АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал
МОВАЯЗЫКLANG
Киев: 8°C
Харьков: 8°C
Днепр: 8°C
Одесса: 8°C
Чернигов: 9°C
Сумы: 8°C
Львов: 4°C
Ужгород: 8°C
Луцк: 4°C
Ровно: 3°C

"Мёртвый сезон": Как разлив российской нефти возле Керчи изменил Чёрное море

Читати українською
"Мёртвый сезон": Как разлив российской нефти возле Керчи изменил Чёрное море
"Мёртвый сезон": Как разлив российской нефти возле Керчи изменил Чёрное море

Украинские ученые подтвердили, что после разлива российской нефти в Керченском проливе все причерноморские страны оказались в зоне риска. Для кого-то это нефтяные пятна, для кого-то птицы в мазуте или загрязненные токсинами рыба и вода. Но загрязнение затронуло все побережья. 

Черные сгустки и мертвую рыбу через несколько дней начали находить почти все черноморские страны, но доказать, что это последствия разлива именно российской нефти, оказалось непросто. Однако украинские ученые разработали модель прогнозирования движения мазута в море и доказали это, пишет издание NGL.media. Они же прогнозируют, что пляжный сезон не обойдется без сюрпризов – нефть, которая в холодное время года опустилась на дно, летом поднимается на поверхность. 

На рассвете 15 декабря 2024 года российский танкер «Волгонефть-212» подал сигнал бедствия. Из-за сильного шторма волны разломали пополам судно с нефтепродуктами, которые планировали экспортировать в Индию. 13 членов экипажа сутки ждали спасения в открытом море, один моряк погиб. В тот же день сигнал SOS подал еще один танкер – «Волгонефть-239». Оба судна перевозили мазут М-100, оба имели запрет на движение по морю зимой. Их спроектировали в 60-х годах, позже модернизировали, вырезав среднюю часть. Оба танкера разломались именно по сварочным швам «модернизации» после ударов штормовых волн.

В результате двойной катастрофы в воду попали от четырех до восьми тысяч тонн мазута, которые до сих пор растекаются по всей акватории Черного моря. По данным украинского Министерства окружающей среды, за первый месяц после аварии из-за прямого воздействия токсичного мазута погибли более 700 морских птиц и более 60 дельфинов. В российской Анапе после уборки берегов от нефти погиб студент, еще около 300 волонтеров обратились за медицинской помощью из-за отравления парами нефтепродуктов.

И пока это происходило, в Москве повторяли два тезиса: катастрофа была форс-мажором, а разлив затронул только российское побережье. Оба утверждения – ложь. Первое опровергнуть легко, просмотрев прогноз погоды за эти дни, из которого понятно, что эти танкеры не имели права выходить в море.

А вот утверждение о влиянии разлива нефти только на российское побережье потребовало анализа спутниковых изображений и математического моделирования, которое до того никто в мире не проводил. Именно этим через несколько дней после катастрофы начали заниматься в Украинском научном центре экологии моря.

Куда растекся мазут?

Согласно международным конвенциям «О защите Черного моря от загрязнения» и «О трансграничном воздействии промышленных аварий» россияне должны были как можно скорее сообщить другим странам Черного моря о вытекании мазута. Логика этих документов заключается в том, что быстрая реакция поможет государствам скоординировать совместные усилия и преодолеть стихийное бедствие или аварию.

Но, как утверждает Виктор Коморин, и.о. директора Украинского научного центра экологии моря, россияне не только не передали данные, но и цинично продолжали лгать о том, что разлив касается только их побережья.

«Но это, конечно, касается всех черноморских стран. Поэтому еще в декабре мы создали международную группу ученых, чтобы опровергнуть это и объяснить долгосрочные последствия разлива», –  вспоминает Коморин.

В группу вошли Марк Железняк из IER Fukushima University (Япония), Максим Сорокин из Института проблем математических машин и систем НАНУ (Украина), Павел Ткалич из Tropical Marine Science Institute at National University of Singapore (Сингапур) и сам Виктор Коморин. Ученые начали анализировать спутниковые снимки, социальные сети, модели движения нефти в воде, чтобы провести расчеты, которые бы показали направления движения нефтяных пятен.

По словам Марка Железняка, которого 12 лет назад пригласили исследовать последствия аварии АЭС в Фукусиме, перед ним стояла задача создать комплексную модель распространения нефти в Черном море, которую до этого еще никто не делал.

«В истории с разливом в Керченском проливе нас интересовало, куда движется мазут. Мы знаем, что сначала на воде образуется нефтяная пленка, затем волны захватывают ее на глубину. В воде нефтепродукты расщепляются на сгустки. Мы хотели выяснить, куда сгустки будут двигаться дальше», – объясняет Марк Железняк.

