АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал
МОВАЯЗЫКLANG
Киев: 22°C
Харьков: 23°C
Днепр: 24°C
Одесса: 23°C
Чернигов: 21°C
Сумы: 22°C
Львов: 12°C
Ужгород: 13°C
Луцк: 12°C
Ровно: 14°C

Еще одна диверсия. Как пытались уничтожить и почти уничтожили разработку "украинской Bradley"

Читати українською
Еще одна диверсия. Как пытались уничтожить и почти уничтожили разработку "украинской Bradley"
Еще одна диверсия. Как пытались уничтожить и почти уничтожили разработку "украинской Bradley"

Сорвали разработку украинских БМП за два дня до вторжения. Как и из-за кого Украина упустила возможность создать современную "отечественную Bradley", которых так не хватает ВСУ.

Американские боевые машины пехоты (БМП) Bradley защищают Авдеевку. Военные любят их за мощь, защиту и мобильность. Главная проблема – их мало. Украина получает эти машины маленькими партиями отмечают в издании "Экономическая правда".

До 2022 года Украина разрабатывала собственную технологическую БМП, не хуже Bradley. В 2016 году военные и политики согласились, что армии нужна такая машина. Для ее разработки на одном из частных предприятий собрали танковых специалистов и закупили уникальное оборудование.

Проект получил название "Вавилон". Планировалось разработать современную цифровизированную БМП и десятки новых агрегатов для нее. К 2022 году машина могла бы пойти в серийное производство и успеть на войну с Россией. Однако ряд скандалов, распрей с Минобороны и застройщиками привели не только к срыву программы, но и к роспуску команды конструкторов и потере технологических наработок, которые сейчас могли бы пригодиться.

По данным источников ЭП, несколько месяцев назад прокуратура начала досудебное расследование по ненадлежащему исполнению служебных обязанностей лицами, причастными к провалу проекта. История БМП "Вавилон" является эталонным ответом на вопрос, почему Украина во время войны самостоятельно не производит отдельные дефицитные виды вооружения.

Сборная конструкторов

В центре этой истории – инженерная группа "Арей" из Киева. Маленькая мастерская поначалу даже не была юридически оформлена. Ее задачей было готовить бронетехнику для бойцов батальона "Азов". Работы хватало: события происходили в 2014 году, когда каждая единица бронетехники была на вес золота.

Работой мастерской руководила семья политика Романа Зварыча – бывшего министра юстиции при президенте Ющенко. Зварычи тогда собирали пожертвования и финансировали "Азов" за свой счет. Они искали танковых специалистов, готовых работать на добровольцев.

В то же время на харьковском заводе имени Малышева собирали танки Т-64 для Республики Конго. Этим контрактом занимались конструкторы Николай Степанов и его сын Сергей. Отец занимал должность технического директора, а сын – заместителя главного конструктора.

Как только Степанов-старший получил руководящую должность, он покинул завод. По словам сына, тогдашнее руководство пыталось вовлечь его отца в коррупционные истории. Сергей тоже не был в восторге от работы на госпредприятиях из-за невозможности себя проявить.

 qhiqhuiqtkiqzdant

Николай Степанов

После начала войны в Донбассе контракт с Конго аннулировали, а Т-64 передали "Азову". Николай и Сергей уволились с государственного завода и двинулись за своими танками в цех "Арей". Так семьи Степановых и Зварычей нашли друг друга.

Мастерская "Арей" располагалась на обанкротившемся и заброшенном машиностроительном заводе "АТЕК". Там же размещался и тренировочный лагерь добровольцев. Помещение и инфраструктура завода по железной дороге идеально подходили для обустройства танкового завода.

Сергей Степанов

Николай Степанов сразу принял управление предприятием. Он мечтал построить на "АТЭК" современное танковое производство, имел для этого знания и авторитет в отрасли. В его послужном списке – 45 лет работы конструктором, десятки разработок бронетехники, в частности, модернизация танков Т-64, Т-72 и выпуск первой серийной партии БМ "Оплот".

БМ "Оплот"

Строительство конструкторского бюро (КБ) с нуля выглядело как авантюра, но за Николаем тянулись люди из других танковых заводов: из Житомира, Харькова, Львова. В коллектив подбирали специалистов по электронике, программистов, бывших военных.

