АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал
МОВАЯЗЫКLANG
Киев: 14°C
Харьков: 11°C
Днепр: 13°C
Одесса: 17°C
Чернигов: 15°C
Сумы: 11°C
Львов: 16°C
Ужгород: 15°C
Луцк: 16°C
Ровно: 16°C

Открыть небо над Украиной: Возможно ли возобновить авиасообщение до окончания войны

Читати українською
Открыть небо над Украиной: Возможно ли возобновить авиасообщение до окончания войны
Открыть небо над Украиной: Возможно ли возобновить авиасообщение до окончания войны

В начале полномасштабной войны авиасообщение с Украиной было приостановлено на неопределенный срок. Перед второй годовщиной активных боевых действий среди украинских властей все чаще стали звучать идеи о возобновлении полетов, однако гарантий никто давать не спешит.

"Бизнес Цензор" разбирался, насколько реален возврат Украины в пассажирское авиационное пространство.

Обещания и надежды

18 января на панельной дискуссии в Украинском доме в Давосе заместитель главы Офиса Президента Украины Ростислав Шурма заявил, что Украина интенсивно работает над возобновлением авиасообщения из Киева и Львова. Одной из ключевых причин Шурма назвал контакты с инвесторами и бизнесменами, желающими приобщиться к проектам в Украине.

"Если инвесторы и бизнесмены не смогут комфортно и быстро добираться до нужных им мест, они не придут и ничего не сделают", – констатировал замглавы ОП.

При этом он добавил, что сейчас рассматриваются варианты открытия аэропортов и в Киеве и во Львове, однако основной фокус направлен именно на столицу Украины – то есть на международный аэропорт "Борисполь".

Сроки реализации таких амбициозных планов Шурма не назвал, но сказал, что уже есть внутренняя "дорожная карта" и график, хотя доля "домашней работы" не превышает 20%. В целом возможность возобновления авиасообщения в Украине больше зависит от решений международных партнеров, независимых регуляторов и страховых компаний.

Не менее важно, по словам Шурмы, получение одобрения европейского регулятора IATA и поиск надежных страховых механизмов, чтобы лизингодатели смогли без опасений предоставлять воздушные суда.

"И здесь перед нами стоит та же задача: создать правильные инструменты риска, чтобы авиакомпании могли летать в Киев, который мы планируем открыть", – сказал Шурма.

Такую уверенность он объяснил, в частности, тесным сотрудничеством украинских властей с коллегами из Израиля, поскольку те могут помочь Украине изучить опыт организации физической безопасности полетов.

"Мы абсолютно уверены, что нам это удастся", – заверил замглавы ОП.

В то же время, советник главы Офиса президента Михаил Подоляк лишь месяцем ранее, в начале декабря прошлого года, не выражал такого оптимизма: тогда он назвал возобновление полетов из аэропорта "Борисполь" недостижимой целью.

Подоляк объяснил это тем, что, прежде всего, необходимо, чтобы интенсивность воздушного террора со стороны России снизилась, чего сейчас не наблюдается, и пока Украине не удастся решить вопрос с безопасностью, об открытии неба для воздушных перевозок говорить сложно.

Готовность аэропортов

Тем временем главные воздушные ворота Украины – аэропорт "Борисполь" – теоретически готовы к возобновлению полетов.

Генеральный директор "Борисполя" Алексей Дубревский еще в октябре прошлого года рассказал, что аэропорт уже готовится к послевоенной жизни. Так, аэропорт сохранил большинство своего персонала и заключил соглашения с авиакомпаниями.

"Мы не хотим тратить один-два года на размышления: "Что мы будем делать после войны?". Мы предпринимаем все необходимые действия, чтобы получить рейсы как можно скорее. Нам удалось устранить все повреждения. Мы готовы начать работу в кратчайшие сроки", – сказал он.

Сразу после вторжения аэропорт заблокировал взлетно-посадочные полосы, выключил навигационные системы, эвакуировал горючее и переставил самолеты, когда военные силы захватили контроль, но он также сохранил свой персонал, выплачивая им две трети зарплаты и рабочие дни, чтобы подтвердить, что все сертификаты актуальны.

Так, в конце декабря Кабинет Министров выделил из резервного фонда госбюджета госпредприятию "Международный аэропорт "Борисполь" 51,7 млн грн на выплату заработных плат.

