Как изменится жизнь украинцев за границей после прекращения предоставления консульских услуг мужчинам

Как изменится жизнь украинцев за границей после прекращения предоставления консульских услуг мужчинам
Какие реакции на Закон о мобилизации и решении МИД Украины о приостановлении предоставления консульских услуг мужчинам призывного возраста?
Беседа журналистов издания " Новая Поща " с экспертом по вопросам легализации, координатором Центра поддержки Украинского дома в Варшаве Оксаной Пестриковой.
Мария Шагури: Ваш центр консультирует тысячи украинцев в Польше. Какие реакции на Закон о мобилизации и решении МИД Украины о приостановлении предоставления консульских услуг мужчинам призывного возраста?
Оксана Пестрикова: На самом деле этого закона ожидали, о нем много говорили — и в Украине, и здесь, в Польше. Однако никто не надеялся, что внезапно и без разъяснений прекратится выдача паспортов и предоставление консульских услуг. Пожалуй, именно это вызывает панику, потому что ограничения есть, но как все будет действовать, непонятно.
МШ: Какова будет ситуация украинского гражданина, у которого истекает срок действия загранпаспорта и не планирует возвращаться домой? Его могут депортировать из Польши или других стран ЕС в Украину?
ОП: В Польше действует закон о временной помощи гражданам Украины, Закон о помощи гражданам Украины в связи с вооруженным конфликтом вступил в силу 12 марта 2022 года. который дает возможность не начинать процесс их возвращения, пока идет война. Отсутствие действительного паспорта может вызвать много проблем иностранцу, например, при трудоустройстве, легализации, в частности, при процедуре получения карты временного или постоянного пребывания. Без действительного паспорта это невозможно.
МШ: Человек не находится за пределами закона, а как на грани?
ОП: В нынешних условиях да.
МШ: Может ли гражданин Украины с просроченным паспортом передвигаться по странам ЕС?
ОП: Нет. Физических границ в зоне Шенгена нет, но правила передвижения предусматривают наличие действительного паспорта и документа, дающего право путешествовать. Для украинских граждан достаточно иметь действительный биометрический паспорт. Но, например, если человек имеет действующую карту избитую, но не имеет действующего загранпаспорта, то путешествовать не сможет.
МШ: А что легализует иностранца в Польше?
ОП: Сразу скажу, что PESEL PESEL (Powszechny Elektroniczny System Ewidencji Ludności) – идентификационный номер общей системы электронного учета населения. не является легализационным документом. Если у человека есть PESEL со статусом «укр» , это значит, что он его получил, спасаясь от войны, и с его помощью он может оформить электронный документ «Дія.пл».
И именно «Дія.пл» дает право путешествовать при наличии действительного паспорта. Эта ситуация на 90% касается женщин. Однако если нет никакого другого документа, кроме, например, карты избитой, то карта в отдельных случаях может удостоверять личность. Например, получить посылку на почте человек сможет без проблем, но когда ему потребуется открыть банковский счет, трудоустроиться, путешествовать — здесь возникнут сложности.
МШ: То есть гражданин Украины с просроченным паспортом легально работать не сможет?
ОП: Однозначно нет. Должен быть документ, удостоверяющий личность, и в этой ситуации речь идет о паспорте. В заведении социального страхования могут зарегистрировать на основании PESEL, но всегда потребуют действительный документ, в случае иностранца — паспорт.
МШ: Предусматривает ли польское законодательство выдачу временных документов иностранцам, которые по каким-то причинам не могут продлить свой загранпаспорт на родине?
ОП: Нет. Документы, в том числе паспорт, выдает украинская сторона. Украина не отказывает своим гражданам в выдаче паспорта, но выдвигает конкретные требования. Мужчина, обновивший свои данные в реестре, имеет право и дальше пользоваться консульскими услугами. Если гражданин Украины в Польше будет подавать документы на статус беженца или на статус дополнительной охраны, польское Управление по делам иностранцев будет видеть, что этот человек имеет возможность получить загранпаспорт, поэтому не будет выдавать ему временный документ.
МШ: Или постановление украинского МИД как-то разграничивает мужчин, постоянно проживающих за границей, имеющих вид на жительство (карту побыту), и других?

Оксана Пестрикова. Источник: личный архив
ОП: В последнем разъяснении от МИДа это не различается, но если руководствоваться предыдущими законами, то да, существует категория лиц, имеющих вид на постоянное пребывание в Польше и состоящих на постоянном консульском учете.
Это очень важно, потому что огромное количество граждан Украины считает, что если они уже имеют разрешение на постоянное пребывание (так называемый постоянный избит, избит резидента), то освобождены от обязанности состоять на консульском учете.
Нет, они должны иметь соответствующие украинские документы, в частности, о том, что выписанные с постоянного места жительства в Украине, в их паспорте должна стоять соответствующая печать об этом учете. Только тогда они не числятся военнообязанными. Лица, состоящие на постоянном консульском учете, сняли с военного учета, когда они выезжали из Украины на постоянное место жительства за границу.
Но после изменений, принятых 23 апреля 2024 года, консульства пока никаких документов не принимают — ни от находящихся за границей временно, ни от тех, кто постоянно. Однако со временем эти процедуры будут упорядочены.
