Адвокат рассказала о механизме конфискации имущества коррупционеров в пользу ВСУ.

Адвокат рассказала о механизме конфискации имущества коррупционеров в пользу ВСУ.
“Практика передачи конфискованного имущества, полученного коррупционным путем, в пользу ВСУ в Украине только начинается. Преимущественно это суммы 5-100 тысяч, миллионы передавались несколько раз”.
Об этом в эфире Украинского радио рассказала Татьяна Лебедева, адвокат по уголовному и военному праву Адвокатского объединения "Актум".
Для этого требуется ходатайство прокурора на этапе досудебного расследования об отмене ареста и направлении средств, например, в доход ВСУ с указанием конкретной части и бригады, требующей данных средств. “Ведь люди отдают на нужды ВСУ последние 50 гривен. А здесь есть реальные деньги. Прокурорам нужно быть немного смелее и не бояться обращаться с такими ходатайствами”, – считает адвокат.
"Тогда, я думаю, этот процесс передачи средств, полученных незаконным путем, будет ускорен на столько, что поможет выиграть эту войну", - резюмирует Татьяна Лебедева, адвокат по уголовному и военному праву Адвокатского объединения "Актум".
Деньги изъяты у врача "Одесской областной клинической больницы", который привлек 12 врачей из разных учреждений города и должностных лиц "Одесского областного Центра медико-социальной экспертизы" и предоставлял "платные услуги" во избежание мобилизации
Как украинское законодательство определяет понятие "конфискация"?
Конфискация – это безвозмездная передача имущества и средств в доход государства. Это безвозмездное изъятие в рамках уголовного производства.
Что можно конфисковывать согласно украинскому законодательству? У кого и при каких условиях? Можно ли изъять средства, обнаруженные у руководителей МСЭК, в пользу государства, по крайней мере, те, что показали правоохранители и журналисты? Можно ли эти средства направить в доход ВСУ?
Если мы принимаем требования и нормы Уголовно-процессуального кодекса, то там четко отмечено, что принудительно безвозмездно изымается в доход государства собственность данного лица. То есть эти средства являются собственностью данного лица, у которого они были найдены. Но эти средства получены преступным путем. Что может быть конфисковано? Это могут быть золотые слитки, автомобили, транспортные средства, квартиры, деньги в национальной или иностранной валюте.
Можно ли эти средства направить в доход ВСУ? Я исследовала свою судебную практику, и такие случаи есть. Когда прокурор обращается в суд с соответствующим ходатайством об отмене ареста, наложенного на данное имущество, тогда данные средства передаются в доход государства.
Это происходит исключительно по решению суда?
Исключительно по решению суда. Суд должен упразднить арест и передать имущество в доход государства. Например, на нужды ВСУ. Процедура такова. Следователь ДБР, изымавший средства, против трех дней должен наложить арест на изъятое имущество. При изъятии этих средств составляется протокол обыска. И в этот протокол обыска заносятся все наименования купюр. Указывается валюта, серия, номер, номинал купюры. Составляется протокол обыска. Затем у следователя есть ровно 3 суток, 72 часа для того, чтобы обратиться в суд с соответствующим ходатайством о наложении ареста или о возвращении этих средств, если он видит, что эти средства добыты законным путем.
Если лицо, например, принесет выписку о депозите и покажет, что оно в течение, например, 20 лет собирало эти средства и откладывало на счет, то у него есть три дня для того, чтобы доказать, что эти средства им реально добыты законным путем. Если за три дня никто ничего не принес, следователь обращается в суд с соответствующим ходатайством, а следователь-судья рассматривает данное ходатайство и налагает арест на это имущество.
Далее идет досудебное расследование. Когда оно будет завершено, арест автоматически не отменяется. Затем составляется обвинительный акт, и дело идет в суд. Если на этапе досудебного расследования прокурор не обратится с таким ходатайством, о котором я сказала, об отмене ареста и направления, например, в доход ВСУ с указанием конкретной части и бригады, нуждающейся в данных средствах и на что именно, тогда данные средства переходят на следующий этап. Это судебное разбирательство. И тогда их судьба будет решена только после приговора суда.
Как часто сейчас в Украине происходят конфискации в пользу ВСУ?
Сейчас подобная практика только начинается. Не скажу, что через три года в каждой области такое происходило, и каждый прокурор обращается с таким ходатайством. Нет, такого нет. Есть единичные случаи. К примеру, дело 2022 года, когда 4 миллиона гривен было передано на основании ходатайства прокурора о доходе в ВСУ. Я вчера исследовала самую большую сумму, которая была передана. Чаще встречаются суммы 50-100 тысяч. А около миллиона и выше – таких дел всего несколько.
А у вас есть информация о том, что происходит с делами по имуществу руководителей Николаевской, Хмельницкой, Сумской МСЭК?
Сейчас идет досудебное расследование, и вся эта информация является тайной следствия. Она не может быть разглашена. Все решения засекречены и являются частью следствия. Любой гражданин в едином государственном реестре досудебных расследований по большому номеру из 18 цифр, на сайте реестра судебных решений находит какие-то единичные решения. Но в большинстве случаев все данные документы будут засекречены. Их нельзя рассекретить, и не важно, что дело громкое. Это тайна следствия. Распространение данной информации запрещено законом.
Куда обычно направляются деньги после изъятия? Существует ли какой-нибудь специальный фонд, куда они попадают, а потом как-то распределяются? По чьему решению они распределяются? Расскажите о судьбе изъятых средств.
