АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал
МОВАЯЗЫКLANG
Киев: 14°C
Харьков: 11°C
Днепр: 13°C
Одесса: 17°C
Чернигов: 15°C
Сумы: 11°C
Львов: 16°C
Ужгород: 15°C
Луцк: 16°C
Ровно: 16°C

"Эвакуация искусства" от захватчиков

Читати українською
"Эвакуация искусства" от захватчиков
"Эвакуация искусства" от захватчиков

Российские оккупанты вывозят все самое ценное из музеев на оккупированной территории Украины. То же делали фашисты 80 лет назад.

Ранней весной 1944 года, когда к оккупированному Херсону начала приближаться советская армия, нацисты, которых очень интересовала история юга Украины, в частности, период готов , решили вывезти ценные музейные экспонаты. Это была типичная практика во время Второй мировой войны, отмечает NGL.media . Среди украденного оказались предметы из коллекции бронзового периода (Бронзовую эпоху на территории современной Украины датируют примерно III – концом II тыс. до н. э.), которые нашли во время раскопок в Херсонской области. Гитлеровцы под наблюдением немецких ученых вывезли немало орудий: топоры, заготовки для топоров.

«Для чего нацисты это все делали? Не только для того, чтобы обогатить свое государство, хотя это тоже была одна из целей. Однако эти ценности, и еврейские, и украинские, и польские, они забирали и для того, чтобы показать, что они могущественная империя, что они арийская раса, обладающая миром не только материальным, но и культурным, духовным. Так же думает и Россия», – объясняет историки Ярослава Музыченко.

 eiqrtiuxihxant

Часть коллекции предметов бронзового века, которая хранилась в Херсонском областном краеведческом музее (фото предоставлено Ольгой Гончаровой)

В начале 90-х, когда Украина уже стала независимым государством, в Германии проводились исследования этих бронзовых предметов. Тогда ученые обратили внимание на их маркировку, что указывало на происхождение Херсонского краеведческого музея. После длительных переговоров между правительствами двух стран в 1994 году украденные артефакты вернулись домой и пополнили экспозицию об истории заселения Херсонщины.

Впрочем, осенью 2022 года, убегая из Херсона, российские оккупанты снова ограбили Херсонский областной краеведческий музей, украв в том числе и многострадальную бронзовую коллекцию.

***

Под российской оккупацией сегодня находится более 18% территории Украины, но это не только земля, природные ресурсы, населенные пункты и люди, но и украинское культурное наследие – памятники архитектуры, музейные фонды и экспонаты.

Для россиян воровство золотых скифских украшений, бронзовых и медных орудий труда, старинных ружей и живописи из музеев – это не столько об обогащении, сколько о присвоении украинской культуры и истории. Пример Херсона, который мы опишем ниже, показывает, что лишение украинцев культурного наследия целенаправленная и организованная работа россиян. И виноваты в этом конкретные люди – военные, которые отдавали и выполняли приказы, консультировавшие их ученые, чиновники, которые организовывали и контролировали процесс, и конечно же украинские коллаборанты, которые им помогали.

Журналисты NGL.media установили подавляющее большинство этих людей.

Остров сокровищ

Музейный фонд Украины, по данным Министерства культуры, сейчас насчитывает около 12 млн экспонатов, из которых более 1,4 млн предметов находятся в оккупации или похищены. Большая цифра, и хотя об этом не принято говорить вслух, шансы вернуть утраченное – призрачные.

Оккупация Херсона, в музеях которого хранились обширные коллекции исторических артефактов Северного Причерноморья, живописи, уникальных экспонатов местной природы, продолжалась со 2 марта по 11 ноября 2022 года. Отступая, российские войска уничтожили основную инфраструктуру Херсона, оставили горожан без водо- и электроснабжения, взорвали с десяток мостов и вывезли тысячи музейных экспонатов.

Россияне считают, что южные города Украины, такие как Одесса и Херсон, появились на карте мира благодаря деятелям Российской империи в XVIII веке: Екатерине II, Потемкине, Суворове и другим, а значит, «исконно русскими землями». Поэтому они заинтересованы не только в физическом захвате этих земель, но и в присвоении их культурного наследия.

Сбежавшие из Херсона российские военные, очевидно, получили указание забрать с собой максимум культурных ценностей и документов из двух главных музеев города – Херсонского областного художественного музея и Херсонского областного краеведческого музея.

