АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал
МОВАЯЗЫКLANG
Киев: 8°C
Харьков: 8°C
Днепр: 8°C
Одесса: 8°C
Чернигов: 9°C
Сумы: 8°C
Львов: 4°C
Ужгород: 8°C
Луцк: 4°C
Ровно: 3°C

Украина больше года ждет F-16. Они еще могут что-нибудь изменить на фронте?

Читати українською
Украина больше года ждет F-16. Они еще могут что-нибудь изменить на фронте?
Украина больше года ждет F-16. Они еще могут что-нибудь изменить на фронте?

В мае прошлого года союзники Украины после нескольких месяцев переговоров пообещали предоставить ей американские истребители F-16. С тех пор прошло больше года, а самолеты ВСУ все еще не получили.

Кроме того, у союзников возникли сложности с тренировками украинских пилотов: из-за нехватки мест на тренировочных базах подготовить всех летчиков не получается, отмечает издание "Важные истории".

Украина больше года ждет самолеты F-16. Они еще могут что-нибудь изменить на фронте? dqxikeidqxitkant

Как откладывались поставки F-16 и сколько их будет

При создании в прошлом году «истребительной коалиции» ключевым стало разрешение США третьим странам поставлять Украине F-16. Свои самолеты американцы передавать отказались (как всегда объясняя это опасностью эскалации со стороны России), но пообещали принять участие в подготовке пилотов.

Предоставить истребители должны четыре страны – Нидерланды, Бельгия, Норвегия и Дания. Общее количество обещанных F-16 выглядит внушительно. Нидерланды заявляли о 24 самолетах, Дания – о 19, Норвегия – о 22 (из них в боевой готовности всего 12, остальное нужно ремонтировать или отправлять на запчасти). 28 мая Владимир Зеленский сообщил о договоренности с Бельгией о поставках 30 F-16. В сумме выходит около 100 самолетов, а Зеленский говорил, что для паритета с Россией в воздухе ВСУ нужно 120-130. Однако сроки поставок растянуты на годы, например, Бельгия будет передавать свои 30 истребителей до 2028 года.

Быстро союзники были готовы отправить ВСУ считанные самолеты, но эти поставки постоянно откладываются. Первые F-16 Украина наверняка получит от Дании. Сначала отправка шести истребителей планировалась на январь, затем была перенесена на март-апрель, а весной еще примерно на полгода.

Месяц назад Reuters, со ссылкой на украинский источник, написал , что ВСУ ждут самолеты в июне-июле. В других странах сроки поставок первых самолетов еще менее определены. Норвегия их не имеет, Бельгия — до конца года, Нидерланды планируют передать истребители осенью, после Дании. В Минобороны Нидерландов уточняли, что отправят F-16, когда Украина «будет готова их принять».

Насколько она будет готова, зависит, прежде всего, от того, успеют ли союзники подготовить достаточно летчиков.

Сколько подготовили пилотов

Подробной информации о том, где и сколько украинских пилотов проходят подготовку на F-16, нет, но по официальным сообщениям и публикациям СМИ образцовую картину можно составить.

Воздушные силы ВСУ отбирают опытных пилотов со знанием английского, они проходят несколько этапов подготовки. На первом этапе военные изучают теорию и проходят специальный курс английского для управления F-16. На втором занимаются на симуляторах и могут летать на других обучающих западных самолетах. И только после этого приступают к полетам на F-16.

В октябре прошлого года группа летчиков начала обучение на американской базе в Аризоне, 23 мая американские военные сообщили, что первые из них закончили курсы, количество выпускников не уточнялось. При этом известно, что к концу сентября этого года подготовку в США окончат 12 пилотов.

По данным Politico, Украина обратилась к американским властям с просьбой принять на обучение больше пилотов, поскольку начать тренировку готовы 30 человек. Американцы ответили, что не могут взять дополнительных летчиков из Украины, поскольку учебные места давно распределены между военными других стран, летающих на F-16, а нарушать свои обязательства США не могут. На двух других американских обучающих базах (еще одной в Аризоне и Техасе) места для иностранных пилотов также забронированы.

В августе прошлого года восемь украинских летчиков начали обучение на базе в Дании и в январе начали полеты. В феврале Зеленский выкладывал видео с кадрами подготовки украинцев в Дании. В итоге, по информации New York Times и Politico, к июлю в США и Дании подготовку должны закончить 12 пилотов, к концу года – 20.

В ноябре датская тренировочная база для F-16 закрывается, поскольку ВВС этой страны переходят на самолеты F-35. В Европе украинские пилоты будут летать на F-16 на базе Румынии, открытой в ноябре прошлого года. Однако пока их там нет: в марте местные СМИ писали, что первые украинские летчики прибудут летом.