Преимущество частной оборонной компании было в отсутствии политических надстроек типа "Укроборонпрома". Конструкторы не сталкивались с бюрократией, коррупцией, общались с военными и готовили машины по их отзывам.

"Я никогда так быстро не переходил от технического задания к работе над объектом. У нас все просто: наш заказчик и наш техконтроль – это бойцы нашего полка", – щеголял новым местом работы Николай Степанов.

Одна из разработок группы – тяжелая боевая машина "Азовец", предназначенная для городских боев. В 2015 году ее официально представил Министр внутренних дел Арсен Аваков. Конечно, машина была очень сырая. До серийного производства не дошло, но работа продолжалась.

Степановы с командой на машине "Азовец"

Коллектив набирался опыта, цеха "АТЭКа" восстанавливались и обрастали оборудованием. В 2014-2015 годах "Арей" отремонтировал и модернизировал более ста единиц бронетехники.

Новая украинская БМП

Одно дело строить технику из подручных материалов для добровольцев, другое – разработать серийный продукт для регулярной армии. Обычно новые разработки отдавали государственным КБ, однако в Минобороны нашлись люди, поверившие в "Арей".

"К нам присматривались разные чиновники, видели, как кипит работа и кто возглавляет предприятие. Однажды к нам пришел генерал Игорь Павловский и сказал, чтобы мы приехали в Центральный научно-исследовательский институт (ЦНИИ) Вооруженных Сил и представили все разработки", – сказала Светлана Зварыч.

Собралось большое совещание с участием представителей Генштаба и Минобороны. Военные подтвердили, что разработки Степанова нужны армии. Среди них – тяжелая БМП "Азовочка" на базе танка Т-64.

Еще несколько совещаний, презентации, выставки – и "Азовочка" превратилась в опытно-конструкторскую работу (ОКР) по разработке тяжелой БМП, которую финансировало Минобороны. Она получила кодовое название "Вавилон".

Фактически это боевая машина пехоты на базе танка Т-64А. БМП "Вавилон" должна была весить 36 тонн – на 10 тонн больше Bradley. Таких тяжелых БМП в мире немного. По словам Степанова-младшего, ближайший аналог – 60-тонные израильские БМП "Намер", предназначенные для максимальной защиты экипажа.

БМП "Намер"

Идея взять за основу Т-64А связана с простотой ремонта и производства. В Украине много таких танков и инженеры умеют их обслуживать. "Вавилон" должна была быть машиной переходного периода, пока страна не найдет другое базовое шасси для своей бронетехники.

Собственно, на Т-64 вся советщина и кончается. Другое оборудование должно было быть либо осовремененным, либо заново разработанным. К примеру, "Вавилон" планировали оснастить единым цифровым комплексом управления, благодаря которому военные могли бы контролировать все показатели и датчики и обмениваться данными с подразделением. Только разработка программного обеспечения и контролеров для машины обошлась в десятки миллионов гривен.

Макет корпуса "Вавилона"

Двигаться БМП должна была на дизельном топливе и электричестве. Максимальная мощность 1080 л.с. достигается, когда немецкий двигатель TCD16.0V8 работает вместе с электрическим.

"Противник обычно пытается поразить двигатель или систему охлаждения. Гибридный привод позволяет машине на электричестве покинуть поле боя даже если основной двигатель выйдет из строя. К тому же основной мотор достаточно шумный, поэтому электрический привод позволил бы быть незаметнее", – отметил Сергей Степанов.

Технологию бронирования машины должны были разработать с нуля и она была лучше стандартной динамической защиты. "Если Bradley может защитить экипаж от крупнокалиберного пулемета, то "Вавилон" – от танкового выстрела", – объяснил Степанов-младший.

Для сварки брони "Арей" приобрел современную германскую установку, которую компания-производитель отказывалась экспортировать до 2018 года. По словам Сергея, именно такие инструменты использовал концерн Rheinmetall для сварки брони танков Leopard.

Забегая вперед, конструкторам удалось достичь необходимого уровня защиты. На испытаниях макет выдержал попадание 125 миллиметрового боеприпаса с 500 метров.

Макет корпуса с дополнительной защитой после испытаний

"Вавилон" должен был стоить до 1,8 млн долл., что значительно меньше иностранных аналогов. Такая стоимость объясняется тем, что машину вместе с компонентами планировали производить в Украине. Около 75% деталей БМП должны были производить в стране, а остальные 25% составляла импортная электроника.

