АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал
МОВАЯЗЫКLANG
Киев: 8°C
Харьков: 8°C
Днепр: 8°C
Одесса: 8°C
Чернигов: 9°C
Сумы: 8°C
Львов: 4°C
Ужгород: 8°C
Луцк: 4°C
Ровно: 3°C

Коррупционные риски Минобороны: новые скандалы – только вопрос времени

Читати українською
Коррупционные риски Минобороны: новые скандалы – только вопрос времени
Коррупционные риски Минобороны: новые скандалы – только вопрос времени

Мы можем наказать кого-нибудь за преступление, а можем этого преступления не допустить. Первое более привлекательное с точки зрения зрелища, но после ста третьего раза вызывает лишь раздражение. И гораздо более низкий эмоциональный эффект. А вот ущерб остается.

Особенно это болезненно в сфере обороны отмечают в издании Цензора. НЕТ . Если что-то на фронт не поставили вовремя, то там нет чего-то жизненно необходимого.

В четверг в НАПК презентовали результаты исследования, указывающего на существующие коррупционные риски в поставках нелетальных товаров для Минобороны.

коррупция dqxikeidqxitkant

Какие проблемы указали авторы исследования: несистематические и несогласованные изменения правового регулирования в сфере оборонных закупок. Если вы не знали, то постановление 1275, регулирующее оборонные закупки, изменялось 8 раз, а постановление 1178 – 29 раз. И это точно не способствует стабильности закупок.

Но это что-то очень непонятное с точки зрения обычного человека, не занимающегося ежедневно закупками. Особенно если она не закупщик в воинской части, где на самом деле числится пулеметчиком.

Но есть более понятные риски, уже обросшие конкретными примерами.

К примеру, таким коррупционным риском в НАПК назвали "неосуществление в течение длительного времени актуализации технических спецификаций к предметам снабжения и непрозрачный порядок получения акта о соответствии".

коррупция

Помните историю с флягами втридорога? В июне на ngl.media вышел материал о ДОТ и закупке фляг за 355 гривен. Авторы сравнили цены в интернете и закупках Нацгвардии, где по 70 и 150, и решили, что ДОТ таки сильно переплатил.

Но ДОТ покупал по необходимости, которая поступила от КСЛ. И выбора в сущности не имел. Они должны были купить очень быстро фляги, под которые были прописаны очень четкие условия.

Если вы не знали, ДОТ не может купить ничего, даже если оно классное, американское, норвежское, украинское, и на рынке втрое дешевле, если оно не отвечает техническим условиям.

Технические условия написаны в 2018 году. Для них за образец была взята американская фляга. Согласно этим требованиям, фляга должна производиться из термопластического материала методом выдувного формования – полиэстер Eastman Tritan Copolyester TX 1001 или эквивалент, материал должен обеспечивать чистоту, прочность, стойкость к нагреванию в микроволновке, не содержать бисфенол-А.

И благодаря этим техусловиям монополию на поставку получила фактически одна группа поставщиков, у которой на складе лежали эти фляги. Знали ли об этом нюансе в КСЛ? Скорее всего, да.

Но самое интересное в том, что на самом деле военные, с которыми после скандала общалась автор, выразили искреннее удивление, а зачем им сейчас фляги, если ими никто не пользуется.

На следующий год Минобороны не планирует больше закупать ни фляги, ни котелки, ни чехлы к ним. Но какая разница, если кто уже заработал на этом десятки миллионов.

Также Минобороны сейчас не планирует покупать резиновые сапоги. Но год назад их купили 125 тысяч у компании "Трейд лайнс ритейл", принадлежащей семье Гринкевичей. И на эти торги вышла только компания Гринкевича, а срок поставки был всего месяц. Это точно не было "распаковкой" под конкретного поставщика?

И еще один важный нюанс в истории с флягами. Это была закупка по необходимости. К сожалению, еще в прошлом году Общественный антикоррупционный совет при Минобороны указывал на то, что эта форма, несмотря на понятность военного положения, также содержит очень серьезные коррупционные риски. Ведь дальше идет скорая закупка по неконкурентным процедурам.

Например, в прошлом году такая история часто происходила с горючим и оливками. Очевидно, что армия не может воевать без горючего. Но вот в чем история – по состоянию на июль 2023 года не был выполнен ни один контракт на закупку масел за первое полугодие. Контракты продлевались дополнительными соглашениями. А в этот момент параллельно шли быстрые закупки по насущной необходимости.

Сейчас НАПК также отнесла использование основания "неотложности потребности" с целью применения неконкурентных процедур оборонных закупок к одному из коррупционных рисков в работе Минобороны. Единственное, что уже в этом году 90% закупок горючего от ДОТ происходили по конкурентным процедурам.