Ограбление этих двух музеев, как установили NGL.media, произошло за считанные дни до освобождения Херсона: в конце октября – начале ноября 2022 года. Россияне, непосредственно похищавшие артефакты, были преимущественно в военной форме без признаков принадлежности к конкретным формированиям и умышленно прятали лицо за балаклавами, поэтому идентифицировать их очень сложно. Однако по международному гуманитарному праву командиры и другие начальники несут уголовную ответственность за военные преступления, совершенные их подчиненными и в результате отданных ими приказов.

Российские военнослужащие, атаковавшие и оккупировавшие Херсон, являются представителями 7-й десантно-штурмовой и 42-й мотострелковой дивизий, входящих в состав 58-й общевойсковой армии Южного военного округа РФ.

Кто руководил русскими войсками в Херсоне?

7-ю десантно-штурмовой дивизией тогда командовал генерал-майор Александр Корнев (Александр Корнев), а вот 42-й мотострелковой дивизией – похоже, украинский военный предатель, полковник Александр Саенко (Александр Саенко).

Александр Саенко

Александр Саенко

В 2014 году Саенко гордился тем, что собственноручно поднял российский флаг над воинской частью 501 отдельного батальона морской пехоты ВМС Украины в Керчи. Тогда он уверял , что предавший украинскую присягу не допустил «бессмысленного убивания друг друга братскими народами», а уже в 2022 году повел российскую дивизию бессмысленно убивать, пытать и обворовывать украинцев.

В свою очередь 58-й общевойсковой армией РФ, в которую входят обе упомянутые выше дивизии, во время бегства окупантов из Херсона командовал генерал-майор Иван Попов (Иван Попов).

Виктор Бедрик

Виктор Бедрик

После оккупации Херсона россияне назначили военного коменданта – заместителя командира 22-го армейского корпуса береговых войск Черноморского флота РФ Виктора Бедрика (Виктор Бедрик). Его должность предусматривала контроль над всем происходящим в регионе, в частности, выполнение указаний по подавлению любых проявлений симпатии к Украине среди жителей. Если Бедрик не лично руководил военными, которые выносили ценности из музеев, то точно знал это преступление и способствовал ему. Кстати, сейчас его заочно судят по пыткам людей.

С момента ограбления херсонских музеев прошло около двух лет. Однако очевидцы этих событий их до сих пор переживают. 74-летняя Алина Доценко, директор Херсонского областного художественного музея, сразу после деокопации Херсона была в фокусе внимания западных журналистов. Она давала эмоциональные интервью , не сдерживала слез и отвращения к коллегам, которые пошли на сотрудничество с врагом.

Эмоции женщины до сих пор не утихли. Мы говорим с ней несколько часов по онлайн-связи, во время разговора Алина Доценко повышает голос, говоря о россиянах и коллаборантах, и с горечью рассказывает о любимых картинах, потерявших ее музей.

В Херсонском областном художественном музее была коллекция произведений искусства с XVII по XXI век (фото Алины Доценко)

В Херсонском областном художественном музее была коллекция произведений искусства с XVII по XXI век (фото Алины Доценко)

«Незадолго до вторжения к нам пришло письмо из [Херсонского] облсовета, где нас просили снять коллекции со второго и третьего этажа, чтобы там начались ремонтные работы. Мы своими силами купили упаковочный материал и снесли коллекции в фондохранилище… А уже 24 февраля у нас был звонок с Ткаченко, он сказал срочно вывозить коллекции. Как? Куда? Где взять транспорт? Я не могла найти машину, чтобы доехать из собственного дома в музей, а где мне взять шесть-семь грузовиков, чтобы вывезти все экспонаты? У нас работали одни женщины. Это было нереальной задачей», – вспоминает Алина Доценко.

Не имея возможности вывезти коллекцию в безопасное место, музейщики надеялись, что россияне, увидев пустые стеллажи и ремонт, не догадаются спуститься в фондохранилище. Алина Доценко просила подчиненных врать оккупантам, что всю коллекцию музея она лично вывезла еще до их прихода, и фондохранилище пустое. Но некоторые работники оказались сторонниками оккупации, поэтому информация о скрытых ценностях впоследствии дошла до россиян.

Россияне вывезли из художественного музея почти все произведения искусства, оставив пустые рамы и стеллажи (фото Алины Доценко)

Россияне вывезли из художественного музея почти все произведения искусства, оставив пустые рамы и стеллажи (фото Алины Доценко)

«4 мая вечером мне позвонил по телефону неизвестный мужчина, который представился представителем новой администрации. Он сначала угрожал, а затем предложил сделать выставку до 9 мая. Я ему заявила, что не могу ничем помочь, потому что вывезла всю коллекцию. А он говорит, что ему уже доложили, что коллекция на месте, и вызвал меня в комендатуру, чтобы научить уважать новую власть. Той же ночью мне пришлось срочно уехать из Херсона», – вспоминает Алина Доценко.