Инновационные разработки "Арея" могли вылиться не только в разработку БМП, но и освежить другие модели украинской бронетехники. Однако для реализации планов нужно было пройти семь кругов бюрократического ада.

Кто разрушил "Вавилон"

Проблемы компании "Арей" начались после открытия ОКР "Вавилон". 21 октября 2016 на "АТЕК" и в танковые цеха ворвались неизвестные, выгнали охранников и перекрыли проходную. С этого момента инженеры на завод не возвращались.

Объяснить коротко, что произошло в ту ночь, невозможно. Три десятка гектаров киевской земли возле станции метро и тысячи тонн металлолома привлекают многих дельцов. Конфликт между обанкротившимися владельцами, "инвесторами", арендаторами цехов и "Азовом" за "АТЭК" – тема для отдельной статьи.

Результат "разборок" – в разгар войны танковых конструкторов выбросили на улицу. Оборудование на миллионы гривен осталось внутри. Чтобы сохранить шансы на возврат имущества, "Арей" попросил СБУ "опломбировать" 19-й и 60-й цеха, где велась разработка бронетехники.

Понимая, что из-за действий рейдеров разработка отечественной БМП может быть сорвана, за "ареевцев" вступилось командование войск. В распоряжении ЭП есть письмо от 2017 года, в котором тогдашний начальник Генштаба Виктор Муженко просит экс-председателя СБУ Василия Грицака разблокировать цеха "Арея", потому что это может помешать обороноспособности государства.

Военных никто не послушал. При молчаливом согласии силовиков на "АТЭК" начали сносить цеха под застройку. По словам Светланы Зварыч, было разворовано 246 станков, а отремонтированные краны у железной дороги и трансформаторные будки – снесли.

Что осталось от 19-го цеха

На этом история не завершилась. "Арей" смог собраться и продолжить работу. Руку помощи протянули военные. Они приютили коллектив в небольшом цехе 482 конструкторско-технологического центра ВСУ, а через пол года команда взяла в аренду помещение в Василькове, докупила оборудование и возобновила разработку.

Из-за потери "АТЭК" планы изменились. Разработку технического проекта и конструкторскую документацию "Арей" планировала выполнить в арендованных цехах, а изготовление опытного образца, испытание и серийное производство обустроить на Киевском бронетанковом заводе (КБТЗ).

"Мы хотели работать как конструкторское бюро. Это должен был быть отличный пример частно-государственного партнерства", – отметила Зварыч. Чтобы начать разработку, ЦНИИ должен был предоставить "Арею" техническое задание. Правда, никто никуда не торопился. Этот документ конструкторам пришлось ждать более двух лет, поэтому работы начались в конце 2018 года.

"Именно техническая задача разрабатывается быстро, однако согласование по тактико-техническим требованиям действительно длится достаточно долго", – объяснил ЭП руководитель ЦНИИ генерал Игорь Чепков.

По словам Сергея Степанова, кроме долгого ожидания, техническая задача содержала кучу ошибок, в том числе десятки утративших силу ГОСТов, нереалистические условия поворота машины, отсутствие требований к программному обеспечению. Вишенкой на торте стало требование оснастить БМП динамической защитой ХСЧКВ.

Последнее выглядит как минимум странным. По государственному стандарту в технической задаче должны быть прописаны главные цели, характеристики и показатели, а не конкретная продукция.

Чертеж "Вавилона"

В "Арее" жалуются, что в ходе разработки Чепков настаивал, чтобы на машину установили защиту именно ХСЧКВ, а впоследствии это стало одной из ключевых точек конфликта между производителем и заказчиком.

Генерал Чепков является одним из разработчиков защиты ХСЧКИ. Правда, по словам директора юридической фирмы Crane IP Ивана Никитченко, его патенты потеряли силу в 2004 году.

Время потеряли, но проблему с техническим заданием решили: его скорректировали по просьбе производителя. Хотя, по словам Зварыча, ЦНИИ отказался менять броню, поэтому ХСЧКВ в проекте пришлось оставить. "Арей" надеялся впоследствии самостоятельно разработать более крепкую броню и предложить ее как основную.

