АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал
МОВАЯЗЫКLANG
Киев: 15°C
Харьков: 12°C
Днепр: 14°C
Одесса: 17°C
Чернигов: 15°C
Сумы: 12°C
Львов: 16°C
Ужгород: 16°C
Луцк: 17°C
Ровно: 16°C

Депутаты борются за право получать спецпенсии

Читати українською
Депутаты борются за право получать спецпенсии
Депутаты борются за право получать спецпенсии

Первая статья Конституции провозглашает Украину демократическим, правовым и социальным государством. Правда, обеспечить "социальность" в условиях низкого уровня доходов и высокого уровня теневой экономики непросто, поэтому власть во все времена действовала точечно, в частности, в вопросе пенсионного обеспечения.

Так, в Украине начали появляться специальные условия выхода на заслуженный отдых для отдельных категорий граждан, благосклонность которых хотела завоевать власть. В начале 2024 года каждый пятый пенсионер получал спецвыплаты, тогда как остальные выплаты рассчитывались по менее выгодному общему законодательству.

Пенсионный популизм добрался и до самой власти. Правда, в этом случае он заключался не в назначении спецпенсий, а в их отмене.

В 2017 году, когда правительство пыталось реформировать солидарный пенсионный уровень для всех граждан, депутатам пришлось пожертвовать собственными спецпенсиями. Специальные условия расчета и выхода для народных избранников заменили обеспечением, как для обычных украинцев.

Похоже, что идея приблизиться к людям, по крайней мере, в условиях выхода на пенсию, не пришлась по душе народным депутатам и они решили вернуть себе гораздо более выгодную спецпенсию. Сделать это они планируют не в сессионном зале.

Как народные депутаты пытаются стать "ровнее" перед законом и получить для себя повышенные пенсии, и во сколько это обойдется бюджету?

Что произошло

13 июня Конституционный суд (КСУ) открыл производство по представлению 56 народных депутатов. Группа парламентариев просит признать неконституционной отмену специального режима выхода на пенсию для бывших нардепов.

Отмена произошла при принятии закона о реформе солидарного уровня пенсий в октябре 2017 года, поэтому депутаты просят суд признать незаконным лишение права на специальные пенсии для бывших депутатов, вступивших в должность до момента, когда этот закон вступил в силу.

То есть депутаты просят КСУ вернуть спецпенсии для коллег первого-восьмого созывов – вступивших в должность с 1990 года по 1 октября 2017 года.

Именно с 1 октября 2017 вступил в силу закон "О реформе солидарного уровня пенсионной системы". Его ключевым новшеством было введение более жестких требований к стажу, чтобы человек получил право на пенсию в 60 лет.

Жизнь после реформы. Как изменятся пенсии с 1 октября

При обсуждении реформы эта норма получила репутацию "скрытого повышения пенсионного возраста", ведь теперь, если у человека нет необходимых 35 лет стажа, то он должен работать не до 60, а до 63 или 65 лет.

Для смягчения восприятия этой нормы в обществе депутаты, вероятно, решили пожертвовать собственной привилегированной пенсией и отменить спецпенсии для ряда других групп лиц (в частности, прокуроров и государственных служащих).

Специальные условия для экс-депутатов, регулировавших закон "О статусе народного депутата" заменили общими правилами выхода на пенсию, регулирующими закон "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании". Последний устанавливает правила, по которым рассчитываются пенсии большинства украинцев.

В чем особенность депутатских пенсий

Прописанные в законодательстве правила для расчета пенсий сложны и содержат множество формул. Упрощенно: чтобы рассчитать будущий размер пенсии человека, достаточно умножить показатель его средней официальной зарплаты за период трудовой деятельности на количество лет трудового стажа и затем разделить на 100.

Для выхода на пенсию по общему законодательству необходимо иметь 35 лет трудового стажа, поэтому размер выплат большинства украинцев колеблется в пределах 30-35% от их средней зарплаты.

Условия расчета пенсии для бывших депутатов недавно были гораздо выгоднее. Закон "О статусе народного депутата" устанавливал два ключевых преимущества. Во-первых, он закреплял, что размер депутатской пенсии составит большую долю от зарплаты, чем у остальных граждан: не 30-35%, а 60%.

Пенсии которых мы (не) заслуживаем: светит ли миллениалам старость в достатке

Во-вторых, в отличие от непривилегированных пенсионеров, для депутатов эта доля рассчитывалась не по их средней зарплате за годы работы, а по текущей зарплате с надбавками, получаемыми действующими народными избранниками. Поэтому каждый рост выплат для парламентариев повышал выплаты для экс-депутатов.

СМИ писали, что оклад народного депутата составляет 30-36 тыс грн в месяц. Реальная же зарплата со всеми надбавками гораздо выше.

Из деклараций депутатов можно определить, что в 2023 году они получали 45-55 тыс. грн в месяц. Если бы норма о специальных пенсиях продолжала действовать, то выплаты бывшим народным депутатам составляли бы около 30 тыс. грн.