Наиболее известные художественные произведения, украденные русскими

«Юрий Змееборец со святыми апостолами Петром и Павлом» (XVIII — начало XIX в.), автор неизвестен

«Богородица успокой мои печали» (ХІХ ст.), автор неизвестен

«Андрей Первозванный» (ХХ ст.), автор неизвестен

«Буря утихает», Иван Айвазовский

«Неаполитанка», Пимен Орлов

«Закат», Алексей Саврасов

«Скотный двор в Абрамцево», Василий Поленов

«У камина», Иван Крамской

«У монастырского настоятеля», Август фон Байер

«Дама с собачкой», Питер Лели

«Дубы на лужайке», Алексей Шовкуненко

«Молодица», Алексей Шовкуненко

«Натюрморт с синим кувшином», Алексей Шовкуненко

«Сельский пейзаж», Давид Бурлюк

«Квітучий сад», Николай Глущенко

«Дед с внуками», Андрей Коцка

«Гондола», Вильгельм Котарбинский

«Помидоры в весе», Мария Примаченко.

«Утро Христова Воскресения» (или «Пасха заутреня»), Николай Пимоненко

Скульптура «Лель», Михаил Врубель

Хотя директор музея была вынуждена выехать из города, часть работников остались в Херсоне. Они периодически посещали музей, чтобы ухаживать за произведениями искусства в фондохранилище и наблюдать за ситуацией в Херсонском областном краеведческом музее, расположенном рядом.

Андрей Мальгин

Андрей Мальгин

По словам Алины Доценко, во время оккупации российские военные приходили осматривать художественный музей несколько раз, но существенно активизировались именно перед наступлением украинской армии осенью 2022-го. В последний день октября в Херсон приехал Андрей Мальгин (Андрей Мальгин), директор «Центрального музея Тавриды» в оккупированном Симферополе.

Вместе с ним были другие люди, один из которых работники музея идентифицировали как Олега Шкедю (Олег Шкедя), заместителя Мальгина. Вместе с военными эти люди осмотрели все помещения музея и спустились в фондохранилище, где хранились картины и скульптуры.

Под руководством представителей крымского музея около сотни рабочих и военных в течение четырех дней грузили ценности, в частности, картины Херсонского областного художественного музея в фуры и автобусы. А в последний день забрали даже компьютеры.

С транспорта, по которому россияне вывозили краденое в Крым, предусмотрительно сняли номерные знаки. Херсонцы, проезжавшие мимо музея, сняли на видео процесс ограбления.

Для вывоза использовали грузовики, часть которых была маркирована надписями МЧС России, и желтые школьные автобусы.

Грузовик без номерных знаков, которым музейные ценности из Херсона доставили в «Центральный музей Тавриды» в Симферополе (фото предоставлено Алиной Доценко)

Грузовик без номерных знаков, которым музейные ценности из Херсона доставили в «Центральный музей Тавриды» в Симферополе (фото предоставлено Алиной Доценко)

В Крым оккупанты вывезли почти всю коллекцию Херсонского художественного музея. В августе 2023 года пророссийские медиа сообщили о неких договоренностях оккупационного «Министерства культуры Херсонской области», по которым коллекцию «на период конфликта» будут хранить в Крыму. Из сюжета телеканала «Таврия» становится понятно, что картины хранили в концертном зале «Центрального музея Тавриды». Но прошел год, и эти картины до сих пор находятся там, но в каком состоянии – неизвестно.

Похищенные картины из Херсонского областного художественного музея выгрузили в «Центральном музее Тавриды» в Симферополе (фото предоставила Алина Доценко)

Похищенные картины из Херсонского областного художественного музея выгрузили в «Центральном музее Тавриды» в Симферополе (фото предоставила Алина Доценко)

Кстати, именно благодаря сюжетам на российских телеканалах украинские музейщики смогли идентифицировать украденные картины. Им удалось узнать на видео 121 картину, находящуюся в симферопольском музее.

Что касается Херсонского областного краеведческого музея, то в фондах заведения на момент вторжения хранилось более 170 тысяч предметов, а музейная экспозиция насчитывала около 10 тысяч экспонатов. Директор музея 74-летняя Татьяна Братченко сразу пошла на сотрудничество с россиянами, за это ее вскоре будут заочно судить в Украине.