Ко второму этапу разработки (создание конструкторской документации) чиновники снова не торопились переходить. Изменения в техническом задании рассматривали шесть месяцев.

В настоящее время предприятие не получало финансирования и простаивало. Как результат – убытки 3 млн грн. "Увольнять людей нельзя было, потому что тогда придут военные представители и скажут, что мы не способны выполнить работу", – объясняет Сергей Степанов.

В сентябре 2019 года второй этап проекта "Вавилон" начали, но после этого начали происходить странные вещи. Через три недели на завод внепланово пришли военные представители, которые должны были проверить способность выполнить контракт. Вывод был положительным.

Еще через два месяца руководство "Арея" вызвали на заседание Комитета безопасности Верховной Рады. Депутатам почему-то поставили на рассмотрение вопрос передачи проекта ОКР "Вавилон" одному из харьковских госпредприятий.

"Первый заместитель председателя комитета Михаил Забродский задавал жесткие и конструктивные вопросы. Мы смогли на все ответить и подтвердить документально. В итоге комитет встал на нашу сторону и оставил разработку нам", – передает результаты заседания Светлана Зварыч.

Еще через несколько дней на предприятие снова пришла внеплановая проверка, уже под руководством Чепкова. ЭП ознакомилась с финальным актом комиссии, он тоже не содержал негативных выводов.

Однако через десять дней Чепков направил письмо в Миноборону, в котором жаловался, что "Арей" якобы не принял решение об изготовлении опытного образца, так что после второго этапа разработки компания может отказаться от проекта.

На самом же деле от дальнейших этапов никто отказываться не собирался. По словам Зварыча, этого нельзя было сделать даже по контракту, иначе – уголовная статья. Изготовить опытный образец "Арей" планировал на мощностях КБТЗ, о чем свидетельствует их договор о партнерстве. Более того, в актах предварительных проверок указывалось, что никаких проблем с выполнением работ и способностью вообще нет.

Однако на основании письма Чепкова Минобороны принимает решение в 2019 году "придержать" выплату аванса 26 млн грн. Для "Арея" это в очередной раз означало большие финансовые проблемы. Только на этот раз запас крепости истощался: зарплаты задерживали и специалисты начали расходиться.

Аванс "Арею" выплатили через полгода. Несмотря на это, команда взяла себя в руки и завершила второй этап: 22 тыс. листов конструкторской документации, макет машины и испытание новой защиты.

Впоследствии на предприятие снова пришла проверка военных. В их выводе отмечалось, что второй этап выполнен в срок, в полном объеме и с соблюдением ориентировочной цены работ. Более того, "Арей" имеет опыт, персонал и техническую базу для выполнения третьего этапа на КБТЗ, как планировалось изначально.

Будто игнорируя очередное положительное заключение проверки, Минобороны предложило конструкторам перенести производство опытного образца в Харьков – на завод Малышева. Причина – "Арей" якобы не обладает мощностями для изготовления опытного образца.

На тот момент на КБТО уже готовились цеха для изготовления опытного образца "Вавилона" и были подписаны все необходимые соглашения. По словам Зварыч, несмотря на это Минобороны все равно настаивало на перенесении производства в Харьков. "Арей" на это не согласился, ведь уже набрал сотрудников в Киеве.

В результате финансирование третьего этапа не началось. "Арей" снова остался без денег до конца 2021 года, пока не закончился основной контракт. Ущерб составил 28 млн грн и их никто не компенсировал, ведь в контрактах не закладывают ответственность заказчика за срыв финансирования.

За это время конструкторы разработали уникальное программное обеспечение, оптико-электронные устройства, энергоагрегат, но все впустую. История вылилась в закономерный и символический финал.

Программу ОКР "Вавилон" в Минобороны закрыли за два дня до большого вторжения России – 22 февраля 2022 года. По данным внутреннего аудита Минобороны, с результатами которого ознакомилась ЭП, данное решение принималось без учета позиции Командования сухопутных сил ВСУ.

Продолжать работу никто не собирался. Минобороны просто не забрало конструкторскую документацию и макеты, на которые потратило 50 млн грн налогоплательщиков. По словам Зварыч, это имущество по закону принадлежит Минобороны. После завершения контракта "Арей" не имел права ставить себе на баланс техническую документацию и макеты, поэтому не раз просил их забрать. Но этого не сделали.

