АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал
МОВАЯЗЫКLANG
Киев: 8°C
Харьков: 8°C
Днепр: 8°C
Одесса: 8°C
Чернигов: 9°C
Сумы: 8°C
Львов: 4°C
Ужгород: 8°C
Луцк: 4°C
Ровно: 3°C

ГНС может получить доступ к банковским счетам: что это значит для налогоплательщиков

Читати українською
ГНС может получить доступ к банковским счетам: что это значит для налогоплательщиков
ГНС может получить доступ к банковским счетам: что это значит для налогоплательщиков

Ваш товарищ пригласил вас в ресторан, где он оплатил ужин на сумму 1000 гривен, а вы потом перевели ему 500 гривен на карту. С точки зрения ГНС, это рассматривается как доход вашего товарища, который подлежит налогообложению: 18% НДФЛ и 5% военного сбора, а также требуется подача декларации.

Если вы хотите доказать ГНС, что это было только возвращение долга, вам нужно предоставить договор о займе и всю информацию о транзакции, включая то, были ли начислены проценты по займу, с которых также должны быть уплачены налоги.

Фактически любой «плюс» по банковской карте ГНС считает доходом, о котором нужно подать декларацию и уплатить 18% НДФЛ и 5% военного сбора. Исключения — это только когда деньги на ваш счет поступили от кого-то из прямых родственников (отец, мать, муж, жена, дети). Также не уплачиваются налоги с полученных алиментов, процентов по государственным ценным бумагам, полученных пенсий и социальной помощи.

Пока что все это не происходит, — налоговая не имеет доступа к банковским счетам. Однако старается его получить. Инициатива заложена в правительственной Национальной стратегии доходов до 2030 года. Все для того, чтобы побороть неуплату налогов и увеличить поступления в бюджет. В настоящее время доступ к банковским счетам налоговики могут получить только через суд.

«Налоговая служба давно может получать отдельные данные без решения суда — по письменному запросу, оформленному согласно закону, но речь идет только о точечных запросах. Полной картины по объемам транзакций, денежному обороту или контрагентам налоговая не видит — эта информация доступна только по решению суда», — объясняет Богдан Слуцкий, экономист Центра экономической стратегии.

Если инициативу таки внедрят и ГНС получит доступ к счетам, может начаться как минимум путаница с числами, а по худшему сценарию — давление на бизнес и граждан, что приведет к падению доверия к банковской системе и оттоку денег из нее.

«Я как министр финансов считаю, что максимальная прозрачность и открытость в уплате налогов — это наше будущее. И мы не должны бояться открывать банковскую тайну, которая, как мы считаем, от чего-то нас защищает. Банковская тайна защищает воров и преступников», — заявил по этому поводу министр финансов Сергей Марченко. Именно его министерству подчиняется ГНС.

Поскольку объемы иностранной помощи для Украины могут существенно сократиться, Минфин и ДПС ищут дополнительные источники налоговых поступлений. Поэтому рассчитывать на их «мягкость» не приходится.

Так, с 1 декабря прошлого года повысились налоги и военный сбор, а теперь на очереди другие шаги. В первом квартале нынешнего года ГНСуже перевыполнила план по налоговым поступлениям на 12,9%, собрав 315,1 миллиарда гривен. Это тем более удивительно, что украинская экономика за первые два месяца года замедлилась до роста на уровне 1,1% против 3,6% в 2024-м. Вероятно, дают результат дополнительные меры ГНС — такие как проверки, доначисление налоговых обязательств, штрафы.

Тренд на усиление налогового давления может продолжиться, если ГНС получит доступ к банковским счетам. «Такая инициатива не является новой. Государственная налоговая служба уже много лет стремится получить прямой доступ к банковским счетам налогоплательщиков. Однако, учитывая, что пока ещё не произошло коренных реформ в работе налоговой службы, предоставление доступа к счетам может угрожать усилением давления на налогоплательщиков», — говорит Наталья Артемчук, менеджер налогового и таможенного комитетов «Европейской бизнес-ассоциации».

Что происходит вокруг банковской тайны

Правительство одобрило Национальную стратегию доходов в декабре 2023 года — в ответ на требование Международного валютного фонда, который хотел видеть украинскую фискальную стратегию на фоне увеличения государственного долга страны в течение военных лет. В меморандуме между правительством Украины и МВФ за март нынешнего года указано, что фонд одобряет положения Национальной стратегии доходов — в частности, доступ ГНС к банковским счетам.

Так что теперь Минфин и ДПС могут отбиваться от критических аргументов тем, что МВФ уже утвердил такую политику. Однако это будет не совсем правильно. «МВФ к этому никакого отношения не имеет, — говорит Дмитрий Боярчук, исполнительный директор аналитического центра Case Ukraine. — У них была требование создать эту программу, а наполнение программы могло быть другим — и МВФ тоже было бы окей. Для них основное, чтобы была общая стратегия доходов, определенное видение».

