АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал
МОВАЯЗЫКLANG
Киев: 20°C
Харьков: 21°C
Днепр: 23°C
Одесса: 23°C
Чернигов: 20°C
Сумы: 20°C
Львов: 12°C
Ужгород: 14°C
Луцк: 13°C
Ровно: 15°C

Вовлечение ветеранов в общественно-политическую жизнь: что выигрывает общество

Читати українською
Вовлечение ветеранов в общественно-политическую жизнь: что выигрывает общество
Вовлечение ветеранов в общественно-политическую жизнь: что выигрывает общество

Одним из последствий российско-украинской войны будет появление огромного количества ветеранов, нуждающихся в адаптации к гражданской жизни. Этот процесс будет трудным и долговременным, и в него должны быть вовлечены как сами ветераны, так и государство. Кроме того, процесс адаптации неизбежно затронет все сферы жизни – медицину, бизнес, политику, государственное управление, общественный сектор. Поэтому к возвращению из войны бывших воинов нужно готовиться уже сейчас, сосредоточившись в том числе и на процессе реинтеграции ветеранов.

На изучение потребностей ветеранов был направлен ряд исследований проекта «Стратегия перехода и интеграции украинских ветеранов в образование и рабочую силу» проведенных ОО «Украинская Ассоциация Маркетинга» в рамках программы «Профессиональное образование в Украине/Skills4Recovery», реализуемой Deutsche Gesellschaft für International ) GmbH по поручению Федерального правительства Германии.

Исследователи провели 33 глубинных интервью с ветеранами в Винницкой, Ивано-Франковской, Харьковской, Хмельницкой и Киевской областях, а также в городе Кривой Рог. Выводы по их результатам должны помочь разработать стратегию, направленную на комплексную поддержку бывших участников боевых действий в их успешной реинтеграции в гражданскую жизнь через структурированную систему образования, профессионального обучения и психосоциальной поддержки. Соответствующие государственные органы управления Украины смогут разработать действенные политические рекомендации по улучшению адаптации ветеранов к гражданской жизни.

Хотя исследование было направлено прежде всего на проблемы интеграции ветеранов в рынок труда, оно выявило еще целый ряд других проблем. Однако, кроме того, что ветераны говорили о своих проблемах, они часто предлагали варианты их решения. И одним из возможных вариантов солдаты называют необходимость их вовлечения в общественную и политическую жизнь страны.

С какими проблемами сталкиваются ветераны

Учитывая, что война продолжается и в ближайшей перспективе об ее окончании речь не идет, можно смело прогнозировать, что количество уволенных из рядов Вооруженных сил Украины будет увеличиваться ежедневно. А после окончания войны, когда состоится массовая демобилизация, в Украине одномоментно появится большое количество ветеранов, которые будут нуждаться как во всесторонней помощи в процессе адаптации к гражданской жизни, так и в услугах государственных органов по оформлению необходимых документов.

К этому процессу нужно готовиться уже сейчас, пока количество ветеранов относительно невелико – по неофициальным данным, по состоянию на 1 января 2024 года их в Украине насчитывалось чуть больше 900 тысяч. Уже по этой цифре можно понять, что после победы количество ветеранов будет исчисляться миллионами.

В ходе опроса ветераны рассказывали о проблемах, с которыми они столкнулись после демобилизации и адаптации к гражданской жизни. Речь шла, в частности, об оформлении документов, получении льгот и денежной помощи, проблемах с медицинской помощью, попытках устроиться на работу или открыть собственное дело.

«Я обращаюсь в военкомат, военкомат делает запрос, делает там остальные дела и ждешь ты месяцами, можешь четыре месяца ждать. У меня некоторые ребята до сих пор нужных справок не получили, которые уже год как уволены, списаны. Некоторые год не получили, потому что не проводилось расследование, потому что нет записи в журнале, и ты что? Ты дураком выходишь. Я не знаю, как с этим бороться, с этим сталкивается большинство людей», - Дмитрий, ветеран из Винницы, опрошенный в рамках исследования.

Также необходимо понимать, что адаптация ветеранов к гражданской жизни – не устоявшийся процесс, он находится в постоянной динамике, потребности ветеранов изменяются вместе с изменениями в общественной, экономической жизни страны. Поэтому Украина стоит перед задачей выработки гибкой и успешной модели отношений государства и ветеранов, которая будет актуальна в течение, по крайней мере, ближайших нескольких лет.