Там, можно сказать, был центр русской культуры. Собирались коллаборанты, комендатура, их прокуратура. Они организовывали там свои праздники. А директор этого музея и не скрывала, всегда говорила, как она ждала Россию, как она им рада, – описывает ситуацию в соседнем музее Алина Доценко. – В нашем музее тоже были коллаборанты среди работников, хоть и в меньшинстве. Мы знали об их взглядах, и с ними было тяжело работать. Но никто другой на работу к нам идти не хотел на эти маленькие зарплаты, так что приходилось терпеть».

Алина Доценко

Алина Доценко (фото Херсонского областного художественного музея)

Татьяна Братченко сейчас проживает в России, куда она уехала во время контрнаступления ВСУ. Еще до того россияне заменили ее в должности директора музея другой коллаборанткой, работницей исторического отдела музея Татьяной Шандрой, которая тоже находится под следствием в Украине.

NGL.media удалось кратко поговорить с Братченко во время подготовки этого материала, представившись журналистами из РФ. Она утверждает, что не была в Херсоне во время эвакуации музейных ценностей. «Мы как раз поехали в Питер на две недели, потому что мужчине нужно было срочно делать операцию», – сказала Братченко.

К сожалению, больше информации получить от Братченко не удалось: она перестала выходить на связь.

«Я до сих пор не знаю, где эти коллекции»

Россияне вывезли из краеведческого музея практически все ценное – золотые античные украшения, старинное оружие, художественные произведения прошлых веков, а также артефакты, связанные с русскими историческими деятелями – Суворовым, Ушаковым и Потемкиным. Убегая из Херсона, они демонтировали и вывезли их памятники, а могилу Потемкина в Свято-Екатерининском соборе разбили, чтобы забрать его останки.

«Разыкрали оружие, нумизматику и забрали из нашего лапидария стелы, относящиеся к Боспорскому царству , расположенному вблизи Керчи в Крыму. И это свидетельствует о том, что их интересовала история Крыма», – рассказывает Ольга Гончарова, которую назначили директором музея после деоккупации Херсона.

Нынешняя директор Херсонского областного краеведческого музея Ольга Гончарова возле пустых стеллажей в одном из залов Херсонского областного краеведческого музея (фото NBC News)

Нынешняя директор Херсонского областного краеведческого музея Ольга Гончарова возле пустых стеллажей в одном из залов Херсонского областного краеведческого музея (фото NBC News)

По свидетельству охранников краеведческого музея, хищение экспонатов длилось два дня. Вещи вывозили тремя грузовиками без номерных знаков, а занимались этим около 70 человек, которых, по словам представителей музея, привезли из Крыма. За два дня работы в этом музее россияне смогли вывезти почти всю экспозицию, однако не успели добраться до фондов, где хранилось большинство предметов из коллекций.

В феврале 2023 года коллекцию краеведческого музея, посвященную Суворову, россияне привезли в оккупированный Геническ, где показывали учащимся местных школ. Куда попали другие музейные экспонаты краеведческого музея – неизвестно. Была информация , хранимая в музее-заповеднике «Херсонес Таврический» в Крыму, однако никаких доказательств, что экспонаты сейчас находятся там, нет – тем более, что периодически появляется информация о вывозе в Россию коллекций и из самого заповедника и подозрительные раскопки на его территории.

Под видом российской журналистки NGL.media связались с директором музея-заповедника «Херсонес Таврический» Еленой Морозовой (Елена Морозова) с просьбой помочь в организации съемок на тему «эвакуированной и спасенной коллекции из Херсона». Когда женщина услышала слово «Херсон», она начала буквально визжать, не позволяя журналистке завершить мысль.

«Я не понимаю, о чем вы говорите! По телефону я на такие темы не говорю! Пожалуйста, делайте официальные запросы, я вас очень прошу! Давайте завершим этот разговор!», – выкрикнула Морозова и завершила звонок.

Удивительной реакция оказалась не только у Морозовой. Явно боялся говорить о событиях ноября 2022 года и директор «Центрального музея Тавриды» Андрей Мальгин, лично руководивший эвакуацией музейных экспонатов.

Была бы такой реакция руководителей крымских музеев, если бы они не понимали, что причастны к преступлению?

Кто причастен к похищению херсонских музейных ценностей

NGL.media выяснили фамилии коллаборантов и окупантов, причастных к вывозу музейных ценностей из Херсона. Список составлен на основе свидетельств очевидцев событий, а также санкционных решений ЕС. Мы не вносили в этот список музейщиков, которые остались работать при оккупационных властях, если не обнаружили данных об умышленном вредительстве с их стороны.