Ученые несколько месяцев работали над моделированием в OpenDrift, которое учитывает температуру, скорость ветра, течение и даже плотность нефтепродуктов. В начале июня они завершили прогнозирование, которое воссоздает движение разлитого мазута с декабря до конца марта. Объясняют, что дальше моделировать нет смысла, поскольку мазут за это время превратился в небольшие камни, которые к концу марта уже выбросило волнами на берега или же они опустились на дно и не двигаются.

 dqxikeidqxitkant

Основная гипотеза ученых была в том, что мазут попал в главное Черноморское течение, которое движется против часовой стрелки, растекся по всему морю и с волнами будет попадать на побережье всех причерноморских стран. Моделирование это подтвердило.

«Мы сделали две модели: для более легкой и для более тяжелой нефти, чтобы показать эти два главных сценария. Наша цель в том, чтобы показать, что произошло, и дать инструмент на будущее, если этот сценарий повторится», – объясняет Марк Железняк.

Симуляция с нефтепродуктами легкой фракции показывает, что разлив в Керченском проливе попал в основные черноморские течения, которые движутся против часовой стрелки. В первые месяцы после разлива больше всего такого мазута выбросило на берега Краснодарского края, Крыма и Турции.

«Сначала мы увидели, что течение движется из Керченского пролива в Азовское море и в сторону Краснодарского края. А уже через две недели ситуация кардинально меняется – нефтепродукты циркулируют по центру Черного моря, попадая в главное Черноморское течение. Нефть на поверхности движется быстро и преимущественно достигает берегов. Та, что попала на глубину, движется медленнее», – говорит Марк Железняк. 

Симуляция разлива нефтепродуктов более тяжелой фракции показывает, что нефть четко движется к центру Черного моря, растекается фактически по всему периметру и уходит на глубину возле берегов Крыма, Болгарии и Румынии. Цвет шариков показывает глубину погружения нефтепродуктов в метрах. 

Следы нефти на берегах Черного моря 

На Одесчине сгустки российского мазута впервые обнаружили в январе этого года возле сел Лиман и Лебедевка Белгород-Днестровского района. Госэкоинспекция отобрала несколько образцов сгустков и передала Украинскому центру экологии моря. Пробы подтвердили, что они все происходят из одного источника и попали на побережье во время шторма.

Официально ни одна из причерноморских стран, кроме Украины, не заявила о выбросах российской нефти на свои берега. Вероятно, из-за страха ухудшить отношения с Россией. Однако от местных активистов и ученых журналисты получили подтверждение нефтяных находок. По словам Павла Гольдина из украинского Института зоологии им. И.И. Шмальгаузена, спутниковые снимки подтверждают, что по состоянию на начало января нефтепродукты уже были в море возле побережья Турции.

«На самом деле все причерноморские страны в зоне риска, ни одна не может рассчитывать на то, что избежит опасности. Каким бы ни было положение, все причерноморские течения пересекаются», – объясняет в комментарии NGL.media Павел Гольдин.

Следы мазута на турецком побережье СМИ подтвердил и профессор Байрам Озтюрк из Turkish Marine Research Foundation в Стамбуле. В частности, выбросы нефти были зафиксированы между городами Синоп и Трабзон. Турецкие специалисты также сообщили об обнаруженных птицах со следами мазута на крыльях.

Грузинский эколог Арчил Гучманидзе также сообщал о найденных на побережье птицах со следами мазута. «В последние дни на побережье Грузии (Гонио, Батуми, Кобулети, Уреки, Поти, Ана́клия) зафиксировано много случаев найденных птиц, покрытых мазутом. В этот период миграция водоплавающих птиц проходит через район разлива мазута в Черном море, эти факты связаны. Таких случаев будет больше», – писал Арчил Гучманидзе в январе.

Загрязненная мазутом птица на побережье возле грузинского села Шекветили, 1 января 2025 года (фото волонтеров)

Загрязненная мазутом птица на побережье возле грузинского села Шекветили, 1 января 2025 года (фото волонтеров)

Грузинские волонтеры также старались детально документировать случаи обнаружения покрытых мазутом птиц возле Батуми.

Согласно моделированию украинских ученых, значительная часть российского мазута была в водах возле берегов Болгарии, хотя там официально опровергали такую возможность. Министр туризма Мирослав Боршош также уверял, что Болгария расположена на безопасном расстоянии и разлив мазута в Керченском проливе не повлияет на местный туристический сектор.

В Румынии официально не комментировали загрязнение своих берегов, но местный министр окружающей среды Мирча Фекет заявил о готовности обмениваться с Украиной информацией о возможных последствиях.

Последствия для природы

Крупнейший в мире разлив нефтепродуктов российской марки М-100 произошел в 2002 году в Бискайском заливе. Тогда в результате аварии танкера Prestige в воду попали более 60 тысяч тонн российского мазута.

