АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал
МОВАЯЗЫКLANG
Киев: 18°C
Харьков: 19°C
Днепр: 20°C
Одесса: 22°C
Чернигов: 18°C
Сумы: 17°C
Львов: 12°C
Ужгород: 14°C
Луцк: 14°C
Ровно: 15°C

Решит ли многофункциональный истребитель 4-го поколения F-16 наши проблемы в воздухе?

Читати українською
Решит ли многофункциональный истребитель 4-го поколения F-16 наши проблемы в воздухе?
Решит ли многофункциональный истребитель 4-го поколения F-16 наши проблемы в воздухе?

Продолжается дискуссия об F-16 для Украины. Все ли так просто? Является ли F-16 той волшебной палочкой, что решит наши проблемы в воздухе? Попробуем разобраться с помощью эксперта Центра оборонных стратегий Виктора Кевлюка, который размышляет о дискуссиях на страницах издания

General Dynamics F-16 Fighting Falcon – легкий функциональный истребитель 4-го поколения. На старте заметим – не бомбардировщик, не штурмовик, не какой-нибудь гибрид, а просто многофункциональный истребитель. Цена F-16 в варианте D – $34 млн.

Что мы можем получить? Нидерланды и Дания отметили, что готовы передать Украине 42 F-16 AM/BM и 19 F-16 AM/BM самолетов соответственно. То есть государства, которые покупают F-35, передают нам самолеты, которые выводят из эксплуатации.

F-16 имеет примерно такие ТТХ (куча модификаций и вариантов комплектации, поэтому нечто среднее):

– максимальная скорость – 2178 км/ч;
– боевой радиус, в зависимости от профиля полета и погрузки – 1361-1759 км;
– практический потолок – 15 240 м;
– тяговооруженность – 1,03;
– боевая нагрузка (при +5,5 g, когда самолет может вести воздушный бой, маневрируя, хотя пустой выдерживает 9 g) на 9 точках подвески: под фюзеляжем 1000 кг, внутренние 2×2.041 кг, центральные 2×1587 кг, внешние 2×318 кг, на концовках 2×193 кг, дополнительные точки для подвесного оборудования по бокам воздухозаборника 2×408 кг.

 eiqtiddxiqdzant

Что важно для превосходства в воздухе? Дальность обнаружения воздушных целей бортовой РЛС и дальность стрельбы ракет «воздух – воздух». Для F-16 это выглядит так: РЛС AN/APG-68 позволяет видеть цели на расстоянии 257 км, ракеты AIM-7M летят на 70 км, AIM-9 – 20 км, AIM-120 – от 50 до 180 км в зависимости от модификации.

Какие ракеты будут передавать ВС ВС Украины, пока не сообщали. Проблема с применением крылатых ракет (Storm Shadow, SCALP, Taurus ) – формально возможно: Storm Shadow/SCALP весит 1300 кг, можно подвесить на центральных пилонах, TAURUS KEPD 350/150 – 1360 кг, тоже подходит. Но я не нашел упоминаний в руководящих документах, что легкий истребитель стреляет крылатыми ракетами как основным вооружением.

В воздухе потенциально наши F-16 могут встретиться с истребителями противника МиГ-29, Су-27, Су-30СМ, Су-35. МиГ-31 хоть и истребитель, но чтобы подвесить под него Х-47 «Кинжал», нужно снять остальное вооружение. МиГ-31 после пуска «Кинжала» летит домой совершенно голый, полагаясь только на высокую скорость.

Способности противника в формате «обнаружение – поражение» в табличке:

Обнаружение воздушной целиПоражение воздушной цели
F-16 Бортовая РЛС AN/APG-68 - 257 км. ракета AIM-7 - 70 км ракета AIM-9 - 20 км, AIM-120 - 50-180 км
МиГ-29 Бортовой радиолокационно-прицельный комплекс РЛПК-29 – до 70 км. ракета Р-60 - 10 км ракета Р-27 - 50-110 км, ракета Р-73 - 30 км
Су-27 Бортовой радиолокационно-прицельный комплекс РЛПК-27 "Меч" - до 150 км. ракета Р-73 - 30 км, ракета Р-27 - 50-110 км
Су-30см Бортовая РЛС Н011M "Барс" - до 140 км. ракета Р-77 - 110 км, ракета Р-73 - 30 км, ракета Р-27 - 50-110 км, ракета РВВ-АЭ - 80 км
Су-35 РЛС с фазированной антенной решеткой Н035 «Ирбис» - 270-400 км ракета Р-77 - 110 км, ракета Р-27 - 50-110 км, ракета Р-37 - 398 км

Это не научно-техническая статья, поэтому такие нюансы, как встречный и догонный курсы, высоты превышения и снижения, дальности обнаружения и захвата, передняя и задняя полусферы, пропустим и оставим только максимальные значения. И заметим, что ракетой Р-37 в этой войне стреляли пока только МиГ-31.

Что мы можем здесь увидеть? В ближнем воздушном бою F-16 может сражаться на равных со всеми типами истребителей, а вот на больших дистанциях хоть и увидит противника раньше, но не факт, что получит ракеты.

