Жёлтый Шевченко в центре Киева оказался копией французского арт-проекта

Читати українською
Жёлтый Шевченко в центре Киева оказался копией французского арт-проекта
Жёлтый Шевченко в центре Киева оказался копией французского арт-проекта

Автор художественного проекта с желтым бюстом Кобзаря, который выставлен в самом центре Киева, заимствовал свою идею из аналогичного проекта во Франции.

Об этом пишет Информатор.

Художественный проект, который расположен в парке Шевченко напротив красного корпуса КНУ, "перенял" свою идею из аналогичного проекта во Франции. Речь идет о 5-метровом бюсте Тараса Шевченко желтого цвета, установленном 5 августа 2025 года в партнерстве между ОО Ukraine WOW и МИД Украины. Его замысел полностью напоминает творческую идею иностранных художников, создавших аналогичную желтую скульптуру в г. Лилль, назвав её "Роми" — кто-то считал, что в честь памяти актрисы Роми Шнайдер.

Слишком попсово и индустриально: как возникла Роми из Лилля

Сходство замыслов обоих проектов заметно даже со стороны постороннего наблюдателя. Так, статуя, созданная художником из Лиона Ксавье Вейланом, была установлена на площади перед Фландрским вокзалом в г. Лилль (Франция) еще в сентябре 2019 года. Это бюст женщины с загадочным взглядом и руками, сложенными на груди, которая словно встречала пассажиров. Как отметило тогда местное издание La Voix Du Nord, целью проекта было скорее создание публичной дискуссии.

Бюст  dqxikeidqxitkant

Бюст "Роми" дынно-желтого цвета встречает пассажиров перед железнодорожным вокзалом во французском городе Лилль. Фото: Паскаль Боньёр, VDNPQR

Несмотря на название "Роми", по словам ее автора, она не связана с легендарной немецко-французской актрисой Роми Шнайдер, которая родом из этого города. Так, говорит он, звали и его бывшую коллегу по студии, которая позировала во время создания бюста.

Примечательным был и сам метод изготовления скульптуры. Как сообщало местное медиа Radio Contact в 2019 году, 2,9-метровый бюст весом в 250 кг напечатали на 3D-принтере из полистирола и стекловолокна, и натянули на каркас из стали, покрасив сверху полиэфирной смолой. Цвет выбрали "дынно-желтый", тогда он запомнился горожанам, вызвав смешанные реакции - кому-то он показался слишком "попсовым и индустриальным".

Почему же желтый Шевченко "дисциплинарно" - не кич

В украинском варианте "Роми" выросла до 5-метровой высоты и отрастила усы. Также, как и в Лилле, киевский бюст вызвал споры среди горожан - одним он нравится, потому что это "смело и очень по-европейски" (конечно!), другие ругают странный цвет и форму. И еще используют к нему слово "кич" - некоторые горожане, впрочем, считают, что ошибочно.

"Этот желтый Шевченко дисциплинарно не кич. Большая желтая скульптура не обязательно должна быть кичем. И желтый цвет не делает что-либо кичем. Кич — это натюрморты со сливками в вашем доме, клеенка для стола и сувенирные магнитики на холодильнике", — заметил в посте на Facebook киевлянин Eugene Baraban.

А художница, искусствоведка и куратор художественных проектов Елена Грозовская шутит над бюстом - мол, говорят, что позже инсталляция будет служить наземным вестибюлем к станции метро "Тарас Шевченко" - на платформу можно будет попасть через отверстие в спине Кобзаря. Усы, шутит Грозовская, сделают подвижными - будут служить часовыми стрелками.

"Если серьезно, то все это настолько плохо, что даже хорошо", — подчеркивает художница.

Шевченко в Киеве является проектом коммерческим: воспользоваться интерактивной

Шевченко в Киеве является проектом рекламным: воспользоваться интерактивной "фотовыставкой" внутри можно, приложив банковскую карту конкретного производителя

В Киеве статуя является еще и коммерческим проектом, поэтому ее создатели получили выгоду от рекламодателя. Внутри нее есть интерактивная выставка: глядя в глазок, можно увидеть монументы Тарасу Шевченко, установленные за границей, и, чтобы попасть внутрь, нужно приложить карту одной из мировых компаний-лидеров по производству банковских пластиковых карт.

Кто же "заимствовал" идею и даже цвет скульптуры

Кто же ответственный за плагиат в случае с киевским бюстом? Как уже писал Информатор, проект создала ОО Ukraine WOW в партнерстве с МИД Украины. В самой организации назвали имена художников, создававших Шевченко: прежде всего, это Сергей Западня, автор художественного замысла. За "научную консультацию" отвечала Юлия Шиленко, главный хранитель фондов Национального музея Тараса Шевченко, но магистральная идея принадлежит именно Западне.

Он является достаточно известным художником - работы Сергея Западни выставляются в аукционных домах Украины, а арт-проекты побеждают на европейских и мировых художественных площадках. Входил в состав украинской группы "Йод", является одним из самых титулованных на родине художников. А еще — отличался созданием политкорректного искусства "на злобу дня".

PR-менеджер Ярослава Гресь подержалась за чемпионский пояс Александра Усика на матче-реванше на арене

PR-менеджер Ярослава Гресь подержалась за чемпионский пояс Александра Усика на матче-реванше на арене "Уэмбли" в Лондоне; и Сергей Западня - художник, который непосредственно отвечает за создание "желтого Шевченко". Фото: Facebook Ярославы Гресь и m17.kiev.ua

Итак, в 2014 году он провел выставку "Вид на Крым" в столичной галерее "Карась", в 2022-м "собрал образ героя" в проекте "Нескоренные". К этому перечню, в принципе, можно добавить и нынешнего желтого Шевченко - где же еще расположить "насущное" политкорректное искусство, как не между скульптурой Тараса Шевченко в парке Шевченко и "красным" корпусом КНУ им. Тараса Шевченко.

Интересно также, кто выступил "промоутерами" политкорректного искусства, кто, вероятно, отбирал эскизы и согласовывал их с "заказчиком" (напомним, им является всемирно известная компания, производящая банковские карты). Это ОО Ukraine WOW, и её основательницы - Ярослава Гресь и Юлия Соловей. Обе они являются "широко известными в узких кругах" Киева PR-менеджерами, которые за последние 5 лет вошли еще и в узкий арт-круг, связанный с инициативами, связанными с властью.

Так, Гресь и Соловей были тесно связаны с инициативой украинского президента, фондрайзинговой платформой UNITED24 (до 2024 года Гресь работала её координатором, Соловей - возглавляла отдел партнерств). Платформа собирает средства на восстановление Украины и популяризирует страну в мире - её амбассадорами являются сэр Ричард Брэнсон, Марк Хэмилл, Алисса Милано, Барбара Стрейзанд, Фрэнсис Фукуяма, Лиев Шрайбер и группа Imagine Dragons. Также обе причастны к PR-агентству Gres Todorchuk (Ярослава Гресь - управляющий партнер, Юлия Соловей - креативщица и кураторка проектов).

Дата и время 09 августа 2025 г., 19:41     Просмотров Просмотров: 2012