Пресс-служба Министерства финансов в ответ на запрос hromadske объяснила, что доступ ГНС к банковским счетам поможет внедрить новые сервисы для налогоплательщиков — в частности, упрощение процедуры декларирования и уплаты налога на доходы физических лиц. Также это даст возможность «усилить аналитический компонент в работе. ГНС сможет сравнивать информацию о поступлениях денежных средств с информацией о фактически задекларированных налогоплательщиками доходах».

В самой ГНС в ответ на запрос hromadske рассказали, что в рамках реформы планируют получить доступ к «до банковской тайны, тайны поставщика платежных услуг о объеме и обороте средств/электронных денег на счетах». Объясняют эту необходимость тем, что в Украине налоговые органы не имеют доступа к информации о наличии средств на счетах налогоплательщиков, имеющих налоговый долг, а такой доступ нужен для взыскания долга.

Кроме этого, говорят в Минфине, такая реформа позволит внедрить в Украине прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц, где меньшие доходы облагаются меньшими налогами, а большие — большими. Так, отмечают в министерстве, в Украине заработает справедливый принцип «богатые поддерживают бедных».

На самом деле ГНС уже начала получать доступ к банковской информации налогоплательщиков. «В настоящее время ДПС Украины уже имеет доступ к обмену информацией на международном уровне о доходах юридических и физических лиц, который осуществляется без специального решения суда», — объясняет Наталья Артемчук из ЕБА. Да, именно это позволило налоговым органам провести проверки украинских моделей онлайн-сервиса Only Fans, заставив их уплатить налоги за заработанные доходы.

Кроме того, ДПС начала устанавливать тех украинцев, которые продают товары через интернет и получают как оплату за них денежные переводы на собственные счета. Так, через имеющиеся электронные системы налоговики теперь могут получать данные о гражданах, которые «систематически получают средства на собственные счета за проданные товары, то есть фактически занимаются предпринимательской деятельностью без государственной регистрации».

И это ещё не всё. 10 января вступил в силу закон, который урегулирует опеку над имуществом человека, который признан безвестно отсутствующим, — он предусматривает, что в таком случае к данным с банковских счетов таких людей может получить доступ нотариус. Но это вроде как техническая правка к законодательству, ничего здесь страшного нет.

А вот письмо Национального банка, который он разослал в начале марта коммерческим банкам страны, уже заставляет немного беспокоиться. В письме идет речь о рекомендации добавить к условиям договора банковского обслуживания согласие клиента на раскрытие банковской тайны другому банку, включая сведения о движении средств по счетам.

«Как по мне, у налоговой в целом достаточно рычагов для того, чтобы осуществлять соответствующие проверки. Она не умеет пользоваться теми инструментами, которые у неё есть. Дополнительные инструменты ей не нужны, тем более доступ к банковским счетам украинцев», — говорит Илья Несходовский, руководитель аналитического направления сети «АНТС».

Экономист Дмитрий Гриджук, бывший председатель правления банка «Хрещатик», считает, что реформа коснется в первую очередь бизнеса, а не отдельных граждан. «Они, наверное, не будут на маленькие суммы обращать внимание, а будут обращать внимание на большие суммы и те деньги, которые поступают на счет периодически, то есть это подтвержденный заработок, а не просто перевод средств с одного счета на другой», — комментирует он.

По его мнению, фискальный эффект может достигнуть десятков миллиардов гривен дополнительного налогового дохода, ведь аж треть денежных средств в Украине сейчас может находиться в тени.

«Если обеспечить надлежащую техническую и правовую защиту, расширение доступа налоговой к банковским операциям может привести к положительному эффекту: поможет выявлять системные риски, лучше прогнозировать поступления и снизить потребность в ручных проверках», — считает Богдан Слуцкий из ЦЭС.

Есть и другие мнения. «Эффект будет только отрицательный. Будет увеличение коррупции, увеличение злоупотреблений, ухудшение инвестиционного и бизнес-климата. Бизнес будет переходить на альтернативные расчеты, в частности с помощью криптовалют. Это — исключительно увеличение коррупционных возможностей налоговиков», — уверен экономист Илья Несходовский.

Но министерство финансов не останавливается. Там объясняют, что для предоставления ДПС доступа к банковским счетам понадобится голосование за законодательные изменения в Верховной Раде, а до этого ДПС должна поработать над улучшением защиты собственных систем информации, навести порядок в налоговых проверках, чтобы повысить доверие налогоплательщиков к этому ведомству.

Даниил Гетманцев, глава финансового комитета Верховной Рады, так прокомментировал для hromadske эту идею: «Законодательную инициативу готовит Минфин. От себя могу только сказать, что вряд ли мы сможем принять её в этом созыве». В то же время Национальная стратегия доходов предусматривает, что раскрытие банковской тайны для налоговиков может произойти уже в этом году, а самое позднее — в 2027-м.