Содержание работников и электроэнергия обходится аэропорту в 3,2 млн евро в месяц, а на восстановление инфраструктуры, поврежденной двумя российскими атаками в начале полномасштабного вторжения России, было израсходовано 1,8 млн евро.

В июне 2023 года начальник Львовской ОВА Максим Козицкий заявил о том, что международный аэропорт "Львов" имени Даниила Галицкого может возобновить свою деятельность как гуманитарный коридор, а еще за год до того, в сентябре 2022 года, министр инфраструктуры Александр Кубраков сказал, что первым для открытия среди украинских аэропортов рассматривается именно аэропорт Львова.

"Первым аэропортом мы рассматриваем Львовский аэропорт. Я надеюсь, что, как это было с Черноморской зерновой инициативой, когда мы получим гарантированную безопасность, гарантии, прежде всего, от международных партнеров, от ООН, мы начнем, я надеюсь", – поделился мнениями Кубраков.

Однако пока аэропорт "Львов" только эвакуировал три гражданских самолета, которые оставались там с момента закрытия авиационного пространства.

Первая эвакуация воздушного судна из Львова произошла 2 апреля 2022 года, когда пилоты перегнали региональный самолет ATR 72 "Розы ветров" в Варшаву. Через полгода, 13 сентября, лоукостер Wizz Air смог эвакуировать из Львова в Катовице авиалайнер Airbus A320 с регистрацией HA-LWS. И уже 1 июня 2023 года третий гражданский самолет покинул аэропорт "Львов" – авиалайнер Airbus A330-300 с мальтийской регистрацией 9H-SME вылетел из Львова и приземлился в Варшаве.

Еще одна воздушная гавань, заявлявшая о скором возобновлении полетов – аэропорт "Ужгород".

В июле 2022 года в Закарпатском облсовете были уверены, что через месяц-другой из аэропорта будет запущено пассажирское сообщение, однако впоследствии глава Закарпатской облгосадминистрации Виктор Никита опроверг такие заявления.

"Сегодня аэропорт не готов принимать или отправлять гражданские рейсы на территорию Европейского Союза; аэропорт не имеет соответствующих разрешительных документов на начало работы; небо над Украиной закрыто, равно как и закрыты все аэропорты", – подчеркнул Никита.

Аэропорт также не имел подписанных документов с ЕС о возможности запуска регулярных рейсов на территорию Евросоюза, а светосигнальная система, взлетная полоса и другие элементы инфраструктуры аэропорта не были готовы к полетам.

Через год, в августе 2023 года, позиция властей Закарпатья не изменилась: об открытии аэропорта "Ужгород" до конца войны не может быть и речи, поскольку безопасность гражданских выше бизнес-интересов перевозчика, а аргументы о том, что аэродром находится вплотную к границе со страной НАТО – призрачные.

"О возобновлении работы аэропорта "Ужгород" – этот вопрос возникает время от времени. Но пока идет война, об этом речь не идет. У нас война по всей стране, хотя Закарпатье – тыловой регион, но это не значит, что здесь нет опасности. Поэтому подвергать опасности жизни гражданских призрачными аргументами, что, мол, аэродром в Ужгороде находится под границей страны НАТО Словакии, мы не имеем права. Безопасность граждан здесь выше, чем коммерческие интересы перевозчика", – подчеркнули в Закарпатской ОВА.

Здесь следует напомнить, что международный аэропорт "Ужгород" расположен в горной местности таким образом, что порог взлетно-посадочной полосы расположен в нескольких сотнях метров от украинско-словацкой границы. Поэтому для осуществления посадок на этом аэродроме используется воздушное пространство Словакии.

Однако "Ужгород" не работает фактически с 2016 года, не считая короткого периода возобновления перелетов в 2019 году и полугодовой работы авиакомпании "Роза ветров" в 2021-2022 годах, которая обеспечивала единый регулярный рейс сообщением Киев – Ужгород – Киев.

Готовность авиакомпаний

Что касается авиакомпаний, то уже не один перевозчик заявил о намерениях возобновить полеты из/в Украину так быстро, насколько разрешит ситуация с безопасностью.

Украинская авиакомпания SkyUp готова первой вернуться в небо, как только оно откроется для гражданской авиации. Так, первые рейсы перевозчик может запустить в течение нескольких дней после возобновления авиасообщения, однако на полноценный перезапуск деятельности в компании закладывают не менее нескольких месяцев.

В то же время в SkyUp сохраняется и команда, и флот, а также внедряются новые технологии по безопасности полетов.