«Когда начнут возвращаться, это будет очень страшно, потому что многие из них – они уже неадекваты, к сожалению, и это будет катастрофа. И катастрофа в том, что мы не готовы к этому, у нас вообще с ветеранами беда, что тогда было, а что сейчас - вообще и говорить нечего. Потому что, видите ли, все опять-таки ложится на плечи волонтеров, на вас, которые уже что-то пытаются думать, придумывать, как-то так. Снова государство в стороне, и это так всегда», - Игорь, ветеран из Ивано-Франковска, опрошенный в рамках исследования.

Ветераны также часто говорили о том, что они сталкиваются с непониманием их потребностей со стороны государственных служащих, к которым они вынуждены обращаться. И это непонимание далеко не всегда порождено нежеланием чиновника общаться с ветераном или нежеланием помочь ему. Недоразумения возникают из-за того, что людям, не прошедшим войну, часто просто невозможно понять ни психологическое состояние ветерана, ни его потребности. Иногда стороны просто не могут найти общий язык.

Что касается барьеров перед интеграцией в гражданскую жизнь, то в интервью звучала информация о сложности получения должной помощи. Речь идет не только о медицинском обслуживании, но и о практически всех сферах жизни: поиске работы, учебе или переучении, открытии собственного дела, получении надлежащих льгот и т.д. В основном это происходит из-за пробелов и нестыковок в законодательстве. В совершенствовании нуждаются модели и инструменты финансовой поддержки ветеранов (монетизация, ваучеры и т.д.), а также расширение вариативности выбора необходимых конкретному ветерану сервисов содействия реинтеграции в гражданскую жизнь, в том числе и их предоставлятелей (программы и учебные заведения, адаптация к рабочему месту и т.п.).

Как видят ветераны себя в решении проблем адаптации

Одним из вариантов решения таких проблем могло бы быть привлечение ветеранов в государственную службу, работу в органах социальной защиты, центры занятости, медицинские учреждения, исполнительные органы и силовые структуры. В целом – ко всем сферам государственного управления или органам местного самоуправления.

«Лучше всего, чтобы все увольняющиеся знали, что вот есть место. В котором отвоевавшие люди отслужили. Люди, которые с одной ногой, с одной рукой, вот они там сидят и вся их работа в том, чтобы поговорить с тобой. А вот сидящие там люди их ждут. Это должны быть только те, как прошли. Тогда ветеран будет понимать, что там брат, который так же служил, он поймет лучше. Потому что сидящий там человек не поймет», - Дмитрий, ветеран из Винницы, опрошенный в рамках исследования.

Кроме того, привлечение бывших солдат к работе в государственных органах будет способствовать координации усилий государства с одной стороны, и самих ветеранов, с другой, направленных на интеграцию ветеранов в общественно-политическую жизнь страны. Это должно стать одной из приоритетных задач государственной политики при разработке программ адаптации ветеранов в гражданскую жизнь.

Также важно содействие развитию организаций гражданского общества, ветеранским объединениям, которые полезны для ветеранов во многих аспектах: социального взаимодействия и поддержки между ветеранами; помощи в решении вопросов социальной защиты; предоставление различных услуг и программ по повышению качества жизни ветеранов; доступ к различным ресурсам, которые помогут им в адаптации к гражданской жизни после войны.

Многие ветераны видят себя в силовых структурах – полиции, СБУ, судах, таможне и т.д. При этом они отмечают, что привлечение их к службе в этих органах, кроме решения их собственных проблем с адаптацией, может значительно снизить напряжение при возможном взаимодействии с ветеранами, которые вступят в конфликт с законом или будут контактировать с силовиками каким-либо другим способом.

«Не важно, кто перед тобой - обычный дядя из села, или депутат, друг моего командира из полиции, все равно он выполняет свою работу, и это вызывает большое уважение, потому и говорю: в силовые структуры нужно брать ветеранов. Вот как в Германии, например. Потому что это бесценно, этот опыт. В любую силовую структуру - СБУ, полицию - надо брать ветеранов, причем ребят, реально ребят боевых, не тех, кто приезжали так, чтобы посмотреть, медальки раздать и быстренько уехать», - Игорь, ветеран из Ивано-Франковска, опрошенный в рамках исследования .

Когда речь идет о работе в силовых структурах, ветераны не требуют зачислять их туда по каким-то квотам или на основании льгот. Они говорят лишь о создании прозрачных и понятных критериев отбора для желающих служить в полиции, ГСЧС, таможне и т.д.