  • Александр Кузьменко (Александр Кузьменко) – назначен оккупантами «министр культуры Херсонской области»;

  • Андрей Мальгин (Андрей Мальгин) – коллаборант с 2014 года, директор "Центрального музея Тавриды" в Крыму, куда вывезли экспонаты Херсонского областного художественного музея;

  • Анна Фурса (Анна Фурса) – коллаборант, работала в информационном отделе Херсонского областного художественного музея;

  • Марина Жилина (Марина Жилина) – коллаборантка, бывшая работница Херсонского областного художественного музея, уволена еще до вторжения. Именно она передала оккупационной администрации список экспонатов музея;

  • Наталья Десятова (Наталья Десятова) – коллаборантка, назначенная оккупантами директор Херсонского областного художественного музея;

  • Наталья Кольцова (Наталья Кольцова) – заведующая экспозиционным отделом Херсонского областного художественного музея, коллаборантка;

  • Олег Шкедя (Олег Шкедя) – коллаборант с 2014 года, заместитель директора «Центрального музея Тавриды» в Крыму, присутствовал в Херсонском областном художественном музее имени Алексея Шовкуненко во время похищения экспонатов;

  • Светлана Сиделкина (Светлана Сиделкина) – коллаборантка, заведующая филиалом Херсонского областного краеведческого музея «Каховский исторический музей», способствовала вывозу коллекции этого музея;

  • Татьяна Братченко (Татьяна Братченко) – коллаборантка, директор Херсонского областного краеведческого музея на момент вторжения россиян и еще несколько месяцев после;

  • Татьяна Шандра (Татьяна Шандра) – заведующая историческим отделом Херсонского областного краеведческого музея, назначенная оккупантами директором этого музея после Татьяны Братченко.

К части людей из этого списка уже применены санкции ЕС как военные преступники. Речь идет о Десятовой, Братченко и Мальгине. В санкционном списке еще есть «министерша культуры Крыма» Татьяна Манежина (Татьяна Манежина) и директор Мариупольского краеведческого музея Наталья Капустникова (Наталья Капустникова). Как уточнили NGL.media в представительстве ЕС в Украине, санкции предусматривают запрет на въезд в любую страну Евросоюза, а также любые финансовые связи с европейскими компаниями и гражданами.

NGL.media также попытались выяснить, кто из российских чиновников мог напрямую участвовать в вывозе культурных ценностей из музеев Херсона.

К примеру, заместитель директора департамента государственной охраны культурного наследия министерства культуры РФ Денис Проценко (Денис Проценко) в конце 2023 года был участником межрегионального форума «Сохранение культурного наследия. Достижения и опыт регионов», проходивший в оккупированном Сорокином. Здесь Проценко учил музейщиков из новых регионов переводить музейные ценности в российское правовое поле.

Денис Проценко (фото VK)

Денис Проценко (фото VK)

В разговоре с NGL.media Проценко уверяет, что в его подчинение «новые регионы» вошли только в марте 2024 года. В момент «эвакуации» музейных ценностей из Херсона, по словам Проценко, процессом руководили работники департамента музеев и внешних связей.

«О том, что коллекции эвакуированы, я лично узнал год спустя во время личного разговора с министром культуры Херсонской области. А все вопросы, которые вы озвучили, это была сфера ответственности департамента музеев и внешних связей нашего центрального аппарата. Я до сих пор не знаю, где эти коллекции, которые вывезли, куда и как это распределяется», – утверждает Денис Проценко.

Департаментом музеев и внешних связей министерства культуры РФ, о котором говорит Проценко, руководит Елена Харламова (Елена Харламова), с которой нам не удалось связаться. Заместительница Наталья Чечель (Наталья Чечель) согласилась говорить о вывезенных из Херсона культурных ценностях только с разрешения пресс-службы министерства: «Понимаете, у нас здесь строгая дисциплина и все комментарии только после официального согласования».

После этого короткого разговора с псевдороссийской журналисткой Наталья Чечель удалила свое фото из телеграммы и перестала выходить на связь. Подобным образом повели себя и другие работники министерства, с которыми мы пытались связаться под видом россиян.

Тем не менее, мы определили работников министерства культуры РФ, ответственных за вывоз и регистрацию украинских культурных ценностей по российскому законодательству. Эти люди, хоть и не выносили собственными руками артефакты из украинских музеев, однако прямо причастны к присвоению их Россией.

Список российских чиновников, ответственных за похищение украинских культурных ценностей

  • Ольга Любимова (Ольга Любимова), министерша культуры РФ с 2020 года;

  • Сергей Обрывалин (Сергей Обрывалин), первый заместитель министерства культуры РФ. Кроме того, контролирует департаменты государственной охраны культурного наследия, музеев и внешних связей. Именно эти департаменты непосредственно занимаются культурными ценностями на оккупированных территориях Украины.