Минфин прикрывается европейскими нормами, а украинцы не имеют доверия к ГНС

Министерство финансов считает, что раскрытие банковской тайны для налоговиков — это часть евроинтеграционных обязательств Украины, поэтому не делать этого нельзя. Якобы полученная налоговиками информация будет «безликой», это будут лишь большие массивы данных, однако на практике не сложно будет из «безликой» информации получить «личную».

«В целом сужение банковской тайны в части сотрудничества с налоговыми и антикоррупционными органами — это евроинтеграционное требование. Однако полное отмена банковской тайны не соответствует практике ЕС и развитых стран. Так, при обновлении национального законодательства необходимо искать такие формулировки, которые обеспечат сохранение баланса между финансовой прозрачностью, защитой прав клиентов и стабильностью банковской системы», — объясняет Наталья Артемчук из ЕБА.

Еще в октябре 2014 года министры финансов Евросоюза согласились снизить объем банковской тайны. Не соглашались лишь Австрия и Люксембург, но в конце концов всё-таки дали свое согласие. Тогда, после глобального финансового кризиса 2008-2009 годов и европейского долгового кризиса 2010-2013 годов, стояла острая необходимость увеличить сборы налогов, чтобы больше не спасать банковскую систему какими-то экстраординарными мерами.

В частности, речь шла о средствах в так называемых офшорах. Да в целом реформа касалась того, чтобы налоговые органы стран ЕС имели доступ к информации о банковских счетах граждан в других странах ЕС. То есть если немец открывал банковский счет в Люксембурге — из Люксембурга отныне должна была поступать информация об этом в немецкие налоговые органы. Как упоминалось выше, этот принцип уже работает в Украине.

«Во Франции налоговая может не только получить информацию о счете, но и наложить арест на средства. В Германии налоговики имеют автоматизированный доступ к счетам резидентов, а в Италии могут получить данные и блокировать счета в рамках уголовного расследования», — рассказывает Богдан Слуцкий, экономист ЦЭС.

В отчете за 2023 год консалтинговая компания PwC проанализировала, к чему такая практика привела в том самом Люксембурге. Так, в этой стране реформа банковской тайны привела к тому, что в банках остались преимущественно богатые клиенты, которые могут себе позволить профессиональных юристов и финансистов, а не массовые, рядовые клиенты.

Банковский сектор к инициативам Минфина и ДПС относится со скепсисом. «Принципы банковской тайны — это не просто юридические нормы. Это основа взаимного доверия между банком и клиентом. Без этого трудно говорить о стабильности и устойчивости финансовой системы. Потеря доверия — это как трещина в фундаменте: сначала она может выглядеть незначительно, но со временем она приводит к значительным повреждениям. Бизнес и граждане должны быть уверены в том, что их финансовая информация не станет достоянием третьих лиц», — утверждает Сергей Мамедов, вице-президент Ассоциации украинских банков и председатель правления банка «Глобус».

Так, если в Люксембурге произошел отток денег из банковской системы, то так может случиться и в Украине. «Когда, например, приняли закон о мобилизации и соответствующих штрафов за необновление данных, то началась тенденция с закрытием ФОП у мужчин. Мужчины стараются исчезнуть с радаров. В случае с доступом ДПС к банковским счетам будет такая же реакция», — говорит Дмитрий Боярчук, исполнительный директор Case Ukraine.

«В современных условиях, когда существует биткойн и другие криптовалюты, то при желании можно сделать так, чтобы тебе никто не заглядывал в карман», — добавляет он. Да, уже увеличилось количество чиновников, которые декларируют криптовалюту. Украинские чиновники подали 2113 деклараций с криптовалютой за 2024 год. Это на 10% больше, чем годом ранее, и в 2,2 раза больше, чем до начала полномасштабной войны.

Согласно данным отчета, составленного с помощью Всемирного банка, «Украина: Исследование затрат на соблюдение налогового законодательства в 2024 году», доверие к справедливости налоговых органов является довольно низким: лишь 7,8% респондентов полностью согласны с тем, что налоговые органы являются справедливыми, тогда как 48,9% не согласны с этим утверждением.

Собственно поэтому у граждан и бизнеса есть причины остерегаться расширения полномочий налоговых органов.

Автор: Иван Верстюк

Источник: hromadske


Теги: МинфинМінфінБоярчук ДмитрийАртемчук НатальяНДФЛНалогоплательщикиНалоговаяподатковаНалогиПодатки

Дата и время 17 апреля 2025 г., 22:29     Просмотров Просмотров: 2353
Комментарии Комментарии: 0


Комментарии:

comments powered by Disqus
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Верите ли вы, что Дональд Трамп сможет остановить войну между Россией и Украиной?







Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.040429