Еще один важный пункт замечаний НАПК – "отсутствие единого подхода к определению ориентированной и ожидаемой стоимости товаров оборонного назначения, в частности, при закупке продуктов питания".

Стоит отметить, что Общественный антикоррупционный совет МОУ не раз указывал, что сохранение закупок по каталогу, а не по отдельным категориям товаров фактически консервирует этот сегмент за ограниченной группой поставщиков, которые являются своеобразными пищевыми "РосУкрЭнерго" - компаниями-посредниками, которые в основном не только ничего не производят, но и не поставляют товары на фронт, потому что это делают субподрядчики.

Весной НАКО провели анализ закупок за последний год, которые осуществлялись как коллегиальным органом Минобороны, так и ДОТ.

В ходе анализа оказалось, что, например, компания "Трейд гранит", которая сейчас оказалась фигурантом нескольких скандалов с качеством поставленных продуктов, в 2023 году прописала в каталоге цены на ряд товаров на уровне 0,01 грн за килограмм. Такие цены у компании были на нектарин, черешню, цветную капусту, малину и свежие огурцы. Очевидно, что такие цены не могли существовать на рынке. Но это позволило компании выиграть тендер.

цены

Согласно анализу, сделанному ГАР МО при поддержке НАКО, разница цен в каталогах разных компаний составляла иногда 900 % .

В настоящее время компаниям-участникам запрещено снижать цены на отдельные товары более чем на 40% от цены Госстата, но часто поставщики опускают их на 35%.

На те позиции, где они уверены, это не закажет военная часть.

На что еще обратило внимание среди коррупционных рисков НАПК, так это избирательность и нечеткость критериев подписки.

Например, согласно ответу ДОТ по запросу НАКО среди поставщиков питания такую подписку получили 8 компаний, в частности ООО "ЮГ ПРОД ТОРГ"; ООО "Буский консервный завод"; ООО "Контракт Продрезерв 5"; ООО "ФУДГРАНД"; ООО "АДЕЛИН"; ООО "Ахтырка мясопродукт"; ООО "ТРЕЙД ГРАНИТ ИНВЕСТ" и ООО "АСИКС ГРУПП".

Не получили ООО "Мит пром", "Черкасский мясокомбинат" и ООО "Твой хлеб".

Выплата авансов производится согласно приказу министра, предусматривающего, что разрешение на такую подписку дает профильный замминистра. Других четких критериев для подобной выплаты нет.

приказ

В целом НАПК выделено 3 системных коррупционных риска и 8, которые возникают непосредственно во время тыловых закупок.

Напоследок остановлюсь на риске, касающемся порядка проверки деловых партнеров.

По мнению аналитиков НАПК, наделение ГП "ДОТ" полномочиями по проверкам на этапе, предшествующем заключению договора, могло бы способствовать предотвращению заключения договоров с неблагополучными контрагентами и значительно снизило бы риск нанесения ущерба государственному бюджету.

В частности, подобные практики действуют в Великобритании и Канаде.

Согласно ч. 1 ст. 16 закона "Об публичных закупках" заказчик требует от участников процедуры закупки представления ими документально подтвержденной информации об их соответствии квалификационным критериям. В ч. 2 ст. 16 Закона определено, что заказчик устанавливает один или несколько таких квалификационных критериев: наличие у участника процедуры закупки оборудования, материально-технической базы и технологий; наличие у участника процедуры закупки работников соответствующей квалификации, имеющих необходимые знания и опыт; наличие документально подтвержденного опыта выполнения аналогичного (аналогичных) по предмету закупки договора.

Впрочем, несмотря на это, часть поставщиков продуктов питания являются компаниями-посредниками без собственного производства с арендованными складами, а поставщики одежды не имеют собственных швейных мощностей.

Следовательно, Минобороны уже сейчас нужно не только пересмотреть некоторые ТУ, очевидно прописанные под одного производителя, но и входящие квалификационные критерии для участников тендеров, чтобы уже на старте не допускать к поставкам армии компании из когорты "Рога и копыта".

Иначе – возникновение новых скандалов со снабжением остается лишь вопросом времени.

Автор: Татьяна Николаенко

Источник: Цензор. НЕТ


Теги: РосукрэнергоГП Государственный оператор тылаГосударственный оператор тыла (DOT)Державний оператор тилу (DOT)Трейд Лайнс РитейлООО Трейд Лайнс РитейлГринкевич РоманГринкевич ИгорьНАЗКНацагентство по предотвращению коррупции (НАПК)НАПКМіноборониМинобороныКоррупцияКорупція

Дата и время 19 ноября 2024 г., 15:55     Просмотров Просмотров: 2387
Комментарии Комментарии: 0


Комментарии:

comments powered by Disqus
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Верите ли вы, что Дональд Трамп сможет остановить войну между Россией и Украиной?







Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.04192