Поскольку эта сумма превышает законодательное ограничение максимального размера пенсионной выплаты (десять прожиточных минимумов для нетрудоспособных лиц), они получали бы максимально разрешенные 23,6 тыс. грн в месяц.

Кто сделал представление

Под представлением в КСУ подписалось 56 депутатов текущего девятого созыва. Из них 42 не были в парламенте восьмого созыва, когда произошла отмена спецпенсий. Из остальных 14 – шестеро отсутствовали во время голосования, пятеро присутствовали, но не голосовали, двое воздержались, а один поддержал.

Народным депутатом, который в 2017 году поддержал отмену специальных пенсий, а в 2024 году оспаривает это решение в Конституционном Суде, оказался Юрий Бойко из запрещенной "Оппозиционной платформы – за жизнь".

ЭП обратилась к Бойко с вопросом, что заставило его обжаловать в КСУ норму закона, которую он поддержал. Депутат сначала отметил, что "не помнит, что подписывал какие-либо конституционные представления".

Впоследствии помощник Бойко передал его позицию: "Да, я вспомнил по этому представлению. Речь идет не о возвращении, а о соответствии принятого закона Конституции. Именно это является предметом деятельности КС и сущности представления. Поскольку ко мне было много обращений со стороны депутатов предыдущих созывов по этому вопросу я считаю, что целесообразно было бы, чтобы КС дал соответствующие разъяснения".

Количество пенсионеров может увеличиться на миллион. Конституционный суд рассматривает законность реформы 2017 года

ЭП обратилась и к другим депутатам, подписавшимся под представлением. Многие отказались комментировать этот вопрос, другие объяснили свое решение поддержать обращение в КСУ заботой о своих коллегах из предыдущих созывов.

"Я наблюдал за этой ситуацией и раньше, но триггером для меня стал сбор средств на лечение Степана Хмары, который был одним из основателей украинской государственности. Поэтому я считаю, что нужно предусматривать определенные ситуации", – отметил заместитель председателя Комитета по внешней политике и межпарламентского сотрудничества Александр Копыленко ("Слуга Народа").

Копыленко также является пенсионером. По данным его ежегодной декларации за 2023 год, его среднемесячная пенсия составила 20,93 тыс. грн.

Еще один подписант представления – некогда один из самых богатых украинцев, депутат от "Батькивщины" Сергей Тарута. Поддержку представления он объяснил тем, что в настоящее время бывшие народные депутаты "получают минимальную пенсию". По его словам, эти экс-депутаты инициировали представление в КСУ через Ассоциацию народных депутатов.

"Депутату, который получает 2 300 гривен пенсии, невозможно нанять адвокатов и пройти все три судебных инстанции. Поэтому они обратились в Ассоциацию народных депутатов, чтобы она инициировала представление в Конституционный Суд", – говорит Тарута.

Сергей Тарута: Ахметов вышел из ИСД бесплатно

Правда, эти слова противоречат тексту представления, которое он подписал. Там говорится, что средняя пенсия бывшего народного избранника в Украине составляет 17,5 тыс. грн в месяц. Почти идентичную цифру ЭП назвали и в Министерстве социальной политики: 1 января 2024 она составляла 17,9 тыс грн в месяц.

Исходя из данных народных депутатов и Минсоцполитики, средняя пенсия бывшего депутата более чем в три раза превышает среднюю выплату для остальных украинцев (5,8 тыс грн). К слову, 69-летний Тарута тоже пенсионер. По данным его декларации, в 2023 году его ежемесячная пенсия составляла около 20 тыс. грн.

Интересно, что своим представителем в конституционном производстве авторы представления попросили привлечь Юлию Кириченко, члена правления ОО "Центр политико-правовых реформ" и сопредседателя союза РПР. Она также принимает участие в конкурсе на должность судьи Конституционного суда по квоте Верховной Рады.

В ответ на запрос ЭП Кириченко отметила, что не видит конфликта интересов, в частности, что будет представлять в КСУ интересы подписантов представления, от которых будет зависеть ее потенциальное назначение судьей.

"Конфликта интересов здесь нет, потому что решение Конституционного Суда не будет распространяться на депутатов этого созыва, а будет касаться тех, кто был депутатами до октября 2017 года", – пояснила она. В случае избрания судьей КСУ она самоустранится от рассмотрения дела по спецпенсиям депутатов.

Государству сложно поддерживать менее защищенных пенсионеров, но легко выплачивать по 100 тысяч судьям. Что не так с пенсионной системой?

Ключевое требование обратившихся в КСУ депутатов – вернуть норму, привязывающую размер пенсии экс-депутата к зарплате со всеми надбавками действующего депутата. Пока же пенсии бывших народных депутатов индексируются по общим правилам: раз в год размер выплаты растет на показатель, отражающий половину инфляции и половину роста средней зарплаты.