"Вопросами построения действующей системы безопасности полетов занимается глобальная экосистема, включающая мировые и региональные компетентные организации. Если говорить о запуске работы гражданской авиации до завершения войны, то очевидно, что первоочередное разрешение должно быть от Вооруженных Сил", – подчеркнули в SkyUp.

Соответствующую оценку для выполнения полетов должны дать также EASA – Европейское агентство по безопасности полетов – или компетентные органы соответствующих стран-операторов, откуда авиакомпании собираются летать в Украину. Так же важна готовность международных страховых компаний к сотрудничеству, поскольку, если самолеты во флоте не собственные, а взятые в лизинг, то нужно разрешение лизингодателей, предоставляющих авиасуда для осуществления операционной деятельности.

Что же касается флота SkyUp, то в авиакомпании отметили, что с начала полномасштабного вторжения там отошли от традиционной концепции базирования флота в каком-то конкретном аэропорту.

"Сейчас наши самолеты и экипажи работают по всему миру и перемещаются по маршрутам, по которым выполняют рейсы. Даже при условии возобновления авиасообщения с Украиной (до окончания войны, – ред.) мы планируем продолжить работать с теми векторами, которые имеем сейчас за границей. То есть выполнять рейсы по АСМИ-контрактам и чартерным заказам", – объяснили в авиаперевозчике.

О конкретных украинских аэропортах, так же, как и об общих планах по возобновлению полетов, в SkyUp не сказали. Причиной призрачного планирования является безопасность – вернее, ее отсутствие – на всей территории Украины.

Другая авиакомпания – ирландская Ryanair – допускала возвращение в Украину еще до конца 2023 года.

"Рассматриваем два плана: один, когда война закончится и все откроется за один или два дня. И второй, вероятнее всего, согласно которому мы можем запланировать небольшое количество рейсов уже в конце этого года", – говорил исполнительный директор авиакомпании Майкл О’Лири летом прошлого года.

Он привел пример опыта Израиля, где авиация продолжает работать.

"Самолеты садятся каждый день в Тель-Авиве, который находится всего в 10 минутах езды от Западного берега, откуда запускают ракеты. Было определено, что летать безопасно и они (местные власти, – ред.) смогут защитить самолет. Поэтому я не вижу причин, почему мы не можем вернуть рейсы в Украину", – отметил О’Лири.

Впрочем, он также акцентировал внимание на вопросах безопасности – если Украине не удастся убедить EASA и страховые компании, что выполнять ограниченное количество рейсов в Киев и Львов безопасно, то возобновить полеты компания не сможет.

До этого Ryanair сообщала о готовности вложить $3 млрд в возобновление полетов из Украины после завершения войны.

Еще одно заявление летом 2023 прозвучало от украинского авиаперевозчика Air Ocean Airlines.

По словам директора компании Вячеслава Гериги, Air Ocean Airlines могла бы запустить полеты из аэропорта "Ужгород", если это будет признано безопасным.

Если аэропорт "Ужгород" не откроют для выполнения рейсов с пассажирами – чего до сих пор не случилось и не планируется, – Air Ocean Airlines готова работать за границей на условиях мокрого лизинга – сдавать самолеты вместе с экипажами в аренду другим авиаперевозчикам.

Символическое значение

В декабре прошлого года Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что возобновление работы аэропорта "Борисполь" будет иметь важное символическое и экономическое значение.

"Это серьезная очень операция, скажу вам честно. Открытие "Борисполя" – это победа украинского ПВО. Это будет говорить о том, что Украина побеждает, это очень серьезно. Это мощный экономический шаг тоже. Скажу откровенно, мы задаем такой вопрос нашим коллегам, и знаем, что нам нужно", – сказал Зеленский.

Автор: Галина Яловец


Теги: Аэропорт Бориспольаеропорт БориспільМіжнародний аеропорт УжгородМеждународный аэропорт УжгородАэропорт УжгородАэропорт ЛьвовАеропорт ЛьвівSkyUp AirlinesSkyUpRyanAirAir Ocean Airlines

Дата и время 05 февраля 2024 г., 11:00     Просмотров Просмотров: 2665
Комментарии Комментарии: 0


Комментарии:

comments powered by Disqus

’‚Ћђ€ §‘’Ћђ§ћ з Ђ‡Ћ‚ЋЊ

10 жовтня 2024 г.
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Когда, по-вашему, возможно окончание войны в Украине?








Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
3.473447