Департамент музеев и внешних связей министерства культуры РФ – отвечает за пополнение и использование музейных фондов, контролирует ввоз и вывоз культурных ценностей на государственном уровне, ведет каталог Музейного фонда РФ, в том числе «достояний» с оккупированных территорий. Ключевые работники:

  • Елена Харламова (Елена Харламова), директор департамента;

  • Антон Кузнецов (Антон Кузнецов), заместитель директора департамента;

  • Наталья Чечель (Наталья Чечель), заместитель директора департамента, курирует наполнение каталога Музейного фонда РФ;

  • Елена Гомонюк (Елена Гомонюк), заместитель директора департамента;

  • Дмитрий Лакоценин (Дмитрий Лакоценин), начальник отдела контроля над оборотом и сохранением культурных ценностей;

  • Даниил Федоров (Даниил Фёдоров), заместитель начальника отдела по контролю за оборотом и сохранением культурных ценностей;

  • Дарья Маркова (Дарья Маркова), начальник отдела Музейного фонда РФ;

  • Галина Новикова (Галина Новикова), начальник отдела музеев;

  • Александр Сурин (Александр Сурин), заместитель начальницы отдела музеев.

Департамент государственного охраны культурного наследия министерства культуры РФ – контролирует соблюдение законодательства в музейной отрасли, в том числе регистрацию экспонатов в каталоге Музейного фонда РФ. Кроме того, департамент предоставляет задачи, разрешения и лицензирует деятельность по проведению работ по сохранению объектов культурного наследия федерального значения. Ключевые работники:

  • Роман Рыбало (Роман Рыбало), директор департамента;

  • Самвел Марутьян (Самвел Марутьян), заместитель директора департамента;

  • Константин Ерофеев (Константин Ерофеев), заместитель директора департамента;

  • Дмитрий Трубинов (Дмитрий Трубинов), заместитель директора департамента;

  • Денис Проценко (Денис Проценко), заместитель директора департамента. До мая 2024 года руководил территориальным управлением Южного и Северо-Кавказского федеральных округов Минкульта РФ, которое «заботится» о оккупированных регионах Украины;

  • Виктория Воронко (Виктория Воронко), начальник отдела государственной охраны объектов культурного наследия и градостроительной деятельности;

  • Людмила Коновалова (Людмила Коновалова), начальник отдела археологии и государственного надзора в сфере культурного наследия;

  • Анастасия Иванова (Анастасия Иванова), заместитель начальницы отдела археологии и государственного надзора в сфере культурного наследия;

  • Илья Литкин (Илья Лыткин), начальник отдела государственного реестра и исторических поселений;

  • Александр Кузнецов (Александр Кузнецов), заместитель начальника отдела государственного реестра и исторических поселений;

  • Юрий Попов (Юрий Попов), начальник отдела лицензирования и лицензионного контроля в сфере сохранности объектов культурного наследия;

  • Виктория Савина (Виктория Савина), заместитель начальника отдела лицензирования и лицензионного контроля в области сохранения объектов культурного наследия;

Управление Министерства культуры Российской Федерации по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам РФ – контролирует использование объектов культурного наследия и музейного фонда РФ, проводит экспертизу ценностей, координирует и дает разрешение на их ввоз и вывоз, передачу другим государственным, муниципальным и религиозным органам на подчиненной территории. В частности, управление отвечает за музейный фонд оккупированных украинских территорий: Крыма, Донецкой области, Луганской области, Запорожской и Херсонской областей.

  • Мария Лобанова (Мария Лобанова) – временно исполняющая обязанности руководительницы управления; предыдущие шесть лет (до мая 2024 года включительно управлением руководил Денис Проценко (Денис Проценко)

  • Юрий Степченко (Юрий Степченко), заместитель руководительницы управления;

  • Андрей Красенков (Андрей Красенков), начальник отдела государственного контроля и надзора за сохранностью культурных ценностей управления;

  • Инна Жихарко (Инна Жихарко), начальник отдела государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия управления;

  • Олег Молодцов (Олег Молодцов), начальник территориального отдела в Севастополе (заботится о культурных ценностях оккупированных украинских территорий). В аннексии Крыма Молодцов был гражданином Украины.

Что мы потеряли?

По данным Минкульта, предоставленным по запросу NGL.media, из Херсонского областного художественного музея россияне вывезли 10170 предметов – это картины известных украинских и европейских художников и многие другие произведения искусства. В то же время, точной цифры похищенного в Херсонском областном краеведческом музее пока не может назвать ни руководство музея, ни Минкульт: здесь не вели электронный каталог, а бумажные книги поступлений и россияне забрали вместе с экспонатами. Сотрудники музея, по словам директора Ольги Гончаровой, сейчас пытаются восстановить списки экспонатов по крайней мере частично.

