АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал
МОВАЯЗЫКLANG
Киев: 8°C
Харьков: 8°C
Днепр: 8°C
Одесса: 8°C
Чернигов: 9°C
Сумы: 8°C
Львов: 4°C
Ужгород: 8°C
Луцк: 4°C
Ровно: 3°C

Как привлечь российских оккупантов к ответственности за экоцид в Украине

Читати українською
Как привлечь российских оккупантов к ответственности за экоцид в Украине
Как привлечь российских оккупантов к ответственности за экоцид в Украине

Возможно ли наказать Россию за экоцид и заставить ее возместить нанесенный природе ущерб? В рамках проекта #StopEcocideUkraine разбираемся, как в этом помогут законы и международные нормы; что следует изменить и что политики уже делают на этом пути.

Более 26 тысяч человек подписали петицию от UAnimals в Организацию Объединенных Наций и Европейский парламент «Остановите экоцид в Украине: накажите Россию за экологические преступления». Александр Тодорчук, основатель UAnimals, создал ее еще до того, как россияне совершили самый большой акт экоцида за время полномасштабной войны — разрушили дамбу Каховской гидроэлектростанции.

Сбор подписей в петицию до сих пор продолжается. Однако в украинском праве недостаточно инструментов, чтобы привлечь к ответственности за экоцид целое государство, а в законодательстве Европейского Союза отсутствует даже понятие «экоцид». Какие же законодательные инструменты помогут наказать россия за экопреступления, читайте дальше.

Экоцид в Украине: закон и реальность

В статье 441 Уголовного кодекса Украины читаем, что экоцид — «это массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение других действий, которые могут повлечь за собой экологическую катастрофу». Можно ли утверждать, что по этому определению россияне своими военными действиями совершают экоцид в Украине еще с 2014 года? Для ответа вспомним последствия для украинской природы.

В оккупированном с 2014 года Крыму Россия наносит ущерб окружающей среде, нарушая международное право об управлении оккупированной территорией — прежде всего Женевскую конвенцию о защите гражданского населения во время войны. Государство-оккупант должно сохранять природную среду на захваченных территориях. Россия же национализировала все природные заповедники в Крыму и отменила действие украинских законов, введя собственные. Для некоторых заповедников российские власти прекратили защитный статус, предоставляют доступ к ним посетителям, а еще позволяют вырубать наши леса и развивать инфраструктуру под военные базы.

После полномасштабного вторжения России в Украину в феврале 2022 г. угроза экосистеме увеличилась еще больше. Территория загрязнения Черного моря распространилась на Одесский и Николаевский порты (до полномасштабного вторжения больше всего загрязняли Черное море продукты фармацевтики и пестициды с сельскохозяйственных угодий). Обстрелы инфраструктуры порта Одесса россиянами привели к утечке в воду опасного химического груза и горючего. А из-за минирования моря гибнут популяции дельфинов.

Российская армия также повредила бомбардировками промышленные предприятия «Азовсталь», Авдеевский коксохимический завод, Лисичанский нефтеперерабатывающий завод. Оценить последствия повреждений и нанесенного экосистеме ущерба сейчас невозможно из-за оккупации части территории Украины.

6 июня 2023 года российские войска взорвали дамбу Каховской гидроэлектростанции. Россияне затопили 5 населенных пунктов и более 63 тысяч гектаров леса. Окончательно последствия этой трагедии могут быть установлены после деоккупации пострадавших от подрыва регионов юга Украины. Украина рассматривает эту катастрофу как военное преступление России против Украины и акт экоцида.

Однако народная депутат Украины от партии «Слуга Народа», кандидат биологических наук и эксперт Комитета Совета Европы по защите окружающей среды через уголовное право Юлия Овчинникова в комментарии UAnimals говорит, что для привлечения России к ответственности за экоцид нужны изменения и в национальном, и в международном законодательстве.

«441 статью Уголовного кодекса Украины внедрили в 2001 году – 22 года она неизменна. Существует множество оценочных понятий: массовое уничтожение, отравление атмосферы, экологическая катастрофа. Поэтому нужно осторожно и профессионально пересмотреть национальное законодательство», – объясняет Юлия Овчинникова.