Когда эти средства изымаются, например, 4 или 20 миллионов гривен, мы понимаем, что это не маленькая сумма денег. Их нужно физически где хранить. Есть несколько вариантов, где они могут храниться. Первый вариант: у следователя в помещении ДБР должна быть специально отведена комната с решеткой и металлической дверью. Ее помещение должно быть не менее 10 квадратных метров. Но не все райотделы или следственные комнаты оборудованы такими специальными комнатами.
Поэтому есть специальный орган - Национальное агентство Украины по выявлению, розыску и управлению активами, полученными от коррупционных и других преступлений. Они передаются по описанию именно туда. Они там хранятся либо в натуральной форме, либо передаются на депозитный счет государства в государственные банки, и там начисляются проценты по процентным ставкам, действующим в банке. И если человек будет, например, признан невиновным, он получит свои средства обратно. Плюс получит проценты.
Если нет, то государство получает эти средства плюс получает проценты. По поводу того, какова судьба этих средств после того, как прозвучал приговор суда – изъятие, тогда они идут на нужды государства. К сожалению, статистика такова, что никто не может отследить очень большие суммы, уходящие в доход государства. И куда именно они идут, ни один из государственных органов не дал никому конкретного ответа.
Какие, на ваш взгляд, пробелы в украинском законодательстве, связанные с конфискацией имущества?
Прокурорам нужно не бояться обращаться с такими ходатайствами. Ведь люди сдают на нужды ВСУ последние 50 гривен. А здесь есть реальные деньги. Наложили арест на три дня, прокурор обратился с ходатайством и передали на нужды ВСУ. Надо прокурорам быть немного смелее. И тогда, я думаю, этот процесс передачи средств, полученных незаконным путем, будет ускорен на столько, что поможет выиграть эту войну.
Как может влиять на этот процесс принятый Верховной радой Украины в целом законопроект 1239 о соглашениях со следствием?
Я с 2017 года работаю с прокурорами, когда они заключают соглашение о признании виновности. Что подразумевается? Это соглашение, где прокурор согласовывает с обвиняемым, что тот признает вину, а прокурор дает ему меньший срок. Но судьба средств, изымаемых в ходе таких дел, решается обычно преждевременно. То есть, к подписанию соглашения эти средства уже направляются в доход государства.
Здесь важно понимать, что мы хотим. Если мы хотим ускорить передачу средств в доход государства или ВСУ, это хорошо. Но если мы говорим о реальном наказании, то люди получают 2-3-5 лет условного срока. То есть ни одно лицо, совершившее такое уголовное правонарушение, как взятка, не отбывает реальное наказание. На что он ориентирован? Для того, чтобы лица не отбывали наказание? Я думаю, это больше создано для того, чтобы смягчить наказание для тех, кто принимает эти взятки.
Народный депутат Украины Ярослав Железняк отмечает, что этот документ вводит новую статью, разрешающую в случае сотрудничества со следствием, в случае разоблачения соучастников и возмещения вреда, назначать меньший срок заключения, чем требует Уголовный кодекс. При этом суд может определить как дополнительное наказание достаточно большой штраф. Например, за не тяжкие преступления – от 20 до 120 тысяч не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, а за тяжкие преступления – большие суммы. Но суд может также в таких случаях конфисковать имущество фигуранта, если этот вид наказания будет согласован.
368 статья Уголовного кодекса Украины (принятие предложения, обещания или получение неправомерной выгоды должностным лицом) и так предусматривает обязательное лишение права занимать должность и конфискацию имущества. Это и идёт в контексте. Человеку, условно говоря, дают два года с испытуемым 5/2: 2 года он на испытательном находится и плюс конфискация происходящего имущества.
Но ведь мы говорим о том, что будет более мягкое наказание для тех, кто берет взятку. И он будет знать, что если в следующий раз возьмет взятку, ему дадут 2 года, он в течение какого-нибудь периода будет обогащаться, а в последний момент заберут то, что он не успеет потратить. Но дадут 2 года. Мое личное мнение, что это не очень классный закон, который будет наказывать или исправлять коррупцию в нашем государстве.
Что сейчас происходит с конфискацией имущества граждан России?
Процессы по России еще продолжаются. Пока не все реализовано. Эти активы пока арестованы и конфискованы в доход государства. Но если средства мы можем положить на депозит и получать какие-то проценты, то недвижимость пока числится на балансе государства. Когда закончится война, будет производиться реализация данного имущества, например, будет относиться на аукцион. А потом эти средства будут идти в доход государства и покрывать расходы, которые потребуются для возмещения чего-либо.
А сейчас нельзя эти аукционы проводить?
В теории можно. Но я не думаю, что это будут небольшие суммы. Возникает вопрос, откуда люди в период войны берут такие средства. Или будет такой вариант, что выставят объект за миллион, состоится первый аукцион, и, если никто не купит, будет снижена ставка на 25%. Если никто не купит после второго аукциона, еще раз ставка будет снижена на 25%. И имущество будет продано за бесценок. Поэтому пусть оно пока стоит. Подождем, пока закончится война. Возможно, потом появятся иностранные инвесторы и захотят это приобрести за нормальную адекватную цену.
У нас есть такой опыт или нужно будет его заимствовать?
У нас есть опыт, есть такая практика. Может быть, не в таком количестве, как сейчас. Но механизмы, позволяющие это сделать, в нашем государстве урегулированы.
Теги: незаконное обогащениенезаконне збагаченняУголовное делоконфіскація коштівКонфискацияКонфіскаціяКоррупцияКорупціяЗСУВСУЛебедева ТатьянаАдвокат
Комментарии:
comments powered by DisqusЗагрузка...
Наши опросы
Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