ЭП обратилась за объяснениями к тогдашнему главе департамента военно-технической политики Минобороны Владиславу Шостаку, однако тот на вопрос не ответил.

В начале 2022 года "Арей" частично отвез имущество в арендуемое помещение в Харькове. 16 апреля туда попал российский снаряд и уничтожил 22 тыс. страниц конструкторской документации на БМП. К счастью, макеты остались в другом месте и уцелели.

Весной 2023 года Минобороны провело внутренний аудит по ОКР "Вавилон" и упомянуло в нем утраченное имущество. Он подтвердил, что ведомство не приняло материальные ценности, принадлежащие министерству. Согласно фрагменту одного из внутренних документов, попавшего в ЭП, по результатам этого аудита осенью 2023 года прокуратура начала досудебное расследование по статье 367 УКУ (служебная халатность).

Кто являются фигурантами расследования, ЭП узнать не удалось. По словам Зварыч, ответственным за ОКР "Вавилон" является тогдашний глава департамента военно-технической политики Владислав Шостак и куратор проекта Валентин Снисаренко.

Сейчас семья Степановых помогает ВСУ ремонтировать бронетехнику. Николаю уже 74 года, однако он все еще делает свое дело и работает руками. После провала ОКР "Вавилон" команда конструкторов разбежалась по разным предприятиям. На "АТЭК" вместо танкового завода – выжженная земля. Участок все еще переходит от одной компании-прокладки к другой.

Сухопутные силы сейчас, как никогда, нуждаются в БМП. С запасов снимают старые советские машины, а власти просят партнеров присылать больше Bradley и Marder, которых всегда не хватает. Партнеры же указывают, что в дефиците бронетехники есть и вина Украины.

"Вы могли бы делать боевые машины пехоты, причем гораздо лучше Bradley. У вас были для этого технологии, но вы этого тоже не делали", – говорил в интервью украинским СМИ американский военный аналитик Филипп Карбер, будто намекая на историю "Вавилона".

Украинские оборонные предприятия в отсутствие отечественных БМП подумывают о локализации западных ASCOD и CV90.

В Минобороны провал разработки БМП "Вавилон" вроде бы и не заметили. Причастные к этому проекту чиновники не наказаны.

Ситуация с ОКР "Вавилон" в целом характеризует работу опытно-конструкторских программ Минобороны, никогда не славившихся эффективностью. С 2022 года ведомство ежегодно выделяет на программы ОКР 3 млрд грн.

Осенью 2023 года прокуратура начала расследование в отношении должностных лиц Минобороны, не забравших техническую документацию и макеты на БМП. Уже через два месяца на почту "Арея" от Минобороны пришел иск "об истребовании имущества из чужого незаконного владения". Похоже, ведомство начало юридическое контрнаступление. Причина для подачи иска – макеты БМП "Вавилон" ржавеют на одном из бронетанковых предприятий.

Конструкторская документация уничтожена, но "Арей" заявляет, что может ее восстановить, ведь у них сохранились электронные копии. Степанов убеждает, что готов снова собрать команду и довести разработку до конца.

Уже в 2024 году в Минобороны снова собралось совещание. Представители "Арея", военные и Минобороны обсуждали возможность обновления ОКР "Вавилон". Однако, по словам Степанова, конструктива на совещании было мало.

Результат этой долгой истории пока таков: у Украины нет и еще долго не будет собственной БМП.


Теги: МіноборониМинобороныЗварыч СветланаМуженко ВікторМуженко ВикторАрейТ-64БМП Намертанк АзовецБМ ОплотАТЕКСтепанов СергейСтепанов МиколаСтепанов НиколайБатальон АзовБатальйон АзовЗварыч РоманБМП ВавилонЗСУВСУОПКВПКНапад Росії на УкраїнуВойнаВійнаБроневик Bradley

Дата и время 23 января 2024 г., 12:30     Просмотров Просмотров: 3179
Комментарии Комментарии: 0


Комментарии:

comments powered by Disqus

’‚Ћђ€ §‘’Ћђ§ћ з Ђ‡Ћ‚ЋЊ

loading...
Загрузка...

Наши опросы

Когда, по-вашему, возможно окончание войны в Украине?








Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.11549