МШ: Предусматривает ли постановление МИД, что делать мужчине, потерявшему загранпаспорт? У него тоже не примут документы.
ОП: Он должен обновить свои данные в реестре военного учета и с этой целью тогда обращаться в госпредприятие "Документ" или консульство.
МШ: Международное право запрещает депортацию беженцев в страну, где им грозит опасность, где идет война. Украинские мужчины за границей подпадают под эту норму?
ОП: Интересный вопрос. Здесь важно понимать, кем является беженец. Очень мало граждан Украины имеют этот статус официально. Наши граждане, пересекавшие границу после полномасштабного вторжения, де-факто беженцы, но де-юре у них нет этого статуса. Их пребывание регулируется законом, о котором я раньше упоминала.
Так что если гражданин Украины подаст заявление на получение статуса беженца, то инспектор, который будет рассматривать его ситуацию, вероятнее всего, откажет в предоставлении этого статуса, но предоставит статус дополнительной охраны. Правда, документ об этом статусе не замещает паспорт. А вот документ о статусе беженца предусматривает: человек получает Женевский паспорт, с которым может путешествовать, ему не нужно ходатайствовать о получении паспорта своей страны.
МШ: Как паре украинцев в Польше, которая хочет жениться, получить нужные для этого документы? В случае, если у мужчины нет документов по ТЦК, и если у него есть.
ОП: Без действительного паспорта никак. А если у мужчины есть документы по ТЦК , то мы тоже пока не знаем, как будет происходить процедура актуализации информации. Например, если человек позвонит по телефону в ТЦК по его месту жительства и обновит информацию о себе, то как он имеет право пользоваться консульскими услугами за рубежом? И таких организационных вопросов множество. Разъяснений нет, МИД говорит одно: «Ожидайте».
МШ: Когда эти разъяснения могут появиться?
ОП: 16 мая вступает в силу закон, у украинцев будет 60 дней для обновления данных. Потому, надеемся, до 16 мая эти процедуры подробно пропишут. В самом МИД отмечают, что процедура актуализации информации призвана навести порядок, помочь узнать, сколько граждан Украины где проживает. Часто граждане Украины проживают на территории другого государства и при этом не состоят на временном консульском учете. Так что человек прописан в Украине, но фактически его там нет и государство не знает, где находится его гражданин.
МШ: Предоставляются ли консульские услуги мужчинам, которые после полномасштабного вторжения обновили свои данные в ТЦК или решением ВВК исключены из военного учета и на законных основаниях выехали из Украины?
ОП: Тоже пока неизвестно. В постановлении указано: «Все мужчины призывного возраста, от 18 до 60 лет, находящиеся за границей». Поэтому пока без разграничений, но, надеемся, они скоро будут.
МШ: Иностранцы в Польше обязаны изменить свои водительские права на польские. Если они этого не сделают, их права станут недействительными. Повлияет ли приостановка предоставления консульских услуг на это?
ОП: Пока неизвестно. Если человек обращается, например, в отдел коммуникации в Варшаве и хочет изменить права, отдел передает информацию в украинское консульство, а там проверяют, действительно ли эти права существуют. То есть в этом случае в консульство будет обращаться польское учреждение, а не непосредственно гражданин Украины.
МШ: Все эти нововведения касаются мужчин призывного возраста, а как с женщинами? Будут ли им оказывать услуги?
ОП: Прекращение предоставления услуг пока касается только мужчин. В случае женщин и детей проблем не должно быть. Но не факт, что это не изменится. Ждем разъяснений.
МШ: В соцсетях очень актуален вопрос, будут ли украинцам за рубежом вручать повестки.
ОП: Пока для этого не предусмотрены никакие процедуры. Именно МИД отмечает, что целью обновления данных является не вручение повесток, а наведение порядка. Впрочем, уверенности, что это не изменится, нет.
МШ: Насколько я понимаю, цель власти – вернуть мужчин домой, мобилизовать их. Как вы думаете, насколько изменения, о которых мы говорим, действенны? Насколько благодаря им находящиеся за рубежом мужчины призывного возраста будут возвращаться?
ОП: Трудно прогнозировать. Большинство наших посетителей критично относятся к таким изменениям. С другой стороны, мы не знаем, какие будут результаты, кроме официально ожидаемых. Часто тех, кто легально находится за границей, кто выехал до 24 февраля (а в Польше таких большинство), и тех, кто потенциально или реально уклоняется, трактуют одинаково, чешут всех под одну гребенку.
Украинские граждане за границей ничего не нарушают. Вот, например, мужчина, который не планирует уклоняться, хочет обновить свои данные — он едет в Украину, приводит в порядок документы в ТЦК, не попадает в армию, но уже не может вернуться обратно в Польшу.
Он потеряет там работу, ведь украинское законодательство не влияет на сохранение украинскому гражданину в Польше рабочего места. Оказавшись без работы в Украине, он не сможет содержать семью, которая, например, осталась в Польше. Такая неуверенность пугает. Отсутствие ответов на многие вопросы в целом вызывает неоднозначное отношение к этому закону.
Теги: Пестрикова ОксанаДП ДокументГП ДокументКонсульствоУкраїнціУкраинцыбеженцыБіженціМЗС УкраїниМИД Украины
Комментарии:
comments powered by DisqusЗагрузка...
Наши опросы
Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