На оккупированных территориях сейчас находится 62 музея , общее количество экспонатов которых составляет более 1,4 млн единиц и . Отследить состояние коллекций этих музеев очень сложно, ведь в руководстве заведений в оккупации остались либо коллаборанты, либо россияне назначили своих доверенных людей, которые, само собой, не предоставляют Украине никакой информации о культурных ценностях.

Проваленная эвакуация

В первую очередь в потере культурных ценностей виновата Россия, а точнее, конкретные люди, которых мы назвали выше, да еще немало неидентифицированных пока военных преступников. Во время грабежа музеев россияне пытались лишний раз не «светиться», поэтому они не представлялись, прятали лицо и приезжали на транспорте без идентификационных признаков.

Доказать вину конкретных россиян, наказать виновных и вернуть награбленное – очень непросто, на это могут уйти десятилетия кропотливого труда специалистов по международному праву, общественности и политикам. Поэтому уже сейчас (а на самом деле и гораздо раньше) следует анализировать ситуацию и работать над тем, чтобы мы, украинцы, больше не теряли свое культурное достояние.

Итак, почему мы не эвакуировали культурные ценности до начала полномасштабного вторжения? Ведь был опыт 2014, когда россияне оккупировали украинские территории и вместе с ними присвоили музейные экспонаты и другие культурные объекты. Только в результате аннексии Крыма мы потеряли 31 музей, где насчитывалось почти 930 тыс. предметов государственной части Музейного фонда Украины. И за 10 лет россияне не только не вернули ни один ценный предмет в Украину, но и успели внести наши ценности в свой государственный музейный фонд, пытаясь таким образом легализовать награбленное.

Эвакуация культурных ценностей на законодательном уровне регулируется соответствующим постановлением правительства. И юристы, и руководители музеев, с которыми общались NGL.media, жалуются, что существующий порядок эвакуации не практичен. И именно поэтому эвакуация культурных ценностей происходила и до сих пор происходит хаотично.

Представители министерства и областной власти последние несколько лет не раз просили предоставить списки музейных предметов на эвакуацию, мы им их передавали. Но дело в том, что большинство предметов находились в экспозициях, а на то, чтобы разобрать экспозицию, необходимое время и оборудование, упаковочный материал, а это никто не обеспечивал. Эвакуация должна была быть запланирована основательно, а она много лет существовала только на бумаге», – говорит Олеся Милованова, участник инициативы «Музейный кризисный центр» и действующий директор Луганского областного краеведческого музея.

Уже бывший министр культуры Александр Ткаченко осенью 2022 тоже говорил о несовершенстве системы и заявлял , что в Украине до вторжения вообще не существовало действующего механизма для превентивной эвакуации культурных ценностей. Он обвинил местные музеи, в частности в Мариуполе, в том, что они отказались эвакуироваться своими силами.

В случае с Мариуполем, тамошний директор краеведческого музея Наталья Капустникова оказалась сторонницей оккупации, что вполне объясняет ее нежелание эвакуировать музей. Но опыт других музеев, оказавшихся перед опасностью потерять свои ценности, показывает, что проблемы были и у тех, кто имел максимально проукраинскую позицию и действительно хотел спасти коллекции.

Так, помня, чем закончилось для Луганского областного краеведческого музея вторжение россиян в 2014 году, директор этого музея Олеся Милованова незадолго до 24 февраля готовилась к эвакуации, не дожидаясь указаний «сверху».

«Где-то за неделю до вторжения мы начали разбирать экспозицию, и я приказала другим музеям в регионах тоже это сделать. И все это происходило стихийно. У нас не был назначен пункт эвакуации, поэтому по своему усмотрению я договорилась со Львовом, с музеем «Территория террора» , это наши многолетние партнеры», – вспоминает Олеся Милованова.

Такую ответственность за спасение экспонатов брали на себя и руководители других украинских музеев, таким образом некоторые удалось сохранить. Но в случае с луганским музеем вывезти коллекцию не хватило времени – боевые действия начались до того, как приехал транспорт на эвакуацию.

Важно понимать, что культурные ценности, которые находятся в украинских музеях, являются частью Государственного Музейного фонда Украины . Отдельным звеном в коммуникации между музеями и Минкультом есть районные и областные администрации, которые отвечают за доведение приказов и указаний министерства до директоров музеев. Директора, в свою очередь, должны обеспечить выполнение этих приказов, и в случае с эвакуацией это означает взять на себя ответственность за вывоз тысяч экспонатов, решить логистические вопросы, найти людей и сохранить все ценности в надлежащем состоянии. В условиях войны не каждый готов этим заниматься.