В то же время адвокат София Шутяк считает, что украинское законодательство, в том числе и статья 441 Уголовного кодекса, не поможет привлечь к ответственности Россию как государство — только отдельных российских должностных лиц.

«Для привлечения государств к ответственности следует обращаться к международному праву. Обычно для этого должен быть ряд условий: прежде всего, международно-правовое обязательство между двумя и более государствами. Например, устав ООН обязывает страны не воевать, а мирным способом решать все проблемы. Также должно быть действие или бездействие ответственного государства, нарушающих это обязательство. Россия с 2014 года скрыто, с 2022 года открыто вмешалась в границы Украины и уничтожает граждан Украины — гражданских и военных. И наконец, следствием этого действия должна быть потеря или ущерб. Таких потерь и ущерба в результате войны много», — объясняет София Шутяк.

Президент Владимир Зеленский в речи на саммите G20 в 2022 году заявил о подготовке платформы для оценки нанесенного ущерба экосистеме Украины Россией. Также в «Формуле мира» — украинской инициативе по завершению войны президент говорит об образовании механизмов противодействия экоциду и привлечении к ответственности России за совершение этого преступления. Это может стать масштабным прецедентом для будущих схожих действий в мире.

«Важно, что на международном уровне есть ряд шагов. Первый (и основной) – это 8-й пункт “Формулы мира” – фактическое противодействие экоциду и немедленная защита. Благодаря президенту на эту проблему обратил внимание почти весь мир, и это был настоящий двигатель для дальнейших действий», — объясняет Юлия Овчинникова.

Экоцид в зарубежном праве: от неопределенности к новому видению

В ходе переговорного процесса с Европейским Союзом Украина будет адаптировать свое законодательство под европейские нормы, в частности, касающиеся окружающей среды. Экологическая политика ЕС ориентирована на то, чтобы предотвращать ущерб окружающей среде. Она базируется на общей ответственности, интеграции защиты окружающей среды во все сферы жизни и на принципе, что "платит загрязнитель".

Но понятие "экоцид" не существует в европейском праве. Только в этом году Европарламент принял директиву о криминализации «случаев, подобных экоциду» — действий, которые наносят широкомасштабный, существенный и необратимый или длительный ущерб большим экосистемам, средам существования или качеству воздуха, почвы или воды.

Некоторые европейские страны самостоятельно вводят понятие "экоцид" в свое законодательство. Украина может использовать их разработки для обновления собственного закона об экоциде. По мнению Юлии Овчинниковой, примером для обновления законодательства может послужить бельгийский закон об экоциде. Правительство Бельгии утвердило этот законопроект недавно, в 2023 году. Теперь Бельгия определяет экоцид как «серьезный, широкомасштабный и долгосрочный ущерб окружающей среде, нанесенный незаконными действиями».

Ключевой в бельгийском законе является последняя фраза: «вред окружающей среде, причиненный незаконными действиями». Это означает, что привлечь к ответственности можно не только за ведение войны, но и за любые противозаконные действия, следствием которых стала экологическая катастрофа.

Шотландия начала рассматривать законопроект о криминализации экоцида в 2023 году. Авторы законопроекта предлагают ввести наказание за «серьезные нарушения», то есть за неблагоприятное влияние на человеческую жизнь или природные, культурные или экономические ресурсы. Также важны масштабы распространения вреда, то есть нарушение должно влиять и на другие территории, пересекать государственные границы, от него может страдать целая экосистема или вид.

«Экоцид – это любая деятельность, которая может привести к экологической катастрофе. Поэтому крупные предприятия, бизнес, органы власти противятся [изменениям законодательства]…», — объясняет народная депутат Юлия Овчинникова. По ее словам, необходимо создать такую систему, где уничтожать окружающую среду – вредно для репутации.

Международный фонд Stop Ecocide International также разработал концепт определения экоцида для внесения этого преступления в международное право, в том числе и Римский устав. Именно их определение адаптируют под свое национальное законодательство страны, которые решили криминализировать экоцид. Среди них – Бельгия и Шотландия.