Еще одно требование – вернуть специальные условия пенсии в связи с потерей кормильца для членов семей умерших экс-депутатов. Ранее размер такой пенсии также привязывался к зарплате действующего депутата и составлял 70% от нее на одного нетрудоспособного члена семьи и 90%, если членов семьи больше.

Сейчас члены семей экс-депутатов могут претендовать на общую пенсию в связи с потерей кормильца: 50% от пенсии по возрасту такого умершего народного депутата на одного нетрудоспособного члена семьи и 100% – на двоих и больше.

Как говорится в тексте представления, увеличенные выплаты депутаты стремятся вернуть для парламентариев первого-восьмого созывов. Однако в случае положительного решения КСУ, право на спецпенсии могут получить и нынешние и будущие избранники.

Какова цена вопроса

В 1990-2017 годах народными депутатами были 2345 человек (учитывая тех, кто был в нескольких созывах). Поскольку часть из них уже умерла, а часть потеряла гражданство, право на перерасчет пенсий в случае положительного решения КСУ получат 1100 экс-депутатов. Авторы представления добавляют, что это количество относительно незначительно, поэтому не создаст чрезмерного давления на государственные финансы.

Если предположить, что КСУ встанет на сторону депутатов и их пенсия вырастет до максимально разрешенной (десять прожиточных минимумов), то, по расчетам ЭП, дополнительные расходы на выплату этих пенсий составят 79,2 млн грн в год.

По сравнению с "ценой" решений КСУ, Верховного Суда и других судов по пенсиям для других категорий граждан, эта сумма действительно незначительна. Например, задолженность Пенсионного фонда только по решениям судов по перерасчету пенсий истцам за предыдущие периоды в начале 2024 года составила 66 млрд грн (56% касались выплат бывшим военным и силовикам, 26% – "чернобыльцам").

В шаге от коллапса. Государство проиграет пенсионерам суды на миллиарды, но заплатят все

Вероятно, бывшие народные депутаты пойдут по пути других спецпенсионеров и потребуют компенсировать им недополученные пенсии. Они могут также пытаться отменить максимальное ограничение размера выплаты.

По этому пути пошел ряд категорий специальных пенсионеров, в том числе экс-прокуроры, судьи, бывшие силовики и военные. В таком случае бывшие народные депутаты смогут претендовать на пенсии, превышающие 23 тыс. грн.

В заключение решение КСУ может подарить право на спецпенсии не только для экс-депутатов, но и для будущих избранников. Такая судебная практика в Украине уже существует.

"Похожая ситуация была с пенсиями бывших военнослужащих. Тогда КСУ рассматривал правомерность ограничения максимального размера уволившихся до 2011 года пенсии экс-военных. КСУ тогда признал такие ограничения неправомерными. Ссылаясь на это решение, мы отсуждали пенсии для уволившихся после 201 года", – говорит адвокат Адвокатского бюро Ивана Хомича Елена Воронкова.

В то же время Кириченко, представляющая интересы депутатов в КСУ, считает такой вариант маловероятным, несмотря на существующую судебную практику по подобным делам.

"Если КСУ поддержит это представление, то статья (закона, отменившая спецпенсии экс-депутатам) будет признана неконституционной в аспекте распространения только на депутатов 1990-2017 годов. Аргументом является то, что закон не может иметь обратной силы, а для депутатов 9-го созыва обратной силы не будет", – отметила она.

Почему Конституционный Суд

Хотя обжалование через КСУ решений по пенсионным выплатам является "украинской традицией", пример спецпенсий народных депутатов все же имеет определенные особенности.

Во-первых, в отличие от бывших военных, прокуроров, чернобыльцев и других спецпенсионеров, народные избранники могут прямо обращаться в КСУ по поводу обжалования того или иного закона. Другим гражданам, чтобы прийти к Конституционному Суду, необходимо заручиться поддержкой Верховного Суда или обращаться к другим субъектам представления, в частности, народным депутатам.

Что не так с пенсиями военных

Во-вторых, депутаты могут не обращаться в КСУ, чтобы изменить закон, ведь Верховная Рада является органом власти, который эти законы принимает. Чтобы вернуть спецпенсию экс-депутатам, нынешним избранникам нужно только проголосовать за соответствующий законопроект. Почему же они выбрали более сложный путь?

"Эта тема для депутатов "зашкварная", поэтому они не хотят принимать это решение. К сожалению, репутация депутатов этого и предыдущего созывов не самая лучшая. Депутаты боятся обвинений, что они делают это для себя", – говорит Тарута.

Источник: УП


Теги: Кириченко ЮліяКонституционный судКонституційний СудКСУТарута Сергейсудебные искиПенсіїПенсииДепутатыДепутати

Дата и время 16 августа 2024 г., 12:56     Просмотров Просмотров: 2047
Комментарии Комментарии: 0


Комментарии:

comments powered by Disqus

’‚Ћђ€ §‘’Ћђ§ћ з Ђ‡Ћ‚ЋЊ

10 жовтня 2024 г.
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Когда, по-вашему, возможно окончание войны в Украине?








Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.657009