АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал
МОВАЯЗЫКLANG
Киев: 13°C
Харьков: 11°C
Днепр: 13°C
Одесса: 16°C
Чернигов: 13°C
Сумы: 11°C
Львов: 14°C
Ужгород: 15°C
Луцк: 15°C
Ровно: 16°C

Таможенная "Коза Ностра" Украины: как побороть коррупцию на таможне

Читати українською
Таможенная "Коза Ностра" Украины: как побороть коррупцию на таможне
Таможенная "Коза Ностра" Украины: как побороть коррупцию на таможне

Коррупция на украинских таможнях является одним из острейших и системных вызовов для государства. Незаконные поборы, взимаемые с каждого транспортного средства, пересекающего границу, стали привычной практикой, превратив таможенные органы в своеобразную мафиозную структуру.

От мелких инспекторов до чиновников - каждая цепь этой системы занимается вымогательством денег, что не только подрывает экономику страны, но и тормозит ее интеграцию с Европой. Несмотря на многочисленные попытки реформ, реальная борьба с коррупцией на таможнях остается в значительной степени декларативной.

A white paper with black textDescription automatically generated tdiqtiqkxihzant

На скриншоте пример того, как средний по должности чиновник Одесской таможни совершенно потерял контроль, увлекшись покупкой роскошных автомобилей. Зачем, за какие средства? Единственным адекватным ответом на эти вопросы может быть:

"Захлебнувшись от безнаказанности, они не знают, куда девать наличные деньги, полученные от ежедневного грабежа на границе!"

В своем предыдущем материале "Медленное гниение и вонь от повальной коррупции на таможне убивает государство " я пытался доказать этот тезис. Кратко напомню основные выводы:

  1. На таможне в Украине существует и действует преступная группировка, занимающаяся системным вымогательством средств со всех транспортных средств, пересекающих государственную границу.

  2. Цель этой группировки - постоянное получение небольших сумм (20-50-100 долларов США) с каждого транспортного средства путем шантажа и вымогательства. Благодаря большому количеству таможенных постов, инспекторов и транспортных средств эти мелкие поборы превращаются в масштабный сбор наличных денег, который ежедневно выносят таможенники со своих рабочих мест и передают дальше по цепи – руководству таможни, правоохранителям, которые "крышуют" эти поборы.

  3. В этой схеме принимают участие все таможенники, занимающиеся оформлением транспорта и грузов. Отличие этой системы от классической мафиозной структуры состоит в том, что тут задействованы исключительно государственные служащие таможенных органов Украины. В других странах, таких как Италия, Колумбия, Гватемала, где существуют подобные рэкетирские мафии, в схемах обычно участвуют отдельные чиновники, но такое масштабное участие государственных служащих характерно только для Украины.

Задержания на таможнях по всей Украине только подтверждают мои выводы:

  • "Служба безопасности ликвидировала коррупционную схему, действовавшую на Одесской таможне . В результате мероприятий задержаны два чиновника. По данным следствия, главный государственный инспектор организовал систематическое вымогательство взяток за беспрепятственное перемещение транспорта через границу. В случае неуплаты перевозчиков ожидали дополнительные проверки, что затягивало сроки таможенного контроля и срывало договорные обязательства импортеров”.

  • СБУ и ГБР задержали таможенника на Прикарпатье, который требовал взятки с импортеров. Задержан руководитель одного из ключевых управлений таможенного контроля Ивано-Франковской таможни, который организовал преступный механизм получения взяток. В обмен на взятки он "гарантировал" предпринимателям отсутствие искусственных препятствий при таможенном оформлении их товаров и транспорта.

В этих сообщениях четко описано, как взятки требовали за беспрепятственное перемещение транспорта через границу. Но "конторские" не ликвидируют схемы, а, кажется, лишь освобождают место для следующих кэш-таможенников. Наши органы ежедневно задерживают таможенников с кэшем, но постепенно, поэтому система работает успешно и продолжительно, как полноценный спрут, мгновенно восстанавливающий отрубленные щупальца другими государственными служащими.

Почему они не затрагивают всю систему? Потому что это может нарушить постоянный поток грязных наличных денег по всей стране. Если всех пересадят, где тогда брать деньги на Mercedes и Audi для чиновников? Разрушить такую "государственную" систему невозможно!

Еще в 2018 году я лично рассказывал о таможенных схемах высшим должностным лицам Германии. На встрече были вице-президент Бундестага Вольфганг Кубики, депутат Бундестага Гюде Энсен, депутат Бундестага Иоганн Заатгоф, руководитель офиса вице-президента Константин Штельмах и заместитель посла ФРГ в Украине Вольфганг Биндзайль. Я тогда призвал: "Не давайте им денег!" Сейчас это, конечно, невозможно, но хорошо, что мои призывы были услышаны уже за океаном:

Человек в black suitDescription automatically generated

Сегодня же, говоря о реформах на таможне, можно прямо сказать американцам, немцам, канадцам, англичанам и прочим донорам: "Наша власть лжет вам!" На самом высоком уровне вас вводят в заблуждение, не стесняясь. Никто не намерен проводить реальные реформы украинской таможни".