Юлия Овчинникова тоже считает, что Украина должна обратить внимание на концепт, который разработал фонд Stop Ecocide International: «Мы будем адаптировать наше законодательство, поэтому нам нужно единое определение, которое будет в европейских странах. Евросоюз в большинстве своем его принимает. Офис Генпрокурора считает, что это определение близко и для нас».

Возмездие за экоцид: опыт и инструменты влияния

Несмотря на отсутствие понятия «экоцид» в Римском уставе и сложность доказывания этого нарушения, прецеденты в привлечении за преступления против окружающей среды в международном праве уже существуют.

В 1991 году войска под эгидой Организации Объединенных Наций (ООН) освободили Кувейт от оккупации Ирака. Кувейт вместе с другими странами Персидского залива сразу подали иск в Международный суд ООН, чтобы им возместили ущерб от разлива нефти в акваторию залива, когда иракские войска повредили там танкер. В том же году ООН создала Компенсационную комиссию для разработки исков против Ирака, в том числе и за вред природной среде. Комиссия завершила работу в 2005 году. По ее подсчетам, общая сумма компенсации пострадавшим составила более 52 миллиардов долларов.

Деньги пострадавшим выплачивал Компенсационный фонд ООН, получавший процент от экспортных продаж иракской нефти и нефтепродуктов. Последний платеж совершили в январе 2022 года. В феврале того же года ООН распустила комиссию.

Этот случай может послужить примером для Украины, считают в общественной организации «Экология. Право. Человек».

«…Украина должна обратиться в ООН и Совет Безопасности по поводу принятия соответствующих резолюций с осуждением вооруженной агрессии РФ против Украины и создания вспомогательного органа для возмещения ущерба, нанесенного Украине. Украина также должна добиваться создания специального фонда для выплаты компенсаций государству, юридическим и физическим лицам, пострадавшим от агрессии России», — говорится в сообщении организации.

Изменения в международном праве ускорят процесс для Украины. После введения понятия «экоцид» в Римский устав за это преступление будет уголовная ответственность, и правонарушителей будут арестовывать и судить в Международном суде в Гааге. Для того, чтобы экоцид добавили к Римскому уставу, ратифицировавшие устав государства должны предложить эту поправку. Украина не ратифицировала Римский устав, но обязана сделать это в рамках переговорного процесса с Европейским Союзом.

В феврале 2024 года Европейский парламент утвердил новую директиву по экологическим преступлениям «подобным экоциду» и соответствующее наказание за них. Новая директива квалифицирует правонарушения, такие как масштабные лесные пожары или повсеместное загрязнение воздуха, воды и почвы, что приводит к разрушению экосистемы. За квалифицированные преступления предусмотрено наказание в виде восьми лет, повлекшие смерть человека — десять лет лишения свободы, другие преступления — до пяти лет лишения свободы. Для компаний штрафы будут достигать 3 или 5% от их годового мирового оборота или альтернативно 24 или 40 миллионов евро в зависимости от характера преступления.

Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) в октябре 2023 года приняла резолюцию о влиянии вооруженных конфликтов на экологию. Резолюция призывает признать экоцид преступлением в национальном законодательстве и международном праве. А еще резолюция определяет, что "серьезное разрушение или ухудшение состояния природы, которое может быть квалифицировано как экоцид, может происходить в мирное или военное время".

Резолюции ПАСЕ не обязательны к исполнению, и их используют в качестве установок другие организации и страны-участницы ассамблеи для адаптации собственного законодательства.

Юлия Овчинникова считает, что комплексные действия международных организаций, ПАСЕ и ЕС помогут криминализировать экоцид в международном праве.

"Такие постулаты, как "Формула мира" президента, high level group международного парламентского альянса – это работа над продвижением криминализации экоцида и признанием его на международном уровне", – заключает Юлия Овчинникова.

Мария Патока, опубликовано в издании UAnimals

Иллюстратор: Марта Гожа


Теги: ВойнаВійнаРоссияРосіяУкраїнаУкраинаэкоцидекоцид

Дата и время 19 мая 2024 г., 18:07     Просмотров Просмотров: 2192
Комментарии Комментарии: 0


Комментарии:

comments powered by Disqus
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Верите ли вы, что Дональд Трамп сможет остановить войну между Россией и Украиной?







Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.041138