F-16 ВВС Румынии на открытии тренировочной базы под Бухарестом

Иногда разные этапы подготовки проходят в разных местах. Достоверно известно, что специальные курсы английского и теорию украинцы проходили в Великобритании: 22 марта местное Минобороны сообщило о выпуске первых десяти пилотов. Затем они отправились во Францию, где должны были налетать 80 часов на легком учебно-боевом истребителе Alpha Jet. Французское издание BFM писало, что Франция – не единственное место, где проходит второй этап.

По обычным стандартам подготовка идет молниеносно, но все же не так быстро, как хотели бы сами украинцы и их союзники, отмечает The New York Times. Вероятно, интенсивный курс, который проходят пилоты ВСУ, создается на ходу, потому что раньше срочных программ переучивания с советских МиГ-29 на F-16 просто не существовало, говорит израильский военный эксперт Давид Шарп.

Страны НАТО имели опыт переучивания восточноевропейских пилотов, например поляков, но тогда никто никуда не торопился. Сейчас на инструкторов, с одной стороны, давит лимит времени, с другой — они должны выпустить по-настоящему подготовленных пилотов, потому что цена их ошибки будет очень высока. «Если была информация, что первая группа летчиков уже выпустилась, значит самолеты уже могут быть в Украине», – считает Шарп.

Важно понимать, что пилотов должно быть больше, чем самолетов. По словам источника Politico в Минобороны США, на каждый истребитель украинцам понадобится два пилота. Нетрудно счесть, что 12 пилотов, которые должны быть готовы к июлю, хватит как раз на обещанные Данией шесть самолетов. До конца года должны закончиться тренировки еще восьми летчиков, им требуются четыре F-16.

Говорить о точном соотношении самолетов и летчиков сложно, но пилотов, наверное, должно быть больше, считает Шарп: «Если будет соотношение 1:1, то самолеты будут простаивать. Это никуда не годится, потому что их и так немного, и они будут приоритетной целью для России». Число пилотов на один истребитель зависит от интенсивности боевых действий и задач, которые будут решать F-16, добавляет Йохан Норберг, старший военный аналитик Шведского агентства оборонных исследований (FOI).

"Полтора года назад, когда начинались переговоры об F-16, многие говорили: "Это невозможно, мы не сможем это сделать". Полгода спустя они говорили, что это возможно. А сейчас это уже происходит", – Йохан Норберг, шведский военный аналитик

Еще один немаловажный момент – создание инфраструктуры для F-16. «Вокруг F-16 должна работать целая экосистема — разведка, связь, команда техников, логистика и т.д. Полтора года назад, когда начинались переговоры об F-16, многие говорили: "Это невозможно, мы не сможем это сделать". Полгода спустя они говорили, что это возможно. А сейчас это уже происходит», – рассуждает Норберг.

Вместе с летчиками в Дании обучение проходило около 50 техников, несколько десятков занимались в Великобритании, США планировали обучить около 200 человек. Однако вместе с первыми самолетами в Украину отправятся западные специалисты, говорил источник The New York Times. Они останутся там до тех пор, пока не будет обучено достаточно местных специалистов, это может занять годы.

Дополнительная сложность состоит в том, что F-16 станут важной целью для российской армии, поэтому украинцам понадобится не одна авиабаза, а несколько, чтобы перемещать самолеты. В этой связи потребуется больше обслуживающего персонала.

Чего сейчас можно ожидать от F-16

Когда в мае США разрешили поставлять Украине F-16, все ждали контрнаступления ВСУ на южном фронте. К этой операции подготовить лётчиков было нереально, но эксперты предполагали, что в 2024 году истребители могут помочь в последующих операциях. Так, украинский военный летчик в отставке Роман Свитан предполагал, что F-16 сыграют важную роль в освобождении Донбасса и Крыма. Западные аналитики высказывались осторожнее, обычно они говорили, что F-16 хоть и могут сыграть немаловажную роль, но коренным образом ситуацию на фронте не изменят.

Летнее контрнаступление оказалось неудачным, а бывший главком ВСУ Валерий Залужный называл одной из причин именно отсутствие современных самолетов. В 2024 году инициатива на фронте перешла к России. Кроме того, с весны российская армия усилила обстрелы энергетической инфраструктуры Украины. «Они [F-16] уже будут нерелевантными, – говорил в апреле Politico высокопоставленный украинский военный. — Для каждого оружия есть правильное время. Они были нужны в 2023 году, в 2024 уже нет».