«У нас очень устаревшая и недейственная инструкция по эвакуации, ее давно нужно посмотреть. Потому что сейчас это выглядит так, что ты как музейный работник сидишь под обстрелами, на тебя летят снаряды, а ты готовишь кучу документов, выписываешь правильно все запятые и точки, чтобы спасти эти предметы. И если что-то сделаешь не так, то потом еще попадешь под уголовную ответственность», – жалуется еще и на лишнюю бюрократию Олеся Милованова.

Нынешний министр культуры Ростислав Карандаев в прошлом году анонсировал создание единого электронного реестра Музейного фонда Украины. Это должно помочь украинским музейщикам вести учет своих фондов; государству – понимать, что происходит с этими фондами; а международным правоохранительным органам оперативно выявлять на черном рынке вывезенные из Украины артефакты. Пока это все звучит как мечта.

В апреле 2024 года Карандеев заявил , что в скором времени начнется обустройство новых хранилищ для хранения музейных экспонатов. Впрочем, музеи продолжают эвакуировать по старому сценарию силами музейщиков, международных организаций, помогающих с упаковкой, и личных договоренностей. "В целом ситуация с 2022 года не сильно изменилась", – говорит Олеся Милованова.

В Минкульте отказались предоставлять информацию NGL.media о состоянии и темпах эвакуации культурных ценностей из опасных регионов, считая это служебной информацией. По состоянию на июнь 2024 г. Минкульт сообщает о 250 тыс. музейных ценностей, которые удалось эвакуировать в безопасные места.

Также в Минкульте нам сообщили, что строительство хранилищ для хранения музейных ценностей нуждается в проектировании и дополнительном финансировании. Проще говоря, до реализации этой идеи еще далековато.

Какие шансы на возвращение похищенных ценностей?

Исследователи истории считают, что шансов вернуть украденные из Украины сокровища крайне мало. Ведь вывоз культурных ценностей для оккупантов – не только возможность обогатить собственные коллекции или в отдельных случаях себя лично, но и исказить историко-культурный бекграунд и доказать, что все украинское достояние действительно принадлежит России.

«Начиная со времен Российской империи они вывозят только самое ценное и то, что может подтвердить общее достояние всей так называемой Руси, русского мира. Например, они очень любят и почитают скифское золото, а также достопримечательности времен Киевского государства. Все, что является достоянием украинского национального искусства, украинской национальной культуры, составляющей украинскую идентичность, они пытаются разрушить. Во Вторую мировую войну из музеев также эвакуировали ценности в далекие регионы России. И тогда тоже эвакуировали не все подряд, а только золото, архивы НКВД и самые ценные памятники, которые тоже подтверждали бы это единство народов, так называемый русский мир», – объясняет NGL.media историкиня Ярослава Музыченко.

Она согласна с тезисами иностранных исследователей, что ситуация с ограблением украинских музеев также напоминает те времена, когда нацисты разворовывали музеи Европы. Украина, как и другие пострадавшие государства, до сих пор возвращает награбленные экспонаты.

В конце 2023 Владимир Путин утвердил изменения в закон о музеях и музейных фондах РФ, которые указывают на то, что россияне планируют продолжить политику присвоения украинской культуры. Теперь российское законодательство признает музейные коллекции целостными и неделимыми, запрещает возвращать похищенные культурные ценности и требует чем быстрее вносить их в каталог Музейного фонда РФ.

Предметы и коллекции, входящие в музейные сборники на оккупированных территориях, должны быть каталогизированы до конца 2027 года. По приблизительным подсчетам, Россия планирует зарегистрировать более 44 тысяч украинских артефактов, проще говоря легализовать их.

Так что, очевидно, возвращать украденное россияне не намерены. Как и прекращать уничтожение историко-культурного наследия Украины. По крайней мере, добровольно.

Екатерина Родак и Елизавета Чип , обложка Виктория Демчук ; опубликовано в издании NGL.media  


Теги: Нападение России на УкраинуНапад Росії на УкраїнуискусствомистецтвопограбуванняВойнаВійнаоккупантыокупація

Дата и время 02 сентября 2024 г., 23:38     Просмотров Просмотров: 1977
Комментарии Комментарии: 0


Комментарии:

comments powered by Disqus

’‚Ћђ€ §‘’Ћђ§ћ з Ђ‡Ћ‚ЋЊ

10 жовтня 2024 г.
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Когда, по-вашему, возможно окончание войны в Украине?








Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.066072