Привлечение ветеранов к общественно-политической жизни и общественной деятельности

Как уже отмечалось, результаты интервью с украинскими воинами выходят за рамки простой актуализации проблем и потребностей ветеранов в реинтеграции в образование и рынок труда. Они создают предпосылки более системного видения, выходящего за пределы непосредственного опыта отдельных категорий ветеранов, а также деятельности и инициатив конкретных секторов и организаций для содействия реинтеграции ветеранов в гражданскую жизнь.

Одним из наиболее эффективных путей решения своих проблем ветераны видят активное вовлечение бывших воинов во все сферы общественно-политической жизни: выборные органы власти, исполнительные органы, государственную службу и т.д.

«Я понял, как что-то получить от определенных органов. Все как всегда: хочешь сделать что-то хорошее – сделай это сам. Хочешь выполнить задачу так, как нужно и вернуться - сделай это сам. То есть подготовься сам, собери информацию проведи разведку, доразведку, подготовь пути ухода, запасные пути ухода… Надо предусмотреть возможные обстоятельства, знать, с чем ты столкнешься, собрать информацию по этому поводу и чтобы вернуться - то же и в гражданской жизни. Хочешь что-то сделать – сделай это сам» – Дмитрий, ветеран из Винницы, опрошенный в рамках исследования.

21% ветеранов сказали, что искали новую работу в соответствии со своими физическими возможностями в социальной сфере. Это очень важная и реальная проблема, которую нужно и можно решать путем достаточно небольших усилий со стороны государства. К тому же это выгодно для всех, ведь часто у ветеранов есть уникальные навыки и опыт, которые могут быть полезны в работе с людьми и в социальных программах.

Подтверждением тому является положительная оценка ветеранами поддержки от другого ветерана по принципу «равный - равному». Этот подход помогает быстрее восстановить ветеранов после службы и придает им уверенность в способности успешно интегрироваться в гражданскую жизнь, обретать новые знания или находить работу. Коллективная поддержка и взаимопомощь ветеранов в этом процессе являются неотъемлемой составляющей успешной адаптации к гражданской жизни после службы.

Участники глубинных интервью подтвердили, что работа ветеранских общественных организаций – очень важное дело, которое заключается в поддержке ветеранов. По словам ветеранов, у каждого был доступ к разным видам помощи, организованной ветеранскими общественными организациями, а именно: защите их прав, медицинской помощи, психологической поддержке, поискам жилья, работы и других услуг.

Активность общественных ветеранских объединений в поддержке ветеранов известна своей постоянной работой по защите прав и интересов военнослужащих, оказанию помощи в решении вопросов социального обеспечения, а также поддержке в профессиональной переквалификации и поиске работы.

Ветераны отмечали проблематичность в Украине, но позитивный опыт в мире по функционированию программ поддержки для ветеранов, предоставляющих им возможность получить работу в силовых структурах, служить во вспомогательных организациях или на госслужбе.

Все это во многих случаях возможно на уровне законодательных изменений, но пока, до окончания военного положения, интеграция ветеранов в законодательные органы (то есть Верховную Раду) и выборные органы местного самоуправления невозможна по очевидным причинам. Однако можно предположить, что после окончания войны многие ветераны решат попробовать себя в большой политике.

Если говорить обо всем остальном – исполнительных органах власти, органах местного самоуправления, силовых структурах, общественном секторе и т.п., то интеграция ветеранов во все эти сферы управления не требует от государства сверхусилий. Поэтому вовлечение ветеранов в эти сферы кажется вполне достижимым уже на нынешнем этапе войны.

На перспективу же, очевидно, необходимо разрабатывать комплексную программу привлечения как можно большего количества ветеранов ко всем сферам жизни государства, прежде всего к органам власти и силовым структурам, акцентировав внимание на тех направлениях, где ветераны будут чаще контактировать друг с другом, находясь по разные стороны «барьера». Это, кроме того, что позволит интегрироваться части ветеранов в аппарат государственного управления, значительно снизит социальное напряжение в период адаптации той массы демобилизованных, которая неизбежно возникнет после войны.

Автор: Николай Киреев


Теги: демобілізаціяДемобилизацияГСЧСДСНСПолицияПоліціяСБУОО Украинская Ассоциация МаркетингаНапад Росії на УкраїнуНападение России на УкраинуВойнаВійнаветераныветерани

Дата и время 13 мая 2024 г., 18:13     Просмотров Просмотров: 1886
Комментарии Комментарии: 0


Комментарии:

comments powered by Disqus

’‚Ћђ€ §‘’Ћђ§ћ з Ђ‡Ћ‚ЋЊ

loading...
Загрузка...

Наши опросы

Когда, по-вашему, возможно окончание войны в Украине?








Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.998867