Почему я так утверждаю? Единственный документ в парламенте, который сегодня касается таможни – это законопроект №6490-д, который ВРУ поддержала за основу и который предусматривает "реальную" перезагрузку ГТС. Проект предусматривает комиссии с международниками для избрания директора ГТС и переаттестации кадров. Но это не реформа, это нонсенс! Таможня в Украине – это система с сотнями тысяч и миллионами грязных денег, и парламентарии предлагают решать вопросы аттестации работников.

Потому что, как заявляет член Комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Алексей Леонов:

  • - активно разрабатывается новый Таможенный кодекс Украины (кто и где разрабатывает?);

  • - стратегически важной задачей является цифровизация таможни (кто и где разрабатывает?);

  • - важным направлением является техническое переоснащение таможни: в скором времени в Украине впервые появятся сканирующие системы для осмотра поездов и контейнеров (Леонов, они давно существуют на таможнях, но не работают, потому что таможенникам "не хочется" их использовать);

  • - Государственная таможенная служба активно сотрудничает с Верховной Радой Украины, что позволяет оперативно выполнить одно из евроинтеграционных обязательств по криминализации контрабанды (Сколько лет уже идет эта борьба? Большинство контрабандных схем созданы, внедрены самими таможенниками).

И как следствие, тот же Леонов сообщает: ”Еврокомиссия пришла к выводу, что именно таможенное направление среди всех других сфер в Украине достигло наибольшего прогресса в выполнении евроинтеграционных обязательств”. Это полное вранье!

Итак, когда вся государственная служба работает, как Коза Ностра, выбивая наличные с каждого грузовика и передавая их в киевские кабинеты, и вас убеждают в больших успехах, а как реформы предлагают только выбрать на конкурсе начальника этой Коза Ностры и регулярно переаттестовать рядовых членов банды? От этих деятелей не стоит ждать ничего другого.

Ниже еще раз приведу, что этот парламент предлагает реформировать до осени:

И это все? Конечно, когда вся государственная служба работает как мафиозная структура, используя своих членов (госслужащих) для выбивания наличных с транспорта, распределяя полученные потоки грязной наличности на лидеров и тех, кто обеспечивает эту схему в правоохранительных и законодательных органах, думает ли кто-то, что вместо реформ будут предложены симулякры и ложь на всех уровнях? От этих деятелей не будет ничего другого!

  1. Если бы таможня не терроризировала транспорт задержками и бесконечными досмотрами, выбивая подачки, можно было бы еще терпеть. Таможенники и так имели бы "заработок" на своих схемах "серого импорта", "прерванного транзита", подмен грузов и т.д. Но спруту хотелось большего, и они потребовали с каждой машины. С этим уже нельзя в Европу. Это противно.

  2. Похоже, единственный вариант – это внешнее управление украинской таможней. С высокими зарплатами инспекторов и руководства, с полной ответственностью за работу, с прозрачными процедурами. Да, этот вариант будет дорогим для страны. Но разве держать Коза Ностру на государственном обеспечении и наблюдать за потоками "грязного кэша" от каждого инспектора в Киев, демонстрируя полную деградацию и распад системы управления важной государственной службой, не дороже? И системно врать нашим донорам со всего мира, что мы хотим что-то реформировать? Надо уже обратиться к англичанам, шведам, финнам и т.п., которые хотят помочь, объяснить, что с этим нашим таможенным позором мы сами не можем справиться, и просим продать (арендовать, передать на время...) всю систему таможенного контроля на границе. Хотя бы на западе и в портах. На севере и востоке вообще таможня не нужна. Даже если будет высокая плата и лозунги, что мы теряем субъектность. Потоки грязного кэша, схемы, поборы и другие таможенные удовольствия в стране обходятся и сейчас позором, ложью и ужасающими финансовыми потерями бюджета. Власти, к сожалению, не учитывают и не собираются учитывать эти потери, поскольку есть кэш, живой кэш и каждый месяц. И это им важнее. Даже в военное время...

Во время войны мы перешли на западное оружие и соответствующие процедуры. Мы не потеряли свою субъектность. Так же и с таможней – нам нужна помощь Запада, ведь наши чиновники сами не способны справиться с этой задачей. Потому что они не желают и не могут. Да и наличные деньги для них не лишние. Тем более такие грязные...

Автор: Александр Захаров

Источник: «Аргумент»


Теги: Минфин СШАКонтрабандазатриманнязадержаниехабарВзяткаДБРСБУГосударственная таможенная служба (ГТС)Державна митна службаКорупціяКоррупция

Дата и время 15 августа 2024 г., 13:49     Просмотров Просмотров: 2603
Комментарии Комментарии: 0


Комментарии:

comments powered by Disqus

’‚Ћђ€ §‘’Ћђ§ћ з Ђ‡Ћ‚ЋЊ

10 жовтня 2024 г.
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Когда, по-вашему, возможно окончание войны в Украине?








Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.06708