Ученые год за годом документировали аварию и пришли к выводу, что последствия были ощутимы около 20 лет. В частности, речь идет об изменениях в ДНК тех людей, которые были привлечены к очистке береговых линий или непосредственно контактировали с загрязненной водой. В частности, через два года после разлива ученые зафиксировали хромосомные изменения, которые связаны с риском повышения развития рака.

«Нет оснований думать, что у нас будет что-то иначе. Токсины накапливаются в живых организмах, например в жире или печени рыб, и, в конечном итоге, попадают к дельфину, мартину или человеку. Токсичность может быть очень высокой и нести угрозу здоровью», – объясняет Павел Гольдин из украинского Института зоологии.

Учитывая, что в Украине продают рыбу, пойманную в Турции и Болгарии, Гольдин советует с осторожностью относиться к таким покупкам. Его коллега Виктор Коморин добавляет, что последствия потребления рыбы с токсинами могут быть фатальными.

«Например, рыба может накапливать вредные вещества и некоторое время чувствовать себя нормально, но если ее съест дельфин, он погибнет. Все последствия невозможно спрогнозировать», – объясняет Виктор Коморин.

Как ответили в Минэкологии на запрос СМИ, по предварительным подсчетам, утечка мазута нанесла экосистеме Черного моря в целом ущерб на сумму более 14 млрд долларов США. Согласно оценке Госэкоинспекции, убытки для Украины составляют 493,5 млн долларов США.

Как сообщили в Офисе генерального прокурора, уголовное производство по ч. 1 ст. 243 УКУ «Загрязнение моря» по факту разлива нефти в Керченском проливе было открыто еще 20 декабря. Сейчас особого прогресса в этом деле нет.

Что будет с пляжным сезоном

По словам Виктора Коморина из Украинского научного центра экологии моря, с повышением температуры воды нефтепродукты, скорее всего, будут подниматься на поверхность.

«Скорее всего, это будут нефтепродукты, растворенные в воде. Эта вода будет попадать в прибрежные зоны, поэтому следует постоянно проверять уровень загрязнения. Мы это делаем еженедельно возле Одессы. Кроме того, этим занимается Госэкоинспекция», – объясняет Коморин.

Особенно внимательными нужно быть после штормов, которые могут вынести мазутные сгустки в верхние слои воды и выбросить их на берег.

Что касается российского побережья, то сейчас официально большинство пляжей возле Анапы закрыто для купания и даже прогулок. В то же время, в тех местах, где купание разрешили, по состоянию на июнь продолжают находить сгустки нефти. Местные блогеры даже провели эксперимент и прошли по берегу в белых носках, чтобы показать, что мазут все еще выбрасывает на местные пляжи, даже через шесть месяцев после аварии.

По состоянию на июнь этого года волонтеры в Грузии продолжают находить птиц в мазуте.

"Теневой флот"

То, что произошло в Керченском проливе, может случиться в любом месте, где ходят танкеры российского "теневого флота", уверена руководительница аналитического направления KSE Institute Sanctions group Юлия Павицкая. Она с коллегами отслеживает движение российских танкеров с начала полномасштабного вторжения.

«Это только вопрос времени. Все сидят на этой пороховой бочке и ожидают, где произойдет очередной разлив», – считает Юлия Павицкая.

По данным KSE, сейчас около 85% российской сырой нефти транспортируется теневыми танкерами. Такие суда преимущественно очень старые и не имеют международной страховки от аварийных разливов нефти. Как правило, их используют для обхода ограничений на поставки российской нефти.

Об экологических рисках от теневого флота много раз заявляла и влиятельная международная природоохранная организация Greenpeace. За три месяца до разлива нефти в Керченском проливе эта организация предупреждала о рисках разлива нефти со старых танкеров в Балтийском море, где их количество возросло на 70%.

«Если у вас есть хороший бинокль, то, прогуливаясь по немецкому полуострову Дарс-Цингст или острову Фемарн, вы заметите корабли российского "теневого флота". Это старые суда с дешевой страховкой, которые ежедневно плавают вдоль балтийского побережья и перевозят нефть. Наши данные свидетельствуют о том, что риск нефтяной катастрофы невероятно возрос в последние годы», – говорится в отчете Greenpeace.

Автор: Марьяна Вербовская


Теги: Экологическая катастрофаекологічна катастрофатанкер Волгонефть-239РосіяРоссияВолгонефть-212танкер Волгонефть-212Черное мореЧорне мореКерчнафтаНефтькораблекрушение

Дата и время 26 июня 2025 г., 11:19     Просмотров Просмотров: 2059
Комментарии Комментарии: 0


Комментарии:

comments powered by Disqus
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Верите ли вы, что Дональд Трамп сможет остановить войну между Россией и Украиной?







Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.041132