущерба. Поэтому возникало несколько вопросов – зачем платить столько денег за проблемный порт, и откуда такие деньги возьмет покупатель?
Версий по этому поводу было немало, главная из которых – Кропачев планировал купить порт не для себя, а для кого-то, кто не хочет засветиться. Например, уже давно ходят слухи о связи Кропачева с людьми кума путина виктора медведчука, прежде всего потому, что руководителями информационного канала Ukrainian World News, владельцем которого является Кропачёв, стали люди , работавшие на телеканалах так называемого пула медведчука – NewsOne и "112 Украина".
Также возможно, что Кропачев планировал купить порт для китайцев. Еще в 2018 году он создал совместное предприятие с китайским машиностроительным холдингом Sany. Это предприятие контролирует китайский миллиардер-коммунист Лян Вэньгень, приближенный к лидеру КНР Си Цзиньпину.
По неофициальной информации, в последние месяцы Кропачев довольно часто бывал в Вене (в марте даже дал интервью австрийскому изданию Der Standard ). Как известно, именно здесь осело много невъездных в Украину бизнесменов, имеющих проблемы с законом – от Дмитрия Фирташа (с 2014 пытается избежать экстрадиции в США и находится под санкциями в Украине) до Олега Бахматюка ( находится в розыске в Украине с 2019 г. ), которые до сих пор имеют бизнесы в Украине и в том числе интересы в портовой сфере.
Кропачев, который с мая 2022 года постоянно выезжает за границу, имел возможность контактировать с ними, но даже если это и было, то очевидно, что никто ему денег на покупку порта не дал. А собственных денег у него становится все меньше – содержание собственного телеканала слишком дорого (его оценивают в 10 млн грн ежемесячно), перспективы получения «большого куша» от «Центрэнерго » (1,44 млрд грн за уголь, из которых более половины – штрафные) санкции и пеня) небольшие, а главный актив – угольная шахта ООО «Краснолиманское» – хоть и является прибыльным, но имеет астрономические долги (около 3 млрд грн), превышающие размер годового дохода, в том числе по заработной плате.
Конечно, в подобной ситуации у Кропачева остается возможность попытаться «отыграть назад» и отсудить у Фонда госимущества свой «благотворительный» вклад.
Нечто подобное уже было сделано «Укрдонинвестом» по итогам аукциона по продаже «Димитровуглегрузтранса» в 2021 году – тогда «Укрдонинвест» также сделал огромное предложение (301 млн грн при стартовой стоимости 67 млн грн), но затем не предоставил ФГИУ все документы, из-за чего продажа ему этого актива была отменена.
Гарантию в 6,7 млн грн Фонд отказался возвращать Кропачеву, однако в судах это решение было отменено, потому что невнесение документов было признано «формальной ошибкой». Но в нынешнем случае сделать такой финт будет гораздо сложнее – ФГИУ официально зафиксировал неуплату денег за лот, а это железобетонный аргумент для того, чтобы взыскать гарантийный взнос в пользу органа приватизации.
Сергей Остапенко
«ОЛИГАРХ»
Теги: ДимитровуглегрузтрансПорт АккерманВладимир ПродивусМостостройМостобудМостобуд ЮАДемчук СергейБелгород-Днестровский портКорпорация UDIФГИУФонд государственного имущества УкраиныУкрдонинвестДобкин Михаилвугільний бізнесУгольный бизнесКропачев Виталий
Комментарии:
comments powered by DisqusЗагрузка...
Наши опросы
Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте