АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал
МОВАЯЗЫКLANG
Киев: 8°C
Харьков: 8°C
Днепр: 8°C
Одесса: 8°C
Чернигов: 9°C
Сумы: 8°C
Львов: 4°C
Ужгород: 8°C
Луцк: 4°C
Ровно: 3°C

Кадровый судейский голод

Читати українською
Кадровый судейский голод
Кадровый судейский голод

Президент Владимир Зеленский назначил 114 судей в местные суды в начале мая этого года. В частности, в административные — 11 судей, в хозяйственные — 10, в общие — 93. Пока они еще не начали исполнять обязанности. Между тем, президент планирует подписать еще несколько указов о назначении судей.

Кто новоназначенные судьи, утолят ли они кадровый голод судебной системы, и почему в парламенте хотели усилить полномочия президента по назначению судей, в статье издания «Граты».

Судьи-пятилетки

24 судьями из тех, кого назначил президент Зеленский, были те, у которых истек пятилетний срок полномочий. Они прошли оценку, проведенную нынешним составом Высшей квалификационной комиссии судей.

Речь идет о судьях, начавших работать до 2016 года. Тогда по закону судей назначали сначала на пятилетний срок, а затем они могли бессрочно его продлить — по решению Верховной Рады. Судебная реформа президента Петра Порошенко убрала норму о пяти годах и лишила парламента права назначения, аргументируя это необходимостью предостеречь судей от политического влияния.

На сегодняшний день еще около 800 таких судей до сих пор не имеют полномочий осуществлять правосудие.

Чтобы переназначить судей, у которых истекал срок полномочий, Высшая квалификационная комиссия судей проводила их предварительную квалификационную оценку. Учитывая, что после прихода к власти Владимира Зеленского в середине октября 2019 года Верховная Рада прекратила полномочия целого состава ВККС. Новый ее состав заработал только в начале июня 2023 года.

Судья без полномочий работает: должен приходить в суд, как и другие судьи, однако, не может рассматривать дела. Это влияло и на нагрузку других судей.

По данным Высшей квалификационной комиссии судей по состоянию на 20 мая 2024 года, местные суды заполнены на две трети (нехватка составляет почти 1,5 тысячи из 5 тысяч должностей), а апелляционной инстанции – наполовину (701 должность вакантна, при общем количестве должностей в 1357). В высших спецсудах (это Высший антикоррупционный суд и его палата, а также Высший суд по интеллектуальной собственности, который до сих пор не заработал) не хватает 55 судей, а в Верховном суде — 39 судей.

«На сегодняшний день остаются не закрытыми от 22 до 61% должностей судей в зависимости от специализации и инстанционности. Некоторые суды не осуществляют правосудие по причине отсутствия судей. Это влияет как на доступ граждан и бизнеса к правосудию, так и на нагрузку судей и, как следствие, отражается на сроках рассмотрения дел. Понятно, что сразу после подписания указов проблема не будет решена окончательно, ведь объявленные конкурсы будут продолжаться до 2025 года, но это однозначно уже свет в конце тоннеля», — написала на своей странице в Фейсбуке заместитель руководителя Офиса президента Ирина Мудрая после назначения судей.

 dqxikeidqxitkant

Органы, обеспечивающие работу судебной системы. Инфографика – Виктория Матола, Стас Юрченко, "Граты"

«Старые» конкурсанты и резервисты

В начале апреля 2017 ВККС объявил отбор на должность судей местных судов. Из 4128 кандидатов отборочный этап прошли 700. Из них 370 – юристы, не имевшие опыта работы в судебной системе помощником судьи.

Затем кандидаты проходили проверку морально-психологических качеств в форме тестирования и собеседования с психологом и специальную проверку, девять месяцев учились в Национальной школе судей Украины, а также сдавали квалификационный экзамен в форме письменного анонимного тестирования на знание законодательства и анонимного письменного практического задания по написанию судебного решения по специализации местного суда: общего, административного или хозяйственного.

До прекращения своих полномочий в ноябре 2022 ВККС не успела сформировать финальный рейтинг этих кандидатов, поскольку еще не проверила их практические работы.

В сентябре 2023-го уже новый состав ВККС объявил конкурс более чем на полтысячи вакантных должностей в местные суды. К участию в нем были допущены кандидаты с 2017 года. 20 из прошедших собеседования и рекомендованных тогда назначил президент Зеленский в начале мая этого года.

По словам члена ВККС Виталия Гацелюка, есть несколько причин продолжительного назначения судей.

«Во-первых, даже в идеальной ситуации отбор на должность судьи не может быть слишком скорым a priori. Во-вторых, интенсификация процессов судебной реформы после Революции достоинства требовала перестройки всей системы органов правосудия в соответствии с общественным запросом на справедливость, инструментом чего стали новые практики применения стандартов добродетели к кандидатам на должности в публичном секторе, в частности, на должности судей. И здесь многие уже запущенные конкурсы замедлились на фоне структурной перестройки и кадрового обновления органов судейского управления. В-третьих, модель отбора судей первой инстанции еще недавно предусматривала громоздкий процесс со многими этапами», — сказал он в комментарии «Гратам», добавив, что именно поэтому парламент по инициативе ВККС и ГРД в декабре 2023 года упростил процедуру отбора к местным. судов.

По мнению Гацелюка, нынешний состав ВККС максимально использовал ресурс кандидатов на должности судей, участвовавших в конкурсах несколько лет назад, но эти процедуры тогда не завершились.

«Для этого мы не только объявили конкурс в сентябре 2023 года, но и нашли инструменты обеспечить обновление данных о кандидатах (это было гиперважно с учетом, в частности, военного состояния), провели в декабре максимально прозрачный конкурс, когда кандидаты один за другим в соответствии с рейтингом могли выбирать любую из открытых вакансий, и после этого провели практически всю зиму и весну в собеседованиях с кандидатами в прямом эфире, что было предусмотрено новым законом», — отметил Гацелюк.

Еще 15 назначенных Зеленским судей составили кандидаты, зачисленные ВККС в резерв судей в местные суды в 2019 году, и 55 кандидатов, зачисленных в резерв в 2023 году.

Распределение на «корзины»

В судебной системе и общественном секторе положительно восприняли назначение судей.

«В условиях кадрового голода принятие Президентом Украины таких решений чрезвычайно важно для обеспечения права граждан на доступ в суд», — говорится, в частности, в заявлении Верховного Суда.

Председатель Совета судей Богдан Монич в комментарии «Гратам» отметил, что эти назначения смогут улучшить кадровую ситуацию в судебной системе, если в небольшой промежуток времени произойдет приведение новых судей к присяге. Он также ожидает назначения и других судей, представление по которым ВСП подал президенту.

Член ВСП Александр Сасевич, в свою очередь, уточнил, что подписи главы государства ожидают представления о назначении 64 судей, поданных нынешним составом ВСП, и 49 — предварительным составом. Трое из последнего списка судей уже рекомендованы на увольнение нынешним составом ВСП, и представления об их назначении будут отозваны.

В конце апреля во время одного из круглых столов о назначении судей Ирина Мудрая, заместитель руководителя Офиса президента по вопросам, в том числе судебной системы, рассказала, что все представления о назначении судей разделила на две «корзины».

«Первая корзина — это судьи, отобранные новым составом Высшей квалификационной комиссии судей и Высшего совета правосудия начиная с 2023 года. Вторая корзина – это представления, поступившие до обновления состава ВККС и ВСП. Те представления, предложенные новым составом ВККС и ВСП, я постараюсь как можно скорее «запустить» для подписания президентом указов о назначении», — пояснила Мудра.

В комментарии «Гратам» заместитель руководителя Офиса президента по вопросам уточнила, что пока непонятно, что будет с представлениями о назначении судей предварительным составом ВСП.

«На данный момент в Офисе Президента находится около 50 представлений о назначении судей, направленных предыдущим составом ВСП. В то же время уже несколько судей, которые были направлены на назначение судьями как предыдущим, так и новым составом ВСП. Кроме того, к нам начали поступать заявления от кандидатов, которые просят вернуть им представление ВСП о назначении их судьями. Однако, учитывая, что направление таких представлений компетенция Высшего совета правосудия, то логично, что и отзыв также должен осуществляться ими. Соответственно, пока у нас нет окончательной цифры количества кандидатов, которые останутся в результате нового конкурсного отбора, преждевременно говорить о судьбе представлений от предыдущего состава ВСП», — отметила она.

По словам Мудрой, приведение судей к присяге состоится после подписания еще нескольких указов о назначении.


Статуэтка богини Фемиды в Печерском райсуде Киева. Фото: Стас Юрченко, "Граты"

Полномочия президента

Параллельно с назначением судей в Верховной Раде активизировался процесс рассмотрения законопроекта №9439, предусматривавший усиление полномочий президента по назначению судей. Ранее у главы государства были такие полномочия, и в 2016 году парламент внес изменения в законодательство и наделил его церемониальной функцией: он обязан лишь подписать представленные Высшим советом правосудия представления.

Вышеупомянутый законопроект был зарегистрирован в Верховной Раде еще год назад. Согласно тексту проекта закона, во время военного положения и в течение одного года со дня его прекращения или отмены президент может вернуть представление о назначении судьи на должность в ВСП для повторного рассмотрения в случае получения от Службы безопасности Украины, Национального антикоррупционного бюро Украины информации, свидетельствующей о совершение будущем судьей действий, которые могут угрожать национальной безопасности Украины или нанести вред национальным интересам. В таком случае ВСП повторно рассматривает вопрос о внесении главе государства представления о назначении этого лица на должность судьи.

Главное научно-экспертное управление аппарата Верховной Рады в заключении на законопроект отметило, что предоставление президенту такого права (хотя и временного) «может толковаться как вмешательство в процедуру назначения судей и расцениваться как нарушение принципов независимости судей и судебной власти в целом».

«Кроме того, сам факт получения СБУ и НАБУ информации о совершении кандидатом на должность судьи противоправных действий, подпадающих под признаки того или иного уголовного правонарушения, не может считаться достаточным основанием для принятия президентом решения, которым лицу фактически отказывается в назначении его на должность судьи, поскольку наличие упомянутой выше «информации» не является безоговорочным доказательством вины лица в совершении какого-либо противоправного деяния», — говорится в заключении научно-экспертного управления аппарата парламента.

Венецианская комиссия настаивала на том, что роль президента в назначении судей должна быть «церемониальной».

В своем заключении к на тот момент проекту закона, предусматривавшему уменьшение полномочий главы государства по назначению судей, в сентябре 2015 года комиссия отметила, что «… Президент Украины все еще играет церемониальную роль: он назначает кандидатов, поданных Высшим советом правосудия, предложения которого будут обязательными для Президента. Закон должен будет регламентировать возможные задержки или «тупики» в назначении судей Президентом Украины».

Высший совет правосудия в своем заключении на этот законопроект (*ВСП дает выводы на все законопроекты, касающиеся судебной реформы) отметил, что глава государства принимает участие в формировании состава судейского корпуса, согласно конституционным правам, вероятно, имея в виду, что наделение его полномочиями возвращать ходатайство о назначении судей будет нарушением Конституции. Глава государства, согласно Основному закону, имеет полномочия только назначить судей по представлению ВСП.

В то же время ВСП не возразила о возможности наделения ее полномочиями повторно рассматривать вопрос о внесении президенту представления о назначении судей, если он получил информацию от СБУ и НАБУ о том, что такое лицо совершило действия, которые могут угрожать нацбезопасности, что также предусмотрено проектом закона.

«Хочу обратить внимание на структуру этой нормы — она носит диспозитивный характер, и дает право Президенту, а не обязанность возвращать представление о назначении судей в случае получения такой информации. И мы не говорим, что этот механизм идеально выписан авторами в законопроекте и будет применяться Президентом именно в таком виде. Кроме того, я уверена, что в случае принятия в первом чтении, ко второму чтению, проект видоизменится», — отметила Ирина Мудрая, комментируя «Гратам» такую инициативу.

В итоге Верховная Рада отклонила этот законопроект во время заседания 23 мая.

Автор: Виктория Матола


Теги: СБУНАБУСасевич АлександрМонич БогданГацелюк ВиталийМудра ИринаВККССудебная реформасудова реформаПорошенко ПетрПорошенко ПетроПорошенкоЗеленскийСудьисудді

Дата и время 25 мая 2024 г., 12:10     Просмотров Просмотров: 3879
Комментарии Комментарии: 0


Комментарии:

comments powered by Disqus
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Верите ли вы, что Дональд Трамп сможет остановить войну между Россией и Украиной?







Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.040508