Когда ВСУ получат F-16, пилоты поначалу рисковать не будут, главной задачей станет уничтожение российских крылатых ракет и ударных беспилотников над западной и центральной Украиной, считает Шарп. Став более опытными и уверенными, летчики, возможно, начнут приближаться к линии фронта, наносить удары по наземным целям и даже вступать в воздушное сражение на дальнем расстоянии с российскими самолетами, которые атакуют Украину авиабомбами с модулем планирования и коррекции (УМПК).

Именно эти боеприпасы в последнее время играют немаловажную роль в продвижении российской армии. Однако российские самолеты Су-35 и комплексы ПВО С-400 в любом случае будут для F-16 большой угрозой, потому что у Украины пока нет всех сопутствующих возможностей, которые имеются полноцено у ВВС западного типа. Речь идет, например, о «летающих радарах» — самолетах раннего радиолокационного обнаружения. Два таких самолета пообещала передать Швеция, однако когда ВСУ их получат и начнут применять, неизвестно.

Владимир Зеленский и премьер-министр Дании Мэтте Фредериксен в F-16 датских ВВС, август 2023 года

Успехи F-16 будут во многом зависеть от того, каким оружием они будут оснащены. В сентябре прошлого года представитель Воздушных сил ВСУ говорил, что Украина получит для F-16 ракеты AIM-120 AMRAAM в новейшей модификации – дальностью до 160-180 км. Эти боеприпасы позволят обезопасить позиции ВСУ и украинских городов от авиаударов бомбами с УМПК, писал Forbes. Однако военный аналитик Шарп считает, что США не передадут Украине новейшие AIM-120, поскольку это нецелесообразно: F-16 не смогут использовать все возможности этих ракет из-за недостаточной мощности своих радаров.

Вероятно, истребители оснастят менее дальнобойными AMRAAM, например, с радиусом действия 45-50 км. Если США предоставят противокорабельные ракеты, то можно попытаться поразить ими носители "Калибров" в Черном море, когда они будут на боевом дежурстве.

Важно, чтобы боеприпасов к F-16 было много, только тогда они смогут сыграть немаловажную роль, добавляет Норберг. Их недостаток может быть одной из причин задержек с поставками истребителей: нет смысла ввозить самолеты в Украину без боеприпасов.

F-16 повысят эффективность оружия, которое уже имеет Украина, в частности противорадарные ракеты HARM и управляемые авиабомбы JDAM, рассказывал генерал Воздушных сил ВСУ Сергей Голубцов. В настоящее время ВСУ применяют их со старых советских самолетов, например с Миг-29. То же самое, вероятно, касается высокоточных ракет Storm Shadow/SCALP, поставляемых Великобританией и Францией, считает Шарп.

Какие самолеты обещает Франция

Франция передаст Украине истребители Mirage 2000-5, заявил 6 июня президент Эмманюэль Макрон, не уточнив количество бортов. Французы также будут учить летчиков ВСУ. По словам Макрона, тренировки займут пять-шесть месяцев, первая группа должна закончить их до конца года.

Пока неясно, какую модификацию Mirage 2000-5 получат ВСУ, пишет аналитик Defence Express Иван Киричевский. Есть вариант, совместимый с дальнобойными ракетами Storm Shadow/SCALP. Если Франция предоставит его, то украинские лётчики смогут применять ракеты более эффективно. Но даже если ВСУ получат самолеты, оснащенные только авиабомбами и ракетами «воздух — воздух», они смогут усилить ПВО в тыловых районах и наносить удары по противнику на фронте.

Представитель Воздушных сил ВСУ назвал Mirage 2000 достаточно современным самолетом, подчеркнув, что приоритетный тип самолетов для Украины сейчас F-16. Бывший украинский военный, эксперт Алексей Гетьман, считает F-16 лучше Mirage 2000. По его мнению, главная проблема сейчас — сроки обучения пилотов, Гетман не верит, что тренировку можно закончить до конца года. «За сколько научат? Снова за год. Тогда в 2025 году получаем [французские самолеты]», – говорит он.

«Главное в этих самолетах – то, что они есть. ВСУ не приходится выбирать, а общая численность боевых самолетов важна не меньше, чем то, насколько они современны», — отмечает военный обозреватель «Русской службы Би-би-си» Павел Аксенов.

Источник: "Важные истории"


Теги: ИстребителивинищувачіфронтАлександер Де КрооДаннияДаніяЗеленскийУкраїнаУкраинаВойнаВійнаЗСУВСУF-16 Fighting FalconF-16

Дата и время 11 июня 2024 г., 13:52     Просмотров Просмотров: 1848
Комментарии Комментарии: 0


Комментарии:

comments powered by Disqus
04 листопада 2025 г.
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Верите ли вы, что Дональд Трамп сможет остановить войну между Россией и Украиной?







Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.041678