Воздушный дьявол так же, как сухопутный, кроется в деталях. И главная деталь – информационное обеспечение боевых действий самолетов в воздухе.

На фото у колен пилота – два экрана Joint Tactical Information Distribution System (JTIDS), объединенной системы распределения тактической информации, Center pedestal display (CPD) и Color multifunction display (CMFD), куда поступает боевая информация и от систем самолета, и от AWACS. А у нас ее нет и не предусмотрено. Даже EA-18G Growler, являющийся военно-морским братом AWACS.

То есть единственным источником должны стать РЛС радиотехнических войск ВС Украины, то есть земля. JTIDS, работающий на протоколе Link 16, должен обмениваться информацией с наземными источниками. А какая пропускная способность канала? Какова скорость обмена данными? Воздушное сражение быстротечно, эти два фактора приобретают критическую важность. А наши РЛС вообще готовы к такому обмену данными? Есть еще система «Дельта». Она будет на украинском F-16? Сегодня «Дельта» — самая мощная среда, придающая пользователю максимальную ситуативную осведомленность. А ситуативная осведомленность пилота в бою – чуть ли не половина победы.

Очень важен наземный компонент. F-16 известен капризностью в эксплуатации. Как-то японские пилоты пожаловались, что авиабазы Страны восходящего солнца не обеспечивают чистоты взлетных полос: предметы из них затягиваются в воздухозаборник – и они легко выводят из строя прямоточный двигатель. А состояние наших оперативных аэродромов и в мирное время не дотягивало до японских. В целом F-16 – из поколения паркетников. Его предки – другое дело. Безумные семидесятые!

Проблема горючего: JP-8 является стандартом для многих военных самолетов, военный вариант топлива Jet A-1, используемого в гражданской авиации. Есть ли все, чтобы хранить, транспортировать, заправлять самолеты именно JP-8?

На следующем фото – дерево руководящих документов ВВС ВС США для организации, ведения и обеспечения войны в воздухе. Хочется надеяться, что штабные офицеры соответствующих структур вовремя отправились на учебу.

Неприятный сюрприз с низким уровнем английского притормозил программу пилотов. Этот сюрприз непременно должен быть и здесь. Американских пилотов обучают в United States Air Force Academy в Колорадо-Спрингс. Старшие офицеры ВВС ВС США повышают квалификацию в Air War College или Air Command and Staff College в Монтгомери. Оба колледжа входят в Air University (United States Air Force). Надеемся, кто-то туда отправился и приобретает нужные знания.

Нельзя сказать, что мы совсем не готовимся. В МО создали Офис-61 (почему сразу не Зону-51?). Офис должен всесторонне обеспечить непрерывный процесс интеграции многоцелевого самолета F-16 в общую систему Сил обороны Украины. Анонсировали, что основными направлениями его деятельности станут:

  • поддержка и развитие инфраструктуры аэродромов (авиационных баз);
  • всесторонняя защита аэродромной инфраструктуры, включая систему ПВО;
  • отбор и обучение летного состава и другого авиационного персонала;
  • поддержка жизненного цикла самолетов и логистическое сопровождение;
  • международная коммуникация и другие юридические, финансовые, безопасные и административные функции.

Будто и 32 года уже Министерству обороны, а все никак детские болезни не отпускают, все хочет чем-то руководить вместо формировать и реализовывать государственную политику по вопросам национальной безопасности в военной сфере, сферах обороны и военного строительства. Почему аэродромами не может и дальше беспокоиться служба аэродромно-технического обеспечения Командование логистики ВС ВС Украины? Почему вдруг люди, управляющие ПВО, не смогут на уже прикрытых ими аэродромах обеспечить покой F-16? Командование подготовки ВС не сможет отобрать пилотов для обучения?

Какой смысл снова дублировать действующие органы управления, и без того созданные по стандартам НАТО, которые собственной победой подтвердили, что способны выполнять задачи.

Может, уже достаточно офисов?

Кроме F-16, стоит посмотреть на другие самолеты. JAS-39 Gripen, например. Не забываем о стоимости часа полета: Gripen – $4900, МиГ-29 – $5000, F-16 – $8000, Су-27 – $27000, Су-30 - $40000. Здесь явно не офис нужен… Очень привлекательной именно для наших ВС мне кажется пара F-14 – F-15.

Автор: Виктор Кевлюк, эксперт Центра оборонных стратегий

Источник: LB.ua


Теги: УкраїнаУкраинаКевлюк ВикторF-16 Fighting FalconF-16винищувачіИстребители

Дата и время 26 ноября 2023 г., 16:09     Просмотров Просмотров: 2002
Комментарии Комментарии: 0


Комментарии:

comments powered by Disqus

’‚Ћђ€ §‘’Ћђ§ћ з Ђ‡Ћ‚ЋЊ

loading...
Загрузка...

Наши опросы

Когда, по-вашему, возможно окончание войны